О двух противоположных социализмах

Революционный кризис в Европе 1918—23 годах вызвал полный разброд в социал-демократических партиях. Те, кто пошёл по революционному пути вошли в международное коммунистическое движение. Другие оказались в лагере контрреволюции. Центристские лидеры пытались удержать революционно настроенные массы от коренных изменений в общественных отношениях и найти компромиссные решения. Придерживались соглашательской политики. В 1923 г. центристы создали Социалистический интернационал.
 
В период временной стабилизации капитализма социал-демократы вошли в правительства многих европейских стран, а в Англии, Германии, Швеции, Дании неоднократно возглавляли их. Получив доступ к рулю государственного управления, лидеры социал-демократии рассматривали себя в качестве «лекаря у постели больного капитализма». Однако они нигде и ни разу не решились использовать мощь государственной власти для наступления на устои капитализма.

Приспособленчество социал-демократии поставило ее в зависимость от капиталистической системы. Там, где социалистам удаётся иногда в течение длительного времени возглавлять правительства, основные рычаги экономической и политической власти всегда остаются в руках крупного капитала, который ставит «реформаторскую» деятельность социал-демократических правительств в жесткие рамки.
 
В период «холодной войны» под давлением правых сил социал-демократия заняла резко антикоммунистические и антисоветские позиции. Завершился ее полный отход от марксизма. Эти социалистические партии окончательно отреклись от прежней мировоззренческой основы, с которой начиналось социалистическое течение, в пользу «плюралистической» идеологии, которая соответствует тому, что в Манифесте коммунистической партии Маркса и Энгельса называется буржуазным социализмом. В их программах решительно отвергались основополагающие положения марксизма о классовой борьбе, о диктатуре пролетариата в переходный период к новому общественному устройству, об отличительной черте коммунистического устройства в  уничтожении отношений частной собственности путём обобществления средств производства и другие идеи.
 
Положение социал-демократии в общественно-политической системе капитализма двойственно. С одной стороны, это политическое движение в той или иной степени переплетается с государственно-монополистическим капитализмом. С другой стороны, оно связано с рабочим движением, с профсоюзами и другими массовыми демократическими организациями, испытывает давление требований трудящихся. Поэтому вынуждено учитывать их требования в своей политике. В этом существенное отличие социалистических партий от консервативных и реакционных буржуазных партий. Но нужно понимать, что слияние этого политического течения с капитализмом совершенно отчётливо проявившееся в период «холодной войны», было организовано для спасения капитализма, потерявшего свою привлекательность на фоне экономических и социальных достижений СССР.
 
Возник парадокс. Существовали страны, называющие себя социалистическими, строящие социализм. И вместе с тем, в капиталистических странах существовали партии с названием «социалистическая» или «социал-демократическая», которые отвергали основополагающий принцип построения социализма на основе общественной собственности на средства производства, которые своей целью видели совершенствование отношений капиталистической частной собственности.  Партии и движения, именуемые себя социалистическими по сути, стали одной из разновидностей буржуазных партий и буржуазных общественных движений, их левым крылом.

В настоящее время под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. А значит к социалистическому движению относят тех, кто ни на какие коренные изменения в социально-экономических общественных отношениях не нацелен. Сегодня членами Социнтерна являются 156 партий из 126 стран. Россию с 2012 года в качестве полноправного члена этой международной организации представляет партия Справедливая Россия.

Причём среди партий Социнтерна существует множество национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модели социализма. Выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм» и другие.

Это политическое течение провозглашает «надклассовость» государства и демократии, называет себя не революционным, а реформистским (эволюционным) социализмом. Социалистическим теперь принято называть любое социальное движение, требующее какие-либо изменения социальной действительности. Выдвигающие требования социализации каких-либо групп людей, отличающихся характерными признаками и их представительства во власти и в различных видах деятельности.

Например, в Европе социалисты отстаивают права эмигрантов беспрепятственно легализоваться и проживать в любой стране по своему культурному коду. И вообще выступают за право существования любой субкультуры. К левому социалистическому движению относят движение ЛГБТ сообщества (сокращение: лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры), так как это движение отвергает сложившиеся ранее традиционные ценности гетеросексуальности. То есть, своего рода социалистическая революция, но уже не классовая. Социалисты продвигают в общественные отношения принципы толерантности и равноправия, пересмотр морально-этических норм в отношениях между людьми.

Социалистическими называют движения и массовые выступлениям за ту или иную форму раздачи власти по тем или иным социальным группам. В США, например, к социалистическому относят требование представительства в государственной и прочих сферах деятельности афроамериканцев, латинос и ЛГБТ.

Социалисты борются с какими-то конкретными негативными или кажущимися таковыми явлениями в капиталистической системе. Например, требуют производить не больше, чем потребляется. Экосоциализм выступает за закрытие АЭС и целью ставит переход к возобновляемой энергетике.

Социалисты готовы бороться с чем угодно и за что угодно, но только не за смену отношений частной собственности, отношениями общей собственности на средства производства, что является главным в коммунистической идентичности, в самоопределении коммунистов.

Нежелание коммунистов размазываться по всему спектру социальных отношений происходит не из-за узости мышления, не из-за нежелания более широкого рассмотрения всех аспектов общественной жизни, а от понимания того простого факта, что без смены коренных материально-производственных общественных отношений всякие благие пожелания являются пустозвонством. Марксистская теория коммунистов считается материалистической. Материализм общественное материальное бытие считает фактором, определяющим всё прочее, что порождается в общественном сознании.

После отречения социалистических партий от коммунистической парадигмы употребление слова «социализм» вносит большую путаницу в определение политических целей. Граждане России вряд ли понимают коммунистов, которые всё время агитируют за социализм, соревнуясь при этом в обещаниях социальных гарантий с Единоросами и с социал-демократами партии «Справедливая Россия», и почти ничего не говорят об общественном устройстве по-коммунистически.

Поэтому коммунистам лучше всего вообще не использовать слово «социализм». Тот социализм что связывается с достижениями СССР никакого отношения к современному буржуазному социализму не имеет. Коммунистический социализм — это не социализация кого и чего бы то ни было, не перемалывание общественных отношений в однородный фарш, а иной способ материального производства. Призывать сегодня к переходу к социализму без приставки к нему слова «коммунистический» означает не призыв к смене общественного строя, а очередную попытку облагородить существующий капиталистический строй.


Рецензии