Сказка дервиша

      Сказка дервиша

     Автор стихотворения: Рафаэль Камальдинов

         Когда я осенью 1981 года, после службы в армии, восстановился в Семипалатинском зооветеринарном институте, в нашей группе на ветеринарном факультете учился один парень по имени Арслан. Следующей весной мы с ним оказались в одной подгруппе, на ветеринарной практике в совхозе имени Панфилова. /Панфилов Иван Васильевич генерал-майор (июнь 1940) обороняя Москву, погиб на поле боя 19 ноября 1941 года под городом Волоколамском у деревни Гусенёво (Волоколамский район Московской области), получив смертельные ранения от осколков близко разорвавшейся немецкой мины. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в городе Москве (участок 5). На могиле Героя воздвигнут памятник/.
В часы досуга Арслан, этот немного странный парень, стараясь укрыться от посторонних глаз, кружился, точнее вращался, в необычном танце раскинув в стороны руки. Кружась в танце, он напоминал журавля, стремящегося оторваться от грешной земли и взлететь.
Уже много позже, когда мы получили дипломы о высшем образовании, и три дня подряд отмечали это событие, Арслан неожиданно разговорился и кое-что рассказал мне о себе. Узнал я много интересного и неожиданного.            
Происходил он из семьи крымских татар, его предки и родственники принадлежали к ордену (сообществу) кружащихся дервишей. Дервиш (перс.  — dervi; — бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь» или «мое то-то и то-то» — у него не должно было быть собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи.
На территории Крыма, в Евпатории не так давно обнаружен единственный, сохранившийся до наших дней в первозданном виде, памятник культуры 15-17 веков –  одна из святынь Крыма, почитаемых верующими-суфистами во всем мире – религиозно-архитектурный ансамбль «Текие-дервиш». И появился он благодаря усилиям одной удивительной самоотверженной и стойкой женщины. Она подняла этот храм из руин и забвения почти в одиночку.
Её документальный рассказ об удивительном открытии — в одной из передач «Ветра странствий» за 2004 год. Зовут эту женщину Алифе-ханум Яшлавская, известный ученый-суфист, многие и многие годы колесила по миру в научных экспедициях в поисках уцелевших храмов дервишей-суфистов. А нашла его у себя на родине в Крыму, в Евпатории, и то по счастливой случайности, когда военные освободили один из своих тщательно охраняемых складов в старинном ветхом строении.
          Обитель нищенствующих монахов мусульманского вероисповедания, единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории Крыма. Исторический памятник состоит из трёх зданий: собственно текие (усыпальницы), мечети и медресе. Текие* отличается простотой своих монументальных форм, отсутствием украшений на фасадах и внутри. В плане приближается к квадрату. Верхняя часть, благодаря срезу углов, переходит в восьмигранник, который венчает мощный купол диаметром 9,5 м. Высота постройки — около 20 метров. Внутри обители по периметру располагались одноэтажные сводчатые кельи дервишей. Помещения тёмные и тесные, пол из тесанных камней. Стрельчатый дверной проём каждой кельи выходит в зал. Одна келья имеет отдельный выход наружу, возможно, это келья шейха общины. Келья имеет одно окно и очаг. Здание перекрыто уплощённым куполом с черепичной кровлей. Помимо места обитания дервишей, текие, также служила странноприимным домом.
С запада к текие значительно позднее (конец XVIII века) была пристроена небольшая мечеть Шукурала Эфенди, о которой сейчас напоминают стены и находящийся у восточной стены частично обрушившийся минарет. Здание зального типа, прямоугольное в плане, со скромными интерьерами. Рядом с мечетью расположено здание медресе, в котором, после проведения реставрационных работ, расположен музей крымскотатарской культуры.
Просуществовав 300 лет, во время гонений на религию в 1920-ые годы, текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текие и медресе в целом сохранились, в то время как мечеть была наполовину разрушена. В последние годы в здании текие был проведён небольшой ремонт, но полноценная реставрация до сих пор не проведена.
Кружащиеся дервиши появились достаточно давно. Они стали приходить в обитель дервишей — ханаку, суфийский монастырь. Который был построен в чудесном городе Евпатория в 15 веке, то есть, примерно 500 лет назад. Ханака, или же «Текие дервиш», обитель дервишей, в Евпатории, стала одним из интересных важных центров паломничества дервишей ордена «Кружащиеся дервиши».
У каждой обители ордена был свой начальник — шейх, он же смотритель и духовный учитель. Путь от простого послушника к шейху долог. Сначала кандидаты (в том числе и женщины, так как ордена дервишей — практически единственные, кто не препятствовал женщинам развиваться духовно) приходят в храм, где проводится тестирование на их знания Корана и прочих полезных вещей, которые могут пригодиться на духовном пути. Или не проводится — всё зависит от мудрого решения шейха общины во время собеседования.
Кружащиеся (крутящиеся) дервиши — это один из самых известных и богатых орденов дервишей, его родное название — орден Мевлеви. Отличительной особенностью кружащихся было то, что они старались достичь своих духовных целей с помощью определённого ритуала — кружения. Существует множество техник кружения:
для новичков,
для двигающихся,
для продвинутых,
для шейхов и так далее. Кстати, интересная закономерность: продвинутые и двигающиеся дервиши кружатся достаточно быстро.         А вот шейх, кружится очень медленно — вероятно, это означает, что ему, как самому просветлённому человеку, нет необходимости напрягаться, чтобы достичь нужного состояния.
Далее, выбранные на собеседовании кандидаты становятся послушниками. И, как вы понимаете, занимаются тем, чем заняты все послушники во всех храмах всего мира — убирают, стирают, готовят,
гладят, ходят за продуктами и водой. А в промежутках учат Коран и прочие духовно-развивающие тексты, и тренируются кружиться.
Для кружащихся дервишей характерна специальная одежда, и, в частности, плотная шерстяная шапка. У обычных дервишей небольшая, у шейхов — просто огромная. При кружении важно не только направление кружения, но и положение головы, опорная нога, положение рук. Эти нюансы ученики познавали, странствуя между обителями. Что зависит от этих нюансов — неизвестно, так как непосвящённым эти секреты не выдаются. Однако, можно предположить, что от разных способов кружения вызываются различные состояния, необходимые для просветления.
Так, послушники, которые считали, что они достаточно убирали, готовили, гладили, стирали и т.д. (послушничество длилось 2-3 года), а также освоили основы кружения и Корана, шли «в люди» — то есть, в путешествие, в поисках большей мудрости, чем мог дать шейх местной обители. Считалось, что чем больше обителей посетит послушник, тем круче, просветлённее он становится, и тем выше его авторитет. Не все выдерживают такие путешествия, некоторые отступают и сходят с духовного пути. Но те, кто продолжают путешествовать, продолжают работать над собой и кружатся, кружатся, кружатся.
Соответственно, евпаторийская «Текие дервиш» — это один из таких центров, возглавляемых шейхами, куда приходили дервиши из других обителей в поисках мудрости. Считается, что обитель дервишей — это одновременно и гостиница для всех подряд. Возможно, так оно где-то и было. Но обители ордена кружащихся дервишей вообще и Текие дервиш в Евпатории, были не из таких.
Пришедший странник, назвавшийся дервишем ордена Мевлеви, проходил собеседование с шейхом на предмет принадлежности к ордену и правдивости слов о том, сколько этот «названец» посетил обителей, какого уровня достиг и т.д. Если собеседование кандидат в дервиши проваливал, то шейх отказывал в гостеприимстве в обители. Если дервиш мог доказать, что он — именно тот, за кого себя выдаёт, то он мог остаться в обители на три дня. Собеседование проходило в специальной келье шейха, отличающейся от остальных келий размерами и благоустроенностью (то есть, на стене висел коврик).
Принятый дервиш в течение трёх дней днём спал, отдыхал и набирался сил, а ночью начиналась работа в основном зале, куда выходят входы в кельи.
Евпаторийская Текие дервиш внешне — странное строение, в основе квадратное, а по верху — восьмиугольное, под восьмискатной крышей. Но на самом деле оно относится к скрыто-купольным зданиям. Так, под крышей находится не свод, не балки — а идеальный красивый купол. Сейчас он довольно-таки потрёпанный, но раньше он был покрыт яркими красками и имитировал небо.
Так вот, кружение дервишей происходило как раз под этим куполом. Отмеченный гостеприимством дервиш мог оставаться в своей келье и наблюдать — а мог присоединяться и работать над собой. Кружение происходило долго, пока хватало сил. Часто кружение сопровождалось музыкой, декламацией Корана и сочинением собственных стихов.
Участвовал дервиш в кружении или нет, через три дня он должен был покинуть обитель и отправляться в дальнейшее странствие по пути приобретения мудрости. И спустя годы и десятилетия, после сотен посещённых Текие и тысяч часов кружения, дервиш подходил к тому этапу своего духовного пути, чтобы стать шейхом — и самому возглавить Текие.
Соответственно, дервиш возвращался в свой родной город — в нашем случае в Евпаторию — и замещал уже работающего шейха. Соответственно, посетив всевозможные обители и получив мудрость от очень многих учителей, он с лёгкостью мог распознавать самозванцев и истинных дервишей, мог давать им советы и рекомендации на их духовном пути. Соответственно, по желанию, шейх, как почти окончивший духовный путь, мог осесть, завести семью и так далее. Но послушники и простые дервиши таких радостей были лишены.
    В музее, который находится рядом с евпаторийской Текие дервиш можно увидеть старинные гравюры дервишей. На них изображены не только дервиши на показательных выступлениях, но и дервиши, так сказать за работой, в процессе тренировок. И, надо сказать, тренировки проходили серьёзные. На одной из гравюр запечатлён интересный момент — человек пять дервишей кружатся, а шестой стоит на коленях. Скорее всего ему очень плохо — (видимо, поел слишком хорошо перед кружением). Соответственно, можно предположить, что тренировки проходили достаточно строго — и дервиш мог по надобности остановиться, улучшить своё самочувствие — и снова взяться за работу.
Кружащиеся дервиши в Евпатории — это не только история. Так, орден кружащихся дервишей существует и поныне, в Турции. И глава ордена из Турции несколько лет назад (в 2007 году) посещал евпаторийскую Текие дервиш, обновлял её как потенциальную обитель. Так что если вы хотите, то можете начать свой путь как кружащийся дервиш, и лет через пятьдесят осесть в качестве шейха в Евпатории — очень красивом и очень древнем городе. Не является бесхозной Текие дервиш и сейчас, в данный момент её возглавляет женщина-дервиш Алифе Тейфук-кызы Яшлавская.
    Сейчас Текие дервиш в Евпатории можно найти на улице Караева,18. Ворота в обитель закрыты, так что многие подходят — и уходят. Но если позвонить или подёргать ручку двери — то вам откроют, пригласят, проведут экскурсию, и вы получите массу интересных впечатлений, прикоснувшись к обители кружащихся дервишей. Кстати, даже жители Турции, страны, где покоится прах основателя суфизма, мистика и поэта Джелалледина Руми, по-доброму завидуют нам, евпаторийцам, владеющим таким сокровищем, как уцелевший средневековый комплекс текие дервишей.

* /Текие – мусульманская усыпальница у татар, башкир и ногайцев.

Седой дервиш – вечный странник,
Путешественник-факир,
Он, стези своей избранник,
Познаёт дотошно мир.
И его советы могут умным людям помогать,
Тем, кто хочет его слушать, мудрости внимать.

Жил на свете шах достойный с молодой женой,
Из военного похода он спешил домой.
На крыльце встречает шаха старенький слуга,
Но смущен он и бормочет что-то про рога …
 
О! Прости, мой повелитель, я на склоне лет,
Поясни мой повелитель, мне на склоне лет:
Почему ваша супруга любит так шербет?
Не была ведь сладкоежкой ваша Ханума,
Подозрительно, поверьте, действует она!

Я несу дозор на оттоманке:
Каждый вечер госпожа служанку
Посылает прикупить шербета,
Не жалея звонкую монету …
 
Продавец шербета, парень стройный,
Ходит там, где розы так свежи.
С той поры стал очень неспокойный
Сон ханум, сон нашей госпожи.

Освещая переулок тёмный,
Свет прольёт далёкая луна.
Продавец, мечтательный и томный,
Глаз не сводит с дальнего окна.

Что за сила кроется в шербете,
Есть же, чудеса ещё на свете?
Милая Зухра, её служанка,
Со щербетом, получив корзинку,
В дом проходит ноги волоча.
А на утро, эта же служанка,
С горделивой мощною осанкой,
Победить способна силача!

Давняя служанка госпожи,
Уходя на рынок – весела.
Стан – как виноградная лоза,
Озорны и молоды глаза,
А ланиты – ярки и свежи!

Я, конечно, не противник девичей красы,
Но зачем ей под чадрою черные усы?

Не совсем ещё согрета солнышком заря,
Продавец шербета юный, мимо проходя,
Улыбается лукаво, мимо проходя …
Для чего ханум купила, вдруг, большой замок?
В её спальне есть огромный бабушкин сундук,
Не дослушав домочадца – побледнел супруг!

Долго ревностью томимый думал шах в ночи,
Но решил, что эфемерна, призрачна вина.
Да, взволнованна и чем-то смущена жена,
Но безропотно, покорно отдала ключи.

Мучительной правды желают врагу.
Мучительной правдой владеть не могу –
Решил её мудрый супруг.
В тенистом саду, в дальнем тёмном углу,
Велел закопать он сундук!

                Кулунда – Омск; Июнь – сентябрь 2020 года



 


Рецензии