Прошли годы, и мечта сбылась

ПРОШЛИ ГОДЫ, И МЕЧТА СБЫЛАСЬ
Все мы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали. Мечты бывают разные. Кто-то мечтает о богатстве, кто-то о любви, кто-то о славе. Это некая заветная цель, что-то, что мы очень хотим получить, но прямо сейчас не можем. У каждого, пожалуй, случалось так, что от мечты до ее осуществления проходят многие годы. Так было и у Кузьмы, который в молодости не имел хорошего заработка, но часто покупал книги. А мечтал он купить вместительный книжный шкаф.  Но не было их в свободной продаже. Надо было записываться в очередь. А когда они появлялись в мебельном магазине, то не было денег. Мечтал он о шкафе в шестидесятых годах прошлого века. Давно это было.
 
В то время очень популярным был журнал «Знание – сила», в котором наряду с фундаментальными статьями о научных разработках постоянно публиковались чертежи и описания изобретений народных умельцев. Вот в одном из журналов Кузьму заинтересовал чертеж необычно вместительной  этажерки для книг. Все очень просто. Берут две водопроводные трубы высотой от пола до потолка, к ним приваривают железные уголки размером чуть шире книги на расстоянии друг от друга по высоте книг. Уголков окажется по девять или по десять. После этого столько же полутораметровых досок закрепляют на уголках. Крепят трубы или к стене, или к потолку. Задней стенки может и не быть, вместо нее послужит стена.   

Кузьма как раз получил шикарную квартиру целинного типа – на два этажа - и вселился в нее с молодой женой и двумя малолетними детьми.  Дом был двухквартирный, соседом оказался начальник городского отделения милиции. Столы, стулья, кровати – все у него уже было. Только вот книги были беспризорными и лежали на подоконниках, на столе, на полу, где попало. А хотелось, чтобы они стояли в ряд и красовались своими корешками. Кузьма представил себе этажерку из труб. Десять полок по полтора метра – это же пятнадцать метров книг, стоящих вплотную друг к другу!  И стал Кузьма мечтать о такой этажерке.

Улица, на которой стоял новый дом, еще только строилась. На ней возводились такие же дома. Степень готовности их была разная. Если в соседнем доме шли отделочные работы, то в самом дальнем, пятом по счету, только поднимали стены. А в других монтировались отопление, освещение, водопровод. И труб водопроводных было там в достатке.

Строительную площадку охранял сторож Афанасий Иванович.  Кузьма познакомился с ним и часто приглашал погреться, выпить чаю. Постепенно сторож стал как бы членом семьи. Он был хорошим рассказчиком, и слушать его было одно удовольствие. Ему самому было далеко за шестьдесят, а он часто рассказывал о своем отце, которому исполнялось сто лет!

- Внук недавно привез два мешка зерновых отходов для корма курам. Не стал разгружать подводу, а сразу пошел в дом, чтобы позавтракать. Когда вернулся, мешков там уже не было. Он удивился: кто мог их взять под окнами у дома? А папа смеется. Это он перенес мешки в кладовку. И это в сто лет!

Потом Афанасий Иванович рассказал, как отец подтрунивает над ним. Ты, говорит, слабак. Ты выглядишь старше меня. А все потому, что куришь! И физически не работаешь. Вишь, сторожем устроился, чтобы ходить по стройке, руки за спину!
 
Сторож сетовал, что монтажные работы застопорились, так как сварщики с разрешения бригадира неделями не появляются на стройке. Они монтируют системы отопления в частных домах.  И трубы туда уходят, и карбид, и кислород.

Кузьме, цепкому газетчику, подумалось, что такие сведения сами просятся в газету. Он решил расспросить бригадира о работах сварщиков на стороне. И заодно выяснить, не сможет ли он приобрести трубы для этажерки? Бригадир на прямые вопросы отвечал уклончиво, но и не отрицал, что сварщики иногда на работу не выходят. И подарил два подходящих по длине отрезка трубы.

Кузьма не первый год курировал вопросы строительства, поэтому легко собрал факты, тормозящие строительство соседних домов. И в газете появилась критическая статья, в которой были абзацы и о сварочных работах.

Был тихий летний день, какие на Алтае не редкость. Как всегда по выходным, Кузьма занимался своими делами в сарае, который превратил в импровизированную мастерскую. Неподалеку на своем крыльце сидел и покуривал сосед – начальник отдела милиции.  Жена с ребенком на руках подошла и стала у дверей, наблюдая за работой Кузьмы. Тут появился незнакомый человек. Поздоровавшись, он спросил у Кузьмы, не он ли написал статью в газету? Жена отошла в сторонку, а гость стал в проеме двери, осматривая зорким взглядом содержимое сарая. И когда получил подтверждение, немедленно пошел в атаку.

- Мы ничего не делаем плохого! Частникам тоже хочется жить в хороших условиях! А нам самое время хорошо заработать.

- Вы сварщик на стройке? Но вы тормозите строительство домов. Семьи очередников ютятся по углам, переплачивают. Им ведь тоже хочется жить по-человечески. А строительство затягивается.

- Тебе нас, работяг, не понять! Никогда физически не работал, только пописываешь! А мы вкалываем и в жару, и в холод!

- Ой, перетрудился! Сам ведь выбрал специальность, где всегда есть чем поживиться. Работаете у частников всем государственным. И трубы туда уходят, и сварочный аппарат со стройки уносите.

- Мы берем с разрешения. А вот ты у нас украл – вон наши трубы! – показал он на обрезки, подаренные бригадиром. – Да я на тебя в суд подам! Таких, как ты, мочить надо!

И он схватил спокойно стоявшего Кузьму за грудки. Потом оглянулся, увидел начальника милиции и женщину с ребенком на руках и отступил. Продолжая ругаться, он скрылся за углом дома. Кузьма взял злополучные куски труб и унес их на стройку. С тех пор и думать забыл об этажерке для книг.

Но угрозу быть привлеченным к суду он воспринял всерьез. Ведь он не знает, конкретно в каких частных домах сварщики варили отопление? И что он ответит, когда его спросят об этом? А если обиженные сварщики подадут заявление завтра, а он не готов к разговору? И Кузьма решил сходить домой к сторожу. Заодно и познакомиться с его столетним отцом. Он взял фотоаппарат и отправился на край города.

Афанасий Иванович встретил его как родного. Пригласил в дом, познакомил с отцом, Иваном Петровичем. Это был крепкого сложения благообразный старик, чисто выбритый. У него были редкие седые волосы, венком обрамляющие небольшую лысину. На вид ему было не более шестидесяти лет, и выглядел он моложе своего сына. Он тут же начал хвастать своим здоровьем.

- Я еще каждый день хожу косить траву для коровы. Приношу домой тяжелые охапки травы! Такие, что Афоньке не поднять!

- Ну что Вы, папа, меня позорите. Вы в другое время жили, были единоличником. А я в армии долго служил, на заводе работал, на фронте был, ранение имею.

- Будто бы я ничего не испытал! Я же в Красной Армии воевал. И в своем селе, когда белые на нас напали, в плен попал. Сын кулака, Терентий, приказал дать мне сто шомполов. Эти сволочи били меня с остервенением. Спину мою превратили в кровавое месиво. Только через полгода я смог ходить. Да так и поправился. Омолодили они мой организм своими шомполами, что ли?

Кузьма жадно слушал рассказ бывшего красноармейца. Позднее он написал о нем очерк. Удачными оказались и снимки, которые он сделал и в комнате на фоне старинных фотографий, и во дворе с инструментами в руках. А от сторожа ничего дополнительно не узнал. Но не считал, что напрасно сходил к нему в гости. Рассказ столетнего красноармейца компенсировал затраченное время. И в суд на него никто не подал. 

…Больше тридцати лет прошло с тех пор. Кузьма Ильич уже работал редактором районной газеты на Украине. По-прежнему покупал в магазинах книги, а также выписывал три подписных издания. Книгами были заполнены книжный шкаф, три книжные полки, антресоли. А еще лежали стопками на столах и подоконниках. Нужно было еще несколько книжных шкафов, чтобы вместить все это богатство. Так и всю квартиру можно загромоздить мебелью!

Тут Кузьма вспомнил свою давнюю затею, изготовил чертежи и за небольшую плату приобрел две железные трубы с приваренными уголками – сделал заготовки для большой книжной этажерки.

Редакция находилась в городке областного подчинения. Помещение было ветхое. Его дважды достраивали и перестраивали. Планировка от этого была неудобной. И крыша протекала. Пришлось заняться ремонтом. Районный совет выделил для этого средства. Из коммунального хозяйства, которое находилось в поселке городского типа за тридцать километров от города, каждый день привозили на работу  кровельщиков по железу, плотников и штукатуров, а также материалы и все необходимое.

Естественно, строители брали с собой продукты и обедали на рабочем месте. Кузьма по горькому опыту знал, как это может отразиться на здоровье, поэтому двух женщин-штукатуров приглашал к себе в кабинет и угощал их растворимым кофе. Заодно и тешил свое журналистское любопытство. Обе женщины были замужними болгарками, очень красивыми. Он расспрашивал, какие у них семьи, есть ли домашнее хозяйство, что сажают в огороде, есть ли садовые культуры и виноградник. Ему все было интересно. С бытом в болгарских селах он был знаком не плохо, но в каждой семье он особенный. Так они общались недели две.

Каждый раз к концу дня за женщинами заходили плотники, их мужья, которые работали где-то неподалеку. Видимо, им рассказывали, что редактор общительный и гостеприимный, хорошо относится к работающим. Поэтому мужчины тоже вели себя раскованно и беседовали откровенно на любые темы. Говорили о строительстве, об охоте и рыбалке, об общих знакомых. Мастеровые люди не могли не обратить внимания на металлические заготовки для большой этажерки. Кузьма рассказал, как она будет выглядеть, когда он на уголки прикрепит доски. Нужно десять тонких досок, а ему все некогда заняться их приобретением.

Однажды плотники явились в кабинет и принесли с собой уже готовые, обрезанные по размеру доски. Это, сказали они, подарок за душевное отношение к ним, строителям, за кофе и за приятные беседы.  Кузьма смутился, стал расспрашивать, кому заплатить. Не надо никакой оплаты, сказали мужчины. Это из сэкономленных материалов!

Дома редактор смонтировал, наконец, свою этажерку! Он покрасил металлические детали в золотистый цвет. Установил книги, соблюдая порядок их поступления из подписки, а также по авторам и по темам. Отдельно поставил словари, которых набралось пятнадцать, справочники и литературу по отдельным профессиям. Теперь книги простирались от пола до потолка, а места занимали очень мало.
Даже не все книги поместились. Неполную Советскую Энциклопедию подарил сотруднице. А за время отпуска Кузьмы жена подогнала автомашину, загрузила в нее солидное количество книг и отвезла в городскую детскую библиотеку. Даже не было заметно, что книг убавилось.

Так вот и бывает, что от мечты до ее реализации проходят годы. Но если мечта не эфемерная, а земная, насущная, то она обязательно осуществится. События хоть и медленно, а иногда и быстро, обязательно будут развиваться в этом направлении. Мечты имеют тенденцию материализоваться. В этом Кузьма очередной раз убедился на опыте строительства своей этажерки.      


Рецензии
Какая чудесная мечта! Всё невозможное - возможно, стоит только захотеть.
Василий, спасибо за такой замечательный и добрый рассказ. Читая его, я взглянула на свой книжный шкаф.Я понимаю Кузьму, хочется ещё больше.
Всех Вам благ,
Марина


Марина Сотник   17.04.2021 17:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, что заглянули! Как приятно было приходить на почту и получать только что изданные и еще не попавшие в книжные магазины книги! "Жизнь замечательных людей", "Классика и современность", издания специально для школ! Еще ни у кого нет, а ты уже читаешь! Красота! И вечеров не жалко, ночи прихватываешь. А потом все это выстраиваешь на вместительной этажерке, которую в конце концов построил. И она приняла в себя огромную массу книг. Причем, стоят они в определенном порядке... Стояли. Овдовел. Бросил квартиру со всем содержимым. Взял с собою одеться и переехал к сыну. Прощайте, книги! Спасибо за визит. Разбередили. Василий.

Василий Храмцов   17.04.2021 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.