Париж. Монмартр

      Париж прекрасен и разнообразен. Есть что в этом уютном городе посмотреть. Но там есть совершенно легендарные места, известные всем людям как во Франции, так и в других странах. К этим местам относится и Монмартр. В конце 19 века - начале 20 века там обитали, жили и работами многие известные художники и поэты Франции и других стран: Ренуар, Пикассо, Брак, Модильяни, Ван Гог, Тулуз - Лотрек, Утрилло, Аполлинер, Таможенник, Руссо. Также  там жили и творили русские художники: Билибин, Кончаловский, Серов, Фальк, Штеренберг, Кузьма Петров-Водкин, Александра Бенуа, Наталья Гончарова, Зинаида Серебрякова.  Не обходили Монмартр и многие русские писатели и поэты. Это было богемное место. И вместе с тем место увеселения и удовлетворения своих интимных потребностей. Таким местом Монмартр является и сейчас.
      Утро. Нас на автобусе доставляют к подножию холма. На площадь Сен-Пьер.
      Наверх можно подняться на фуникулере, но в этот день он почему то не работал, может быть мы рано приехали, а может быть, сломался. Все бывает.   
      И мы поднимались наверх по длинной лестнице. Но подъем мне не показался трудным. Лестницы не крутые. Много площадок для остановок. Есть промежуточные смотровые площадки. Идешь наверх и панорама Парижа постепенно раскрывается перед тобой. Да и сама лестница - целое архитектурное сооружение, дополненное зеленым обрамлением.   Наконец поднимаемся на главную смотровую площадку. Отсюда мы  любуемся Парижем с высоты 130 метров. Он как на ладони. Крыши, крыши, море крыш. День был солнечный и ясный. Было видно далеко вперед. Нашел Нотр -Дам, еще ряд церквей, виден купол Грант Опера. Четко виден рисунок улиц и авеню. На смотровой площадке всегда много людей, ведь ни один турист не обходит это место. Толпа шумит и бурлит. Люди то прибывают, то уходят дальше бродить по Монмартру. Постоянный круговорот людей. Говорят, здесь шумно и вечером, когда сюда стекаются люди по одиночке и компаниями полюбоваться ночным Парижем. Можно перекусить и отдохнуть на  имеющихся здесь лавочках и ступеньках, расположенных в укромных уголках. Но, к сожалению, мы так и не смогли выбраться сюда вечером, настолько у нас был перегружен день.
       И вот мы на подходе к базилике Сакре-Кёр («Священного Сердца»). У входа на ступенях базилики тоже всегда народ. Внутри белокаменного Храма звучит орган во время службы. Высота базилики такова, что она как бы главенствует над городом и ее видно издалека. Снаружи на площадке гуляет молодежь и звучит музыка, иногда живая в виде бродячих артистов. С утра народа значительно меньше и музыкантов нет. И службы нет. Мы не попадаем внутрь собора. Но зато обходим его кругом. Экскурсовод объясняет как создавалась базилика, ее архитектурные особенности и другие подробности. Но меня завораживает оптимизм базилики, от нее исходит  радость, светлые чувства, она не производит впечатления чего то тяжелого, угрюмого и грустного. Весь ее облик зовет  к  жизни и радости. И, удивляет, что не смотря на ее громадность, она выглядит легкой, летящей.   Недаром французы называют базилику «Белый собор». Мне кажется, что статуи Генриха IV и Жанны д; Арк, установленные на портике базилики, несколько диссонируют с общим светлым обликом собора.
      За базиликой под ее сенью находится монастырь кармелиток. Монастырь - красивое здание из светлого камня. Оно выглядит старинным, построенным в средние века, сооружением. Но это не так. Появилось оно тут лишь в 1928 году, спустя четырнадцать лет после открытия храма Сакре - Кёр. На сегодня в монастыре проживает около 30 монашек и их настоятельница. Они создают массовку на молитвах в базилике.
      Обошли мы базилику и экскурсовод повел нас дальше. Мимо церкви Святого Петра. Церковь скромная, небольшая, особенно если ее сравнивать с базиликой, но очень древняя. На ее месте еще в 9 веке стояла церковь, а эта была построена в 12 веке. Хотя и перестраивалась в 15 и 18 веках. Однако в ней сохранились даже римские мраморные колонны от храма посвященного Марсу. Церковь была частью аббатства, но во время Великой французской революции аббатство было разрушено, но церковь сохранилась. Пострадала церковь и во Вторую мировую войну. Была реставрирована в 1953 году. Остановка возле церкви была короткой. И нас, толпу экскурсантов, повели дальше в узкие улочки Монмартра. В центре Парижа таких улочек не увидишь.  В центре Парижа и в новых районах, улицы все же широкие. А тут узкие, почти средневековые. И вот по этим улочкам мы движемся в сторону одной из известных площадей  Монмартра - площади дю Тертр. На площади толпы народа. Художники, разные и интересные, заполнившие площадь даже в раннее утро рабочего дня. Мне интересно было ходить среди них и рассматривать создаваемые ими работы. Кто-то рисовал саму площадь, кто-то улицы и виды Монмартра. А большинство создавали моментальные портреты туристов, толпившихся на площади и жаждавших  запечатлеть  себя  в  окружении  этих  старинных   домов,
знавших великих художников и поэтов всех стран Европы конца 19 и начала 20 века.
      Все улицы Монмартра очень живописны. Они или шумные, наполненные туристами, или наоборот тихие, уединенные, далекие от туристических троп, где можно спокойно походить и подышать свежим воздухом Монмартра или зайти и отдохнуть в маленький уютный дворик со своим мирком и своими достопримечательностями.
      Еще примечателен Монмартр своими лестницами. Кроме главной лестницы, ведущей к базилике, их множество в разных уголках Монмартра. Идешь по какой либо живописной улице и вдруг среди домов видишь лестницу. Она ведет куда то вниз или вверх. Чудесная   это лестница.  Спускаешься по ней и по кротчайшему пути попадаешь совсем на другую улицу, другую площадь, другую часть района или уютный дворик. Если пройтись только по этим лестничкам можно написать целую историю Монмартра, описать его живописные места: улочки, дворы и площади. И сделать неимоверное количество прекрасных фотографий. Эти лестницы напоминают мне проходные дворы старой Москвы.  Жаль что не попаду больше в Париж, а то бы немалое время уделил хождению по этим монмартровским лестницам.
      И так, мы покидаем площадь Тертр и выходим на улицу Норвен. Узкая, крутая улочка . Действительно улочка по сравнению, скажем, с такими улицами как Елисейские поля или бульвар Клиши. Дома на улице из старого камня, много цветов на окнах домов, внизу есть магазинчики, их много. Народ, в основном туристический, течет по улице в обе стороны. По этой живописной улице доходим до улицы Пульбо, которая резко устремляется куда то вниз. Улица, как и все улицы Монмартра, узкая, с лестницами, ведущими или к другим улицам или в дворики между домами. Если пройти по этой улице, то в доме №11 увидите музей Дали, а затем попадёте на площадь дю Кальвер, маленькую, ничем не примечательную площадь.
       Всего несколько шагов и мы на углу улиц де Соль и Рюстик. Там расположен знаменитый ресторан «Будьте как дома» (De la Bonne Franquette) в доме   16 века в самом сердце старого Монмартра. Это место веселья, гостеприимства, любителей хорошего вина и хорошей еды, верное своему девизу " Любить, есть, пить и петь ». В ресторане сохранилась атмосфера деревенской жизни старого Монмартра. В конце XIX - начале XX века ресторан был местом встречи художников. Там бывали Писсарро, Сислей, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Моне По соседству жили  Сюзанна Валадон и Утрилло, поселившиеся в 1896 году на углу улиц де Соль и Корто, Аристид Брюан. Винсент Ван Гог, который жил на улице Лепик, 54 со своим братом Тео. Он написал здесь в 1886 году свою знаменитую картину «Гингетт» в темных тонах своих ранних работ. Бывали здесь и русские художники, поэты и писатели. Это был один из центров встреч богемы Парижа.
      Дорога, т.е. улица Норвен, ведет нас к небольшой площади Марсель Аме (Marcel Aym;). На площади сразу же обращает на себя внимание необычная скульптура. Мужчина проходит сквозь стену. Очень необычная, надо сказать, скульптура. Она вызывает множество вопросов. Почему человек проходит сквозь стену, почему скульптура установлена здесь, почему у нее такие блестящие руки? Бронзовая фигура   представляет   "великого  человека   по  фамилии  Дютийель", главного персонажа рассказа "Человек, проходящий сквозь стену", написанного французским писателем Марселем Эме в 1943 году. Он почти полвека прожил на Монмартре, работал и писал там свои романы, новеллы и сказки. Композиция была создана в 1989 году Жаном Маре, актером, каскадёром, прозаиком, художником и не менее талантливым скульптором, близким другом Эме. Во многом именно этим объясняется внешнее сходство фигуры с портретом писателя: в бронзовом изваянии автор слился со своим персонажем. Жители Монмартра верят, что левая рука бухгалтера Дютийеля приносит удачу и исполняет желания, если прикоснуться к ней и попросить о сокровенном. Судя по блеску кисти, желающих находится немало. Желающими была и вся наша группа. Большинство фотографировалось со скульптурой, держа за левую руку господина бухгалтера. Правда, я не уверен, что это приносит удачу. Хотя что считать удачей. У каждого она своя.
      Улица Норвен вливается в улицу Жирардон. Она связана с жизнью известной французской певицы Далиды. Если повернуть налево, то буквально через 100 метров вы подойдёте к дому Далиды, что на улице Оршамп (дом № 11). В этом доме Далида прожила 25 лет, здесь же она и рассталась с жизнью, приняв большую дозу снотворного. К сожалению, в этом доме нет музея Далиды. После ее смерти дом был продан и сейчас там частные квартиры. В доме не осталось внутреннего убранства, которое было при ней. А если повернуть направо, то метров через 200 будет площадь Далиды. Маленькая, уютная   площадь   с  памятником  Далиде.  Памятник   довольно  таки скромный. Небольшой бронзовый бюст на сером гранитном пьедестале. Но скульптор очень хорошо передал лицо певицы. Достопримечательностью памятника являются ее блестящие отполированные груди. Существует поверие: если потереть грудь на памятнике Далиды, то это поможет в любви. Не знаю, правда ли это - я не тер ее грудь. Я давно уже был женат и у нас с женой все было в порядке. Другой, более роскошный и интересный памятник певице находится на ее могиле на кладбище Монмартра. Мы там не были И описание памятника я нашел в интернете. Вот как он описывается: «Парижский скульптор Ален Аслан постарался на славу при изготовлении памятника певице. Памятник весь сделан из белого мрамора в полный рост Далиды. Певица как бы стережет свой покой. Позади ее белого силуэта – строение в виде триумфальной арки. Голову Далиды обрамляет солнечный нимб из лучей. Смотрится очень красиво! Могила певицы и сегодня вся в цветах.» Судя по описанию очень достойный памятник.
      С площади Далиды мы идем по аллее Туманов (Allee des Broillards). Слева, за густой зеленью прячется Замок Туманов, построенный в 18 веке. Небольшой по размерам, он в разное время был и загородной дачей, и танцевальным залом, и кабаре. В конце XIX в. хозяином Замка туманов стал художник Пьер-Огюст Ренуар. Он поселился в нём вместе с семьёй в 1890 году и двери особняка с романтическим названием были гостеприимно распахнуты для творческой богемы. Среди гостей были живущие по соседству друзья художника писатель-натуралист Поль Алексис, художники Жорж Руо, Пабло Пикассо, романист Леон Блой, и классик кинематографа Жан Кокто. В этом доме родился будущий замечательный режиссёр Жан Ренуар
      Аллея Туманов плавно переходит в очередную лестницу, которая приведет нас к уютному скверику Сюзан Буиссон. Здесь есть свой небольшой фонтан, который украшен скульптурой Святого Дионисия. В скверике можно отдохнуть и перекусить.
      Из сквера выходим на авеню Жёно.  На улице много небольших домов. Здесь немало мастерских художников и домов относительно не бедных людей. У дома 23 по лестнице спускаемся к улице Лепик. Лестница не крутая, но довольно таки длинная, почти сотню метров. По улице Лепик, осматривая дома, идем вниз с холма. Покидаем Монмартр, быть может навсегда. Вряд ли мы еще раз приедем сюда. И вот мы на площади Бланш, на авеню Клеши. У самого известного кабаре Молен Руш. Действительно мельница, действительно красная.
И очень дорогая. Подошли посмотреть сколько туда стоят билеты. Самые дешевые были стоимостью в сто евро. И кроме того, их нужно покупать заранее. В этот же день попасть в кабаре маловероятно.
      Район Бланш и авеню Клеши - район расположения секс заведений: магазинов для взрослых, ночных баров, которыми заправляют предприимчивые «хозяйки», ночных клубов, где есть девушки легкого поведения, стрип-баров с пип шоу.   
      По окончании экскурсии по Монмартру у нас было свободное время до обеда. Очутившись на авеню Клеши, мы решили просто пройти по авеню. Но почти напротив Молен Руж увидели двухэтажное (а может быть и более высокое здание) с вывеской Секс-шоп. Я и сын, посмотрев друг на друга (все таки неудобно отцу идти в в такой магазин с сыном, хоть и совсем взрослым, да и ему не очень удобно), решительно направились в сиё заведение утолять свое любопытство. Входим в магазин. Огромный зал с высокими потолками (по высоте где то в два этажа). По стенам множество плоских телевизионных экранов - больших и маленьких. На всех демонстрируется самая настоящая порнография. Причем на каждом экране своя. Смотри - не хочу. Не успели мы окинуть взором всю эту «прелесть» как к нам подходит молодая, хорошо и со вкусом одетая женщина и предлагает пройти на представление в зал расположенный в этом же магазине. Мы вежливо отказались, у нас просто с собой не было достаточно денег. Да мы и не знали, что будет на этом представлении, поэтому не рискнули пойти. Начали обходить этот магазин. Чего только там не было - от фаллосов и различных приспособлений до резиновых кукл. Очень много дисков с фильмами определенного содержания, журналов и литературы. И  все это на разные вкусы - для гетеросексуалов и для представителей разных меньшинств. В общем вышли мы из этого заведения с очень «богатыми» впечатлениями. И долго обсуждали увиденное там. Так необычно закончилась наша великолепная экскурсия на Монмартр. 


Рецензии