Большой педстаж не всегда равен мастерству
В далекие 80-е после института я пришла работать в школу. Меня курировала завуч по имени Валентина Гавриловна. При знакомстве она заявила: "У меня педстаж 20 лет - я Вас научу работать." А в учительской меня сразу же предостерегли: "Ты Гавриловне не поддавайся!"
А Валентина Гавриловна в упоении от своего педстажа устраивала для начинающих учителей мастер-классы - приглашала на свои уроки химии, на которых, честно говоря, от скуки "мухи дохли". Самым интересным моментом были опыты: они у Валентины Гавриловны почему-то никогда не получались. Она сливала какие-то жидкости, сыпала в пробирки какие-то порошки, нагревала что-то на спиртовке, но результат был непредсказуемый: или пшик, или пузырящаяся пена, или легкий взрыв. Тогда Валентина Гавриловна говорила детям:
- Ну, вы поняли, как надо делать. У меня стаж 20 лет.
Дети тихонько хихикали, но нарываться на длинные патетические речи о педагогическом стаже не хотели, поэтому вопросов не задавали. Кроме одного мальчика по фамилии Солодов. Он начинал ноющим голосом:
- Валентина Гавриловна! Я не понял! Покажите опыт еще раз! Ну, Валентина-а-а Гавриловна-а-а...
Учительница его строго осаживала:
- Как ты мог не понять после моих объяснений? Да у меня стаж 20 лет!
- Конечно, Валентина Гавриловна, - продолжал канючить Солодов, - Вам за 20 лет все надоело! А мне же интересно!
Тогда Валентина Гавриловна "делала мину" оскорбленного великого педагога и повышала голос:
- Как ты разговариваешь с учителем с 20-летним стажем!
Иногда настырного Солодова с урока выгоняли. Он радостно подхватывал портфельчик и с видом победителя покидал кабинет химии.
И вот тогда я пообещала себе: сколько бы лет я ни отработала в школе, я никогда не буду "озвучивать" свой педстаж, если меня об этом не спрашивают. Если для учителя в любой ситуации решающим "убойным" аргументом является фраза: "Да у меня педстаж 20, 30, 40 лет! И мне лучше знать!", то такой учитель - человек очень амбициозный и, к сожалению, не очень умный. Да и специалист, как правило, аховый.
Но такой типаж "великого педагога", кичащегося своим стажем, совершенно неистребим. Такие учителя есть в каждой школе. Коллеги относятся к ним с иронией. Родители - с раздражением. Ученики или тихо ненавидят, или смеются в глаза. И только сами "стажисты" уверены, что раз они "просидели" в школе несколько десятков лет, то стали гуру педагогики.
Я часто пишу на разных платформах о проблемах школы и часто встречаю в комментариях после публикаций таких педагогов. Их узнать совсем не трудно. Они любой свой отзыв начинают именно с этого: "Я учитель с огромным стажем работы!" Основная мысль таких комментариев тоже очень проста: "Есть мое мнение, а есть Ваше - неправильное!" А далее педагоги-стажисты настоятельно советуют все посты удалить, а автору встать в угол и подумать о своем поведении. А еще педагоги-спесивцы не стесняются в выражениях и называют меня "молодой нахалкой". В опусах "суперпрофессионалов" при этом россыпи ошибок.
За "молодую нахалку", конечно, спасибо! Но когда я слышу или читаю: "У меня педстаж 20... 30... 40... 50 лет, "- посещает крамольная мысль о том, что всем было бы лучше, если бы такие "педагогини" ушли из школы 20, 30, 40 лет назад.
Свидетельство о публикации №220120600764