Чехов. Жена

Я сошёл с ума...кучер пьян...все хорошо...
Так успокаивал себя герой рассказа Чехова, пытаясь сбежать не то от себя, не то от жены, не то от беспросветной нищеты и разрухи, голодающих в деревне, которая находилась рядом с его усадьбой. Эта картина за окном мешала ему спокойно жить и творить.

Асорин - умный, образованный, крупный специалист по строительству железных дорог и мостов, оставив службу в министерстве в Петербурге, переехал в деревню, чтобы заняться научной работой и литературой. С женой у них давно разладились отношения, и они жили в своей огромной усадьбе, параллельно, каждый своей жизнью, не мешая друг другу. Он собирается вдали от суетного города написать книгу.
Всю эту сомнительную идиллию разрушило письмо «доброжелателя» о голодающих в Пестрове, той самой деревни. Надежды на покой оказались несбыточными. 

Казалось, я всего Чехова перечитала вдоль и поперёк, но вот вчера залпом прочла его рассказ "Жена". Приятным сюрпризом для меня оказалось то, что я читала это произведение впервые. Как ни странно, но рассказ не такой уж депрессивный и заканчивается на оптимистической ноте, хотя вопросы все останутся открытыми.
Повествование ведётся от лица героя, который беспощадно себя бичует, видит себя занудой, которого все не любят. Когда он решит сбежать в Питер, даже кучер не может сдержать радости. По его собственному признанию, мужиков он не любил, но в душе осознавал необходимость участия в помощи голодающим, и считал своим долгом пожертвовать в их пользу пять тысяч рублей серебром. Но при этом, узнав что мужики украли из его амбара 20 кулей ржи, он подал на них в сыск.
Весь такой противоречивый, но это же Чехов. Если человек изнутри себя таким видит, это не значит что он такой уж законченный негодяй.

Поначалу мне казалось что жену он не любит, и только наблюдает как она внизу живет своей жизнью, принимает у себя гостей и веселится. Он считал ее взбалмошной и несерьезной, оплачивал ей все развлечения и поездки по курортам.
Когда он решает создать движение в помощь голодающим и лично возглавить его, уверенный, что кроме него в уезде некому это сделать, с удивлением узнает, что жена давно уже давно этим занимается и успешно.
Вот тут-то и появятся их блестящие диалоги. Уверена, что для читателей - жена окажется приятным сюрпризом, кстати она намного моложе мужа. Когда он начнет поучать её как она должна вести это дело, они вконец разругаются и он решит бросив все уехать в Петербург.

Герой мечется. На вокзале резко раздумает, и поедет обратно домой, но по пути решит завернуть к давешнему другу семьи Брагину, у которого обедал земский врач Соболь. Оба героя достойны отдельного описания, но важна их беседа. Сначала с Брагиным, а потом с Соболем. После трудного разговора с женой, Асорин душевно успокаивается именно в беседах с Брагиным и доктором Соболем. Домой он приезжает другим человеком и находит в себе силы признаться жене в своих ошибках.
Рассказ достойный большого романа. Поразительно как Чехов умеет вместить все в небольшом рассказе. Жизнь крестьян, проблемы интеллигенции, семейные отношения. Передать быт, интерьер, атмосферу времени. Чего стоит описание обеда и полуденного сна в диванной у Брагина.
Финал рассказа чисто Чеховский с грустным юмором, и я не могу не поделиться им:

"Через час я уже сидел за столом и писал «Историю железных дорог», и голодающие не мешали мне делать это. Теперь я уже не чувствую беспокойства. Ни те беспорядки, которые я видел, когда на днях с женою и с Соболем обходил избы в Пестрове, ни зловещие слухи, ни ошибки окружающих людей, ни моя близкая старость – ничто не беспокоит меня. Как летающие ядра и пули на войне не мешают солдатам говорить о своих делах, есть и починять обувь, так и голодающие не мешают мне покойно спать и заниматься своими личными делами. У меня в доме, во дворе и далеко кругом кипит работа, которую доктор Соболь называет «благотворительною оргией»; жена часто входит ко мне и беспокойно обводит глазами мои комнаты, как бы ища, что еще можно отдать голодающим, чтобы «найти оправдание своей жизни», и я вижу, что, благодаря ей, скоро от нашего состояния не останется ничего, и мы будем бедны, но это не волнует меня, и я весело улыбаюсь ей. Что будет дальше, не знаю".


Рецензии
Соловущка, прочитал с интересом... ))))

Владим Филипп   11.07.2021 14:41     Заявить о нарушении
Спсибо :-)

Булбул   11.07.2021 19:56   Заявить о нарушении