Букеты из чужих садов. Борхес о книгах
Книга, часто, необъяснимая самоцель, а не орудие для достижения некоей цели. Я не знаю, для чего пишу эту страницу.
.
В начале XVII века Фрэнсис Бэкон заявил, что Бог, дабы мы избежали заблуждений, дает нам две книги: первая - это свиток Писания, открывающий нам его волю; вторая - свиток Творений, открывающий нам его могущество.
.
В сочинениях Галилея часто встречается идея Вселенной, как книги: «Философия записана в грандиозной книге, постоянно раскрытой перед нашими глазами (я разумею Вселенную), но которую нельзя понять, не выучив прежде ее языка и букв, какими она написана. Язык этой книги - математика»
.
Сэр Томас Браун в 1642 году написал: "две книги, по которым я изучаю богословие: Священное Писание и тот универсальный и всем доступный манускрипт, который всегда у всех перед глазами. Кто не увидел Бога в Священном Писании, - те могут обнаружить Его в Творении".
В том же абзаце читаем: "Все существующее - искусственно, ибо Природа - это Искусство Бога".
.
Есть учение о том, что все гениальные авторы суть Один-Единственный. В середине XVII столетия Ангелус Силезиус писал, что все блаженные - одно. Пантеист, объявляющий, будто множественность авторов - иллюзия, находит нечаянную поддержку у приверженца классики для которого подобная множественность попросту неважна. Классический ум видит в литературе суть, а не индивидуальные различия. Джордж Мур и Джеймс Джойс включали в свою прозу чужие пассажи и целые страницы; Оскар Уайльд любил дарить сюжеты друзьям(1); оба примера, на первый взгляд несводимые, говорят о сходном понимании искусства - понимании экуменическом, безличном...
Пусть то, что должно быть написано, будет написано любым – это не имеет никакого значения.
Очевидцем глубочайшего единства Духа, отрицателем всяких границ индивидуальности был Бен Джонсон, взявшийся за литературное завещание, чтобы удостоить современников положенной хвалы или хулы, но ограничившийся тем, что собрал воедино отрывки из Сенеки, Квинтилиана, Эразма, Макиавелли, Бэкона(2).
.
В 1938 году Поль Валери написал: "История литературы должна стать не историей авторов и превратностей их судьбы либо судьбы их произведений, а историей Духа - подлинного создателя и потребителя литературы. Подобная история обойдется без упоминаний каких бы там ни было писателей".
В 1844 Эмерсон отметил: "Все книги на свете написаны, я бы сказал, одной рукой: по сути они так едины, словно составляют собрание сочинений одного странствующего и вездесущего автора"
Двадцатью годами ранее Шелли счел, что лучшие стихи прошлого, настоящего и будущего - это эпизоды или фрагменты одного бесконечного стихотворения.
.
1.То же - Пушкин: дал Гоголю сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора» (вбс)
2. То же - Л.Н. Толстой: вспомним его «важнейшую» по словам самого Толстого, книгу - «Путь жизни». (вбс)
Свидетельство о публикации №220120600878
Леонид Югаев 16.09.2021 17:54 Заявить о нарушении