Большой педстаж не всегда равен мастерству

Все, кто работал или работает в школе, да и все, кто в ней учился или учится, знают типаж учителей, которые с видом значительным, а иногда и монументальным повторяют: "Да у меня стаж 20... 30... 40 лет. И мне лучше знать!" Как на это реагировать, я не знала никогда. Не знаю и сейчас.

В далекие 80-е после института я пришла работать в школу. Меня курировала завуч по имени Валентина Гавриловна. При знакомстве она заявила: "У меня педстаж 20 лет - я Вас научу работать." А в учительской меня сразу же предостерегли: "Ты Гавриловне не поддавайся!"

А Валентина Гавриловна в упоении от своего педстажа устраивала для начинающих учителей мастер-классы - приглашала на свои уроки химии, на которых, честно говоря, от скуки "мухи дохли". Самым интересным моментом были опыты: они у Валентины Гавриловны почему-то никогда не получались. Она сливала какие-то жидкости, сыпала в пробирки какие-то порошки, нагревала что-то на спиртовке, но результат был непредсказуемый: или пшик, или пузырящаяся пена, или легкий взрыв. Тогда Валентина Гавриловна говорила детям:

- Ну, вы поняли, как надо делать. У меня стаж 20 лет.

Дети тихонько хихикали, но нарываться на длинные патетические речи о педагогическом стаже не хотели, поэтому вопросов не задавали. Кроме одного мальчика по фамилии Солодов. Он начинал ноющим голосом:

- Валентина Гавриловна! Я не понял! Покажите опыт еще раз! Ну, Валентина-а-а Гавриловна-а-а...

Учительница его строго осаживала:

- Как ты мог не понять после моих объяснений? Да у меня стаж 20 лет!

- Конечно, Валентина Гавриловна, - продолжал канючить Солодов, - Вам за 20 лет все надоело! А мне же интересно!

Тогда Валентина Гавриловна "делала мину" оскорбленного великого педагога и повышала голос:

- Как ты разговариваешь с учителем с 20-летним стажем!

Иногда настырного Солодова с урока выгоняли. Он радостно подхватывал портфельчик и с видом победителя покидал кабинет химии.

И вот тогда я пообещала себе: сколько бы лет я ни отработала в школе, я никогда не буду "озвучивать" свой педстаж, если меня об этом не спрашивают. Если для учителя в любой ситуации решающим "убойным" аргументом является фраза: "Да у меня педстаж 20, 30, 40 лет! И мне лучше знать!", то такой учитель - человек очень амбициозный и, к сожалению, не очень умный. Да и специалист, как правило, аховый.

Но такой типаж "великого педагога", кичащегося своим стажем, совершенно неистребим. Такие учителя есть в каждой школе. Коллеги относятся к ним с иронией. Родители - с раздражением. Ученики или тихо ненавидят, или смеются в глаза. И только сами "стажисты" уверены, что раз они "просидели" в школе несколько десятков лет, то стали гуру педагогики.

Я часто пишу на разных платформах о проблемах школы и часто встречаю в комментариях после публикаций таких педагогов. Их узнать совсем не трудно. Они любой свой отзыв начинают именно с этого: "Я учитель с огромным стажем работы!" Основная мысль таких комментариев тоже очень проста: "Есть мое мнение, а есть Ваше - неправильное!" А далее педагоги-стажисты настоятельно советуют все посты удалить, а автору встать в угол и подумать о своем поведении. А еще педагоги-спесивцы не стесняются в выражениях и называют меня "молодой нахалкой". В опусах "суперпрофессионалов" при этом россыпи ошибок.

За "молодую нахалку", конечно, спасибо! Но когда я слышу или читаю: "У меня педстаж 20... 30... 40... 50 лет, "- посещает крамольная мысль о том, что всем было бы лучше, если бы такие "педагогини" ушли из школы 20, 30, 40 лет назад.


Рецензии