Внучка приехала

               
    Живём мы с женой в городе Пинске, а наша внучка с мужем проживает в городе Минск. Общаемся каждый день по телефону. Договор у нас, в рабочие дни внучка нам звонит, в выходные и праздничные мы звоним. Так и общаемся. Часто перекидываемся СМС-ками, отражает внучка в них разные разности. Не забывает нас внучка, не часто, но четыре-пять в раз в год, приезжают они к нам в гости. Ну, тут уже бабушка на голове стоит, готовит разные вкусности для дорогих гостей. С утра уже висим в окнах, ожидая из приезда. День проходит в разговорах, иногда внучка вырывается с мужем в центр города. Ну и наступает день отъезда. Готовятся разные подарки, любимые вкусности для любимых гостей, которые они увезут с собой. А в один из их приездов к нам произошёл весёлый случай, который скрасил их отъезд.

   Заказали наши гости на завтрак чай, чёрный, не в пакетиках, а россыпью в кружки и без сахара. Не увлекаются наши гости чревоугодием, не увлекаются жирной пищей. Приготовили им к чаю пару бутербродов с маслом, на один из кусочков батона положили немного толстоватый пласт масла. Не ожидали, что его подхватит внучка. Положила она на этот пласт намазанного маслом батона ещё и пару ломтиков твёрдого сыра, откусила кусманчик и говорит: - Масла много положено. Я с бабушкой хором: -Кушай. Какое там много? А внучка берёт ножик и с под- сыра начинает выковыривать масло. Такого весёлого смеха наша кухня давно не слышала.               

  Молодая ещё наша внучка, но, когда при приезде к нам домой, и уютно устроившись на диване между мной и бабушкой, и прижавшись к моему плечу головой, обращаясь к нам говорит: «Дедыушикиа или бабыушикиа»- так она нас называла в детстве, начинает нам рассказывать о своих детских приключениях или вспоминает о тех временах, когда приезжала к нам не на маршрутке, а на автомашине. «Яблоки на снегу…»- слова песни и музыка навязчиво звучали из динамика маршрутки, когда однажды я ехала на рождественские каникулы в город, где родилась» -зазвучал её рассказ. «Я не думала, что слова этой песни, только в другом окрасе, получат там продолжение. Сейчас зима. Проезжая через одну из близлежащих к городу деревень увидела картину, яблоки и на дереве, и на снегу. Снег на земле и как никогда много снега, как под песню в маршрутке. И вот эта очередная поездка в тот город, где родилась. Поразило то, что город почему-то грязный. Тротуары не очищены, много снега свисает с крыш, сосульки по метру. Шлёпнула бы перед носом, какого – ни будь чинуши. Да принародно. Что у него было бы со штанами? Чинуш в малом городе знают все. Это особенность небольших городов. Не спрятаться, не скрыться. В городе мы привыкли смотреть под ноги. Как говаривал Кузьма Прутков: «Зри в корень». Нечасто мы смотрим вверх. Вверху тоже много интересного. А помнишь дедыушикиа мою очередную доставку в далеком детстве в садик. А этот путь всегда был не на машине – пешком. -Дедушка ты помнишь? - как ты мне задаешь вопрос: -Внучка. Коровы летают? Я отвечаю: -Дедушка, нет, конечно. А ты показываешь на деревья и говоришь мне: -А видишь лепешки их на деревьях? Я и задумалась, сколько- то мне было лет тогда?               

  А дедушка, ты так хохотал, что идущие рядом люди оглянулись на твой смех. И ты объяснил: -Так это же омела. Омела кустарник- паразит, вот такие и шапки выросли на деревьях. С тех пор часто посматриваю вверх, а вдруг коровы летают. И продолжает внучка дальше свои воспоминания: «Коров не вижу. А вот вороны. Ворон развелось в моем городе детства тысячи. Рядом колхозные поля. Любят особенно лакомиться молодыми всходами кукурузы. Нет на них французов. Сторожа колхозные изредка пугают выстрелами, ходят в шляпах прикрывая лицо от солнца. Зато они и мстят своим обидчикам. Города старые. Деревья старые. На них гнезд вороньих и галок не счесть, так и смотри, чтобы отметку особенную не поставили. Однажды летом с подружками сидим в скверике, уплетаем мороженое и видим, что одной шишке, ворона прямо на шляпу, а может галка, поставила белую и «жирную» отметину.

  Конечно, восторженного смеха среди нашей девичей компании было много, от этой птичьей снайперской бомбёжки шляпы, но что он будет делать дальше? Шляпа мат- пере- мат и бегом к себе в кабинет. Слышим, жмут пожарные машины. Выскакивают молодые пожарные, раскатали брандспойты и давай гнезда сбивать. Птичий крик, гам.  Слух потом пошел, что не работает больше шляпа при власти. Защитники природы постарались, возможно, главным пожарным стал. А вороны увидят шляпу и давай бомбить своими отходами. Поэтому многие ходят в шапочках или лысые, если, что вытер рукавом и порядок. Вот и в следующий раз, при выходе из парка над головой прямо гул стоит. Смотрим. Тысячная туча воронья. Не просто летит, а над девятиэтажными домами пируэты выделывает. Ловят воздушные потоки между домами и над домами, и падают вниз или взлетают ввысь без взмаха крыльев, как мы когда-то с горки. В такие моменты хочется верить, что у них котелки варят, да и не плохо, а возможно они курсы аэродинамики закончили или изучали правила воздушного движения, это же надо, такая большая воронья туча, а нет ни одного столкновения».–«А помнишь дедушка-, продолжает внучка свой рассказ. -В детстве мне пришлось много ездить с тобой по районам. Тогда дедушка, ты не был на пенсии, а работал в такой организации, что часто тебе приходилось бывать в командировках, и меня при возможности брал. В делах не понимала, а покушать в пути всегда было вкусно. Иногда с нами были и попутчики, интересы которых при поездках совпадали с твоими интересами. Помню одну поездку с корреспондентом одой из районных газет и твою фразу: -Шустрые колеса УАЗ-ика наматывают километры асфальта на колеса. Мимо за окном проплывают залитые водой луга. Дома стоят по грудь в воде. Попутчик - корреспондент с улыбкой что-то ответил, не помню. Помнишь дедушка, как на одной из остановок я тщательно осмотрела колеса УАЗ-ика, где же те километры асфальта?

  И спросила. Такого смеха я еще не слышала.  Оказывается, много можно почерпнуть в воспоминаниях. Что-то хорошее есть всегда. С тех пор дедушка ты меня и подтруниваешь: -Сколько километров намотала, корреспондент? Мы молодые всегда с некоторой иронией смотрим на своё старшее поколение, с его мудростью и рассуждением. Улица Ленина, а она есть в каждом большом или малом городе, да и деревни многими улицами от города не отстали, дань. В моем городе тоже есть улица Ленина. Раньше тихая. Когда-то ты дедушка рассказывал, что по этой улице любили фланировать жены военных, благо в советские времена их было много, авиаторы, моряки. Круги нарезали по набережной с переходом в парк и по улице Ленина. Постоянные жители, особенно старшего поколения, шли снимать моды. Заграничные были на них покрои. Ходили их мужья дальними походами, бывали в разных странах, вот и доходила зарубежная мода до полешуков. Это сейчас, залез в Интернет тебе и мода, и груди покажут, как наращивать или жирок убрать до скелетного состояния или порекомендую тату нанести на немыслимых местах тела.  А сейчас изменения по улице.  -Разборки, разборки…- почти от каждой группы встречных слышны были эти слова. При выходе на улицу Ленина, на которой много кафе - толпа. Отдельно стоят работники милиции, а одно здание обнесено пестрой бело-красной лентой. Кровь на снегу, много крови, какие-то разбитые бутылки, ломаные детали мебели. Любопытно взглянуть, да под взглядами хмурых милиционеров уходим дальше. Рождественская ночь для кого-то явилась испытанием. Как в гангстерских фильмах с восточным уклоном. Драка в ресторане с продолжением разборки в кальянной. Говорят, стрельбы не было, так, помахали ножичками, ломаными стульями, арматурой. Куча народа в больничке. Вот и пришел к нам Дикий Запад, индейцев не хватает. Зато есть аборигены и «Мерседесы».               

  Возвращаясь от вас и проезжая через одну из близлежащих к городу деревень, снова увидела туже картину, которую видела перед приездом к вам. В огороде стояла довольно высокая яблоня, на которой гроздьями висели красные яблоки и которых было много усеяно на снегу, яблоки никто не убирал, наверно в этом доме похоже уже давно никто не живёт. С грустью уезжала, снова слушая «Яблоки на снегу», а в глазах и в памяти добавились и яблоки, и пятна крови на асфальте, и снова за пульт компьютера. Каникулы закончились. Уезжать не хотелось, приезд к вам был всегда таким теплым и желательным».               

  Долго молчали, сидя на диване и свет надо было включить, но сидели в полутемноте, словами не хотелось нарушить воспоминания нашей внучки.


Рецензии