О делах наших грешных

    Как вам кажется, под силу одному человеку, слегка прикрытому полотнищем, без оружия, золота и власти, пошатнуть мощь Римской Империи? Да, под силу – Христос. Или сбить спесь с Британской Империи?  Да – Ганди.

    Может ли человек, один человек, “вооружённый” исключительно идеей любви и непротивления, добиться победы этой идеи? Оказалось, что может – те же Христос, махатма Ганди и другие. Значит продукта духа достаточно, чтобы появились единомышленники, поклонники, фанаты, безропотно восходящие на костры, сторонники, истребляемые иноверцами или своими же ортодоксами, святые мученики, растерзанные дикими зверями, куда их бросили несогласные с этой идеей приверженцы другой, столь же захватывающей идеи?

    Да, действительно, такое имеет место во все времена и у всех народов.
А может ли идея стать причиной истребления миллионов людей, детей, женщин и стариков в том числе?

    Да, и это может идея! В её силах натворить ещё тысячи иных ужасов, одухотворённых какой-либо доктриной. И в этом случае нет предела человеческой фантазии, изобретательности, жестокости, ненасытности и всего прочего, исходящего из мыслящей корки человеческого мозга, то есть “разумного” сегмента сознания.

    Безусловно, голой идеи без почвы под её “ногами” недостаточно. Должен созреть историко-гео-политический гумус, который сам выбросит в зону актуальности ростки той или иной доктрины - с её носителем. История сохранила для потомков имена многих харизматичных вождей, а тысячи других, гораздо более ценных Учителей и Пророков исчезли в реке забвения. Недаром всё-таки древние греки отдали Историю в руки Клио, музе со слабой памятью, а не её матери Мнемозины, богини памяти. Она, Мнемозина, могла бы преподнести учёным историкам такие древние, старинные и новейшие “новости”, что у академиков этой нескончаемой, бестолковой и малополезной науки волосы встали бы дыбом и остались бы в таком состоянии.
А вердикт бесполезности исторической науки налицо, поскольку так говорит Время - высший судия.

    Но есть пока свидетельства очевидцев событий, и пока они не прошли редактирование со стороны Клио, просмотрим глазами хронистов.

    “Убивайте всех, Бог признает своих”, - сказал в XIII веке Папский легат Арнольд Амальрик перед штурмом французского города Безье, где бок о бок жили католики и катары, еретики - с позиции ортодоксального католицизма. Из-за этого рокового соседства  возник вопрос  – кого убивать, а кого миловать? Вот тогда-то и прозвучали эти ужасные  слова проводника Папской власти, вершины религии человеколюбия, как гласит предание.
    Вырезали всех, 20 000 тысяч жителей города Безье, католиков и катаров, от мала до велика – это исторический факт. Остаётся надеяться, что Бог всё-таки там признал всех - и своих, и не своих.

    Есть тысячи подобных примеров. И всякий раз у исследователя конкретного случая рождается мысль, что виновники бессмысленных кровопролитий страдали какими-то психическими болезнями или, по крайней мере, отклонениями от нормы. А норма – это заповеди. Потому что не может нормальный человек хладнокровно уничтожать детей, женщин и стариков из-за какой-то идеи.

(Продолжение - статья "О КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ...")


Рецензии