Зрелость. По мотивам стихотворения Райнера Марии Р

Как утро - по-весеннему вполне -
Сияет сквозь безлиственные ветви -
Так мысль неумолимо, беззаветно
Сверкает в его юной голове,

Испепеляя образностью строк,
В глазах его теней не наблюдая, -
Венец лавровый лоб не омрачает -
Но взгляд потупит скоро, дайте срок:

И эфемерно в розовом саду
Где с каждого листа слетает трепет
И опадая ляжет на уста -

Тих, непорочен и не на виду -
Но лишь улыбка робко ему внемлет -
Божественная песня начата.

   Несть числа ипостасям и аватарам Аполлона в искусстве (ещё бы - покровитель искусств в греческом пантеоне): Леохар, Доменико Гирландайо, Микеланджело Буонаротти, Альбрехт Дюрер, Георг Фридрих Гендель, Александр Сергеевич Пушкин, Игорь Федорович Стравинский - только малая часть имён творцов, в чьих произведениях солнцеликий бог если не был главным героем, то как минимум занимал видное место в композиции. Но вот беда: Аполлон у них или лучезарный бог-покровитель, или воин, убивший мифического змея Пифона стрелами, которые выковал для него Гефест; сплошная гармоничная статика, сплошное видение, сплошное "стало" а как? Гармония прекрасна, но как к ней прийти? Этот-то вопрос и осветил в своём произведении "Ранний Аполлон" поэт-символист Райнер Мария Рильке.

   Понимая, что , с одной стороны, невозможно объять всю глубину стихотворения Рильке (а он весьма глубок) в трехстраничном эссе, а с другой стороны не имея желания лезть в чарующий мир символов и рифм с колбами, ретортами и хроматографами, позволю себе лишь выделить увиденную мной главную мысль и немного пройтись по символам. Итак...
   
   1. Солнце, свет и юный Аполлон.

   Тот, кто в молодости не был революционером, бездушен, тот кто не стал в старости консерватором, попросту дурак. Казалось бы, юность создана для творчества и новых идей, но тщетно пытается юноша довести дело до конца, ибо идей так много и время быстротечно. Что жизнь? - Она еще впереди. Что мудрость - юноши и так все знают и немало шишек порою придется набить прежде, чем ты поймешь, что где-то ошибался, а пока слепящее солнце ранней весной, от которого невозможно укрыться и такие же "радиоактивные", бьющие наповал своей образностью мысли кишат гормональной кашей в голове, не увенчанной лавровым венком ( к чему этот старческий веник? Я - Аполлон, я - бог , я - Солнце, я - победитель гигантского доисторического ящера, дряхлого Пифона, я - искусство, я - та самая "Весна священная", которую оплюют через шесть лет и признают шедевром через шестьдесят! Я! Я! Я!). Но рано или поздно, если ты не бог, силы закончатся, и судя по тому, что  происходит в стихотворении,  (кстати, у Рильке такое развитие событий почти лейтмотив) Аполлону придают качества и свойства человека.

   2. Бог или человек?

   Вопрос и замечания на самом деле не праздны, ибо есть еще один персонаж европейской культуры, с которым Аполлон ассоциируется напрямую: Иисус Христос, который, как мы знаем сочетал в себе божественную и человеческую природу. Только одна деталь: если Иисус Христос изначально мудр, то Аполлон от мудрости бежит, при этом видно, что интеллекта он не лишён. То есть, хоть и сравнение с солнцем пунктиром подчеркивает божественную сущность - в остальном Аполлон есть , как говорил еще один умный  немец,  существо "человеческое, слишком человеческое". и все же как происходит взросление?

   3. Древо и шелест.

   С чем ассоциируется сад? Почему-то с Гефсиманским. да и у аполлона с деревьями было не все гладко. Тот же, уже упоминавшийся, лавровый венец - как тень превращенной в него Дафны, от которой юный бог так и не добился взаимности, кипарис - древо оплакивания друга. То есть входящий в сад персонаж с таким анамнезом не может не потупить взгляд. И именно в тот момент, когда к познаниям добавляется печаль, человек и способен воспринимать кого-то и что-то еще кроме себя и познания превращаются в мудрость. Именно преодолев "должен" и "хочу", человек превращается в самокатящееся колесо. Именно тогда, когда юноша учится слушать, он становится мужем.

   Итак, что есть зрелость? Это легкие, чтобы петь и губы, чтобы воспринимать мельчайший трепет. Это уши, чтобы слушать и сердце, чтобы скорбеть. Лишь только осознав, что вокруг - мир, по-настоящему осознав, восприняв и поняв, из божественного юноши человек становится человеком. И тогда, дай бог, внутри Аполлон споет божественную песню, от которой содрогнется удивленный мир...


Рецензии
Класс!
Очень понравилось эссе.

Варвара Солдатенкова   06.12.2020 09:57     Заявить о нарушении
Спасибо.

Ганс Сакс   06.12.2020 11:39   Заявить о нарушении