Обломовская идея у Пушкина и Лермонтова

Пожалуй, у каждого большого русского поэта можно найти частичку Обломова, героя романа «Обломов» И.А. Гончарова, начиная с А.С.Пушкина, для которого лень — источник вдохновения:

Лишь я, судьбе во всём послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один...

Или вот:

В часы забав и праздной скуки

Бывало лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства лени и страстей.

Или вот:

Приди, о Лень! приди в мою пустыню,

Тебя зовут прохлада и покой,

В тебе одной я зрю свою богиню,

Готово всё для гостьи молодой.

Обломов — наш типический герой, и это не столько его «любовь к дивану», сколько любовь к своему углу, своей судьбе, каковы они ни есть. Обломов начинается, когда воображение, чувство превалирует над рацио. Кюхельбекер, друг «Кюхля» Пушкина, писал, что пушкинская Татьяна – это сам Поэт. Почему? Наверное, потому, что она живет в «своём углу», в воображаемом мире, мире грёз, как и сам Пушкин. Действительно:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

«Сама не зная почему...» А далее:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

Это, если хотите, прообраз Обломова в юбке.

В творчестве М.Ю. Лермонтова обломовская идея выражена в полном, в чистом её виде в этом стихотворении:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841

Вот его обломовская идея:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Здесь чувствуется и Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...» И проглядывает Обломов, узнаёте? Это он, свободный и в покое в своём углу: и на диване на Гороховой, и на даче под Петербургом, и на Выборгской стороне в доме добрейшей Агафьи Матвеевны Пшенициной. В её лице нашёл Обломов себе пару, и ребёнок у них родился.

Иван Гончаров очень любил и Пушкина и Лермонтова, и, может быть, у них где-то подсмотрел черты своего главного героя - Обломова. Ведь не бывает так, чтобы совсем из ничего родилось гениальное произведение. «Обломов» вышел в свет в 1859 году. Главный герой романа — это Обломов, а не Штольц, который рассказывает нам священную историю о своём друге Обломове, он помнит о нём. Почему?

Ответ на этот вопрос можно найти у Лермонтова:

Люблю я больше год от году,

Желаньям мирным дав простор,

По утру — ясную погоду,

Под вечер — тихий разговор.

Я нашёл эту обломовскую идею у Лермонтова, увидел её у Пушкина, когда увлёкся романом «Обломов», понял, что этот роман много больше приписываемого ему токмо критического и комического и пафоса, о чём писала, кстати, дореволюционная не революционная и не добролюбовская критика. И удивился: оказывается, были у Гончарова предшественники, выписавшие ранее обломовские черты, которые он гениально оформил и дал им великое имя — Обломов, который может и поспать вволю, но может и обломать, отвесив увесистую пощёчину, как негодяю Михею Тарантьеву.

Идея соединения свободы и покоя в человеке — это великая идея, кому удаётся соединить их в себе, получает великую силу и спокойствие: он никуда больше не спешит, а делает весь свой век дело, какое ему Бог послал.

Так Гончаров всю жизнь, очень подолгу, писал три главных своих романа: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», не считая повестей, очерков и статей. «Обыкновенную историю» очень хвалил Белинский, «Обломова» прочитала вся читающая Россия, «Обрыв» прогрессивная критика назвала «пасквилем на молодёжь», а Салтыков-Щедрин пригвоздил «уличной философией». В «Обрыве» Гончаров предсказал падение России в революционный обрыв...

В своих письмах Гончаров подписывался иногда: «Принц де Лень».

Виктор Каменев, экс-председатель "Обломов-клуба" г. Симбирска/Ульяновска

P.S.По решению организационного комитета по проведению праздничных Гончаровских мероприятий, награждён в 2012 году памятной медалью «200 лет со дня рождения И.А. Гончарова за вклад в изучение и популяризацию творческого наследия И.А.Гончарова от министерства культуры РФ.

06.12.2020


Рецензии
Как сказал В Высоцкий:

"Грязью чавкая жирной, да ржавою
Вязнут лошади по стремена.
Нарекут тебя сонной державою,
Что раскисла опухла от сна.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд.
То мне птица Гамаюн
Надежду подаёт".

Обычно покоя жаждут те люди, кого сильно замучили работой. А тут как-то не так. Обломов не шибко переработал. Или тут другой закон? Чем больше спишь, тем больше хочется?

А вернее всего - просто авитаминоз Д-3. Нехватка солнца. Сейчас у большинства россиян уровень витамина Д-3 равен 15 - 18 нг.мл. При норме от 30, до 100.

Михаил Сидорович   07.12.2020 07:14     Заявить о нарушении
Тут другой закон. На длинном пути нужно делать привалы, говорят восточные поэты. Трудиться как лошадь каждый день? Обломов - это привал на длинном пути, один его гротескно-художественный день - это литература, и дань веянию времени. Настоящие Обломовы в жизни - это сам Гончаров и наш баснописец Крылов, с которого он, говорили многие,и был во многом списан. Я люблю Высоцкого, но Крылов всё-таки выше...

Виктор Каменев   07.12.2020 22:46   Заявить о нарушении