Новый путь, 3 глава, 3 параграф

Одна капля может освятить весь океан,
Один молитвенник – спасти все города и веси»
Серафим Саровский.

3 параграф. О молитве.

Одно из простых и важнейших проявлений религиозной жизни – молитва.
В широком понимании молитва – это разговор со сверхъестественными силами, в христианстве и мусульманстве – разговор с Богом, с Творцом.
Князь Н.С. Трубецкой пишет о молитве: «Молиться человек может о чем угодно: и о прощении и о наслании болезней на личного врага. И всякая молитва может быть услышана, весь вопрос – кем. Бог приемлет молитву, идущую из чистого сердца, из сердца, очищенного от гордости, себялюбия и злобы, молитву, проникнутую духом любви к Богу и ближнему. Сатана приемлет и другие молитвы, если они направлены к нему или к его бесам и если, исполнит их, он может завладеть душой человека»
Поэтому стоит поостеречься просить в молитве о чем-то плохом – иначе мы рискуем войти в общение с злыми духами, то есть бесами.

Далее я буду говорить о молитве православной, которая по сути разговор человека с Создателем. Святитель Тихон Задонский писал: «Как птица без крыльев, как воин без оружия, так христианин без молитвы».

  Любому, кто имеет хоть каплю веры и хочет обрести помощь Божию, возможно и полезно молиться. Даже если человек с верою говорит "Господи, помилуй!" или "Слава Богу!", то эта короткая молитва будет услышана Богом. Сказанные от души, из глубины сердца два слова даже лучше, чем длинная молитва, которую читают автоматически, не задумываясь и не прилагая душевных сил.

     Немного поговорим о терминах. В православной русской Церкви принято называть молящегося человека молитвенником, а книгу, в которой собраны молитвы - молитвословом. Именно в данном смысле применяется слово "молитвенник" в эпиграфе данного параграфе, цитате из наследия Серафима Саровского. Хотя, бывает, что нецерковные люди и католики называют книгу с молитвами молитвенником. Эта другая традиция, которую я упоминаю для ясности, но не использую.

Очень серьезно и глубоко разбирает эту тему Феофан Затворник в книге «Четыре слова о молитве»:

«Припоминаю мудрое обыкновение древних святых отцев, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, – не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет, или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, – и они именовали ее дыханием духа. – Есть дыхание в теле, – живет тело; прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. Не всякое, однакож, совершение молитвы или молитвословие есть молитва. – Стать пред иконою – дома, или здесь, – и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, – а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное. Когда есть сии чувства, молитвословие наше есть молитва, а когда нет, – оно не есть еще молитва.»

     Молитва может быть просительная, благодарственная, покаянная. Тут все относительно просто: просительная молитва - это когда чего-то просим у Бога, благодарственная - когда благодарим и славословим Бога, а покаянная - когда сокрушаемся о грехах и каемся в них. По личному опыту и отзывам других людей я знаю, что благодарственная молитва обычно создает радостный настрой в душе. Даже говорят, что человек, который всегда благодарит Бога, ни в чем ни нуждается.

   Традиционно православные люди часто молятся теми молитвами, которые есть в молитвослове и Богослужении, они частично совпадают. Хотя никто не запрещает молиться своими словами, и я это делаю, многие мои знакомые христиане так делают. Но молитву "Отче Наш" нам дал сам Иисус Христос, другие молитвы составлены Святыми людьми: Угодниками, Святителями, Мучениками. Символ Веры, например, составлен на Вселенском соборе. Слова этих молитв учат нас, о чем просить Бога, как его благодарить, как обратиться к Богу в трудную минуту, как воспеть радость праздника, как нам каяться и даже как строить духовную жизнь. Ими полезно и поучительно молиться.

Не зря набор молитв, которые человек читает утром или вечером по молитвослову, называются утренним и вечерним молитвенным правилом. Название "молитвенное правило" подразумевает, что мы учимся молиться правильно. Никто не запрещает при этом молиться своими словами, но специальными, составленными Святыми людьми молитвами молиться благодатнее, полезнее. Поэтому дома непременно должен быть молитвослов.
Лично у меня их несколько: маленький дорожный, большой с молитвами для различных обстоятельств, с молитвами за детей, с молитвами за болящих, книжечки с акафистами и канонами. Когда дочь была маленькая, то был еще детский молитвослов для нее.

При написании данного параграфа я вспоминаю трансляции бесед со священником Алексием Уминским. В одной из бесед он раскрывал данную тему, мудро и серьезно говоря об этом. И в то же время в нем ощущалась удивительная любовь к людям, кротость, терпение и светлая душа, дух, устремленный ко Христу.

Молитвенное правило необходимо индивидуально подбирать для каждого конкретного человека, здесь хорошо посоветоваться со священником, который вас знает, учесть образ жизни, занятость и т.п. Для этого можно сходить в храм и во время исповеди или после службы спросить у священника совета, какие молитвы читать. Хорошо советоваться с духовником, если он у вас есть. Духовником называют священника, у которого регулярно исповедуются и могут попросить совета, такой священник обычно хорошо знает тех, кто к нему ходит.
В наше непростое время можно позвонить дежурному священнику храма, в который удалось попасть, поговорить с духовником или знакомым священником своих близких. То есть разумнее обращение по рекомендации, тогда можно и в социальных сетях писать, в мессенджере, если храмы закрыты.

Есть широко применяемое правило Серафима Саровского для тех, кто очень занят, у кого не хватает времени. Оно состоит из 3-х важнейших молитв: Отче наш, Песнь Божией Матери (Богородице Дево, радуйся…) и Символа Веры. Первые 2 молитвы рекомендуется читать по 3 раза, последнюю – 1 раз. Это правило принято читать 3 раза в день – утром после сна, днем, вечером перед снов. Допустило заменить дневное прочтение молитв на частую молитву Иисусову, именно этим вариантом я пользовалась в непростые студенческие годы. Эти молитвы способствуют духовному росту, они очень важны. По возможности, хорошо читать и другие молитвы.
Бывают необычные и непростые ситуации, когда что-то мешает молиться. Например, очень тяжелая семейная ситуация, серьезные проблемы со здоровьем. О таких ситуациях моя сестра во Христе Галина С. Говорила, что тогда надо прочитать хотя бы Отче Наш утром и вечером. Что бы ни происходило, добавляла она. Если вспомнить, что эту молитву дал нам сам Господь и поэтому в ней особенная благодать, то понимаешь, как это правильно.
Важно не оставлять молитву, не позволять себе излишне погрузиться в суету. Потому что, как писал Священномученик митрополит Владимир Богоявленский в книге «Отче наш. Беседы на молитву Господню»: «Молитва есть воздух для души, она служит как бы биением пульса духовной жизни. Где есть духовная жизнь, там она необходимо должна проявляться в молитве к Богу».
Я очень люблю молитву, но последние годы и мне стало ее тяжело сохранять. Полагаю, что это общая тенденция, хотя и очень печальная. Христианам надо идти против этой суетности, всех отвлекающих факторов, вопреки изнурительному труду, идти ко Христу, не оставляя молитвы и чтения духовных книг. Это важно, это вечное и по-настоящему ценное.
И по сути: для чего молитвослов человеку, который много молитв знает наизусть? Чтобы удобнее удерживать внимание на молитве, чтобы не сбиться при молитве, чтобы вспомнить забытое слово и иногда даже забытую благодать. И иконы, благоговейное стояние и поклоны тоже отчасти нужны для того, чтобы легче сохранять внимание на молитве.
В следующем параграфе я буду делиться с вами раздумьями о церковной молитве.


Рецензии