Евгений Мигунов - соавтор Кира Булычева

                Послесловие к книге Кира Булычева «Алиса и крестоносцы»
                (М.: Издательский дом Мещерякова, 2015)

         Вот уже девятая книга Кира Булычева вышла в Большом иллюстрированном собрании сочинений (далее сокращенно – БИСС) Издательского дома Мещерякова. На их страницах вы, дорогие читатели, уже успели познакомиться с фантастическими приключениями девочки из XXI века Алисы Селезневой и ее друзей, а в дальнейшем вас ждет еще немало удивительных историй об этой веселой и неунывающей «девочке, с которой ничего не случится». Но рассказы о ее похождениях на Земле и в космосе, в прошлом и будущем были бы не столь красочными и узнаваемыми, если бы их автору не повезло встретиться в начале своей творческой карьеры со столь же великолепной творческой личностью – замечательным художником Евгением Мигуновым, ставшим впоследствии изобразительным «соавтором» писателя. Именно его динамичные, легкие, да и просто «живые» рисунки в большом количестве присутствуют в книгах серии БИСС Кира Булычева. О нем и пойдет речь.

         Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года. Свое детство провел в центре Москвы, учился сначала в обычной школе, а затем в опытно-показательной школе им. Лепешинского на Остоженке. Окончив школу в 1938 году и прозанимавшись год в изостудии, в 1939 году поступил на художественный факультет ВГИКа – Всесоюзного государственного института кинематографии. Занимался в мастерской одного из основателей советской мультипликации, режиссера, художника и сценариста Ивана Петровича Иванова-Вано. В 1943 году окончил ВГИК и, получив диплом художника-режиссера мультипликационного фильма из рук самого Сергея Эйзенштейна, начал работать на киностудии «Союзмультфильм».

         В качестве художника-постановщика Евгений Мигунов работал над мультфильмами: «Краденое солнце» (1943 г., реж. И. Иванов-Вано), «Зимняя сказка» (1945 г., реж. И. Иванов-Вано), «Пропавшая грамота» (1945 г., реж. В. и З. Брумберг), «Полкан и шавка» (1949 г., реж. А. Иванов) и многих других. С 1953 года Евгений Тихонович приступил к самостоятельной работе над мультипликационными фильмами в качестве режиссера-постановщика. К этой его деятельности относятся такие фильмы, как: «Карандаш и Клякса – веселые охотники» (1954 г.), «Ровно в 3:15» (1959 г.) и другие, не менее известные советскому юному зрителю. К сожалению, в 1960 году он был вынужден завершить свою деятельность на «Союзмультфильме» и перейти в журнальную и книжную графику.

         Сегодня Евгений Мигунов больше известен не как режиссер и художник мультипликации, а как карикатурист и иллюстратор. И это отнюдь не случайно: с 1961 по 1966 год Евгений Тихонович штатно работал в сатирическом журнале «Крокодил», а затем вплоть до 1987 года продолжал с ним тесное сотрудничество в качестве карикатуриста. В 1950–1970-е годы он иллюстрировал детский журнал «Веселые картинки», создав немало узнаваемых образов героев стихов и рассказов, публиковавшихся на страницах одного из двух главных, наряду с «Мурзилкой», детских журналов нашей страны.

         Кстати, после вынужденного разрыва с мультипликацией художник Мигунов не потерял страсть к рисункам в динамике – в 1960–1980-е годы он приложил немало усилий для развития такого интересного и теперь уже давно забытого вида художественного изобразительного творчества, как диафильмы. Его карандашу и кистям принадлежат одни из лучших образцов «комиксов на кинопленке»: «Дядя Степа» и «Три поросенка» Сергея Михалкова (1963 и 1988 гг.), «Красная Шапочка» Шарля Перро (1975 г.), «Три медведя» Льва Толстого (1972 г.), «Чиполлино» и «Робот, которому захотелось спать» Джанни Родари (1964 и 1975 гг.). Эти и другие «экранизации», несомненно, доставили большое удовольствие и принесли искреннюю радость юным зрителям-читателям, познакомив их с великолепными произведениями мировой и отечественной, классической и современной литературы для детей и их родителей.

         Но самое главное – с начала 1960-х годов Евгений Мигунов пришел в книжную графику. Он стал одним из наиболее активных художников-иллюстраторов, работавших в издательстве «Детская литература». Достаточно вспомнить лишь несколько названий книг 1960–1970-х годов и имен их авторов, чтобы понять, с какими замечательными писателями ему посчастливилось тесно сотрудничать, – это «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, «Электроник – мальчик из чемодана» и «Рэсси – неуловимый друг» Евгения Велтистова, «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова и, конечно же, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева.

         В небольшой биографической заметке, помещенной в 1996 году в серии книг Кира Булычева о приключениях Алисы, с изрядной долей юмора было сказано:

         «За семнадцать лет работы на студии “Союзмультфильм” Мигунов сделал 343 000 рисунков, что составило 22 фильма, четыре из них получили международные премии.
         Помимо мультфильмов, художник иллюстрировал детские книжки в издательствах “Малыш” и “Детская литература”, сотрудничал в “Мурзилке”, “Веселых картинках”, работал карикатуристом в “Крокодиле”.
         Вспоминая то время, художник отмечает, что через пять лет силы оставили его – отчасти и потому, что он совмещал все эти деяния с работой над детскими диафильмами и рыбной ловлей. Лучше всего у него получалось последнее...
         Когда же все мультфильмы были отсняты, книжки проиллюстрированы, карикатуры опубликованы, диафильмы выпущены, а вся рыба выловлена, его творчеством заинтересовался известный писатель Кир Булычев, и с тех пор Е. Мигунов стал постоянным иллюстратором его увлекательных книг».
         Шутки шутками, но правды здесь больше.

         В 1974 году издательством «Детская литература» была выпущена книга Кира Булычева «Девочка с Земли». Это первое собрание под одной обложкой нескольких историй из жизни Алисы Селезневой было украшено замечательными рисунками Евгения Мигунова. Книгу ждал грандиозный успех еще и потому, что художник уловил дух булычевского мира, ему удалось попасть в тон автору. Проза писателя произвела сильное впечатление на художника, и позднее он дал историям об Алисе очень высокую оценку: «Книга “Девочка с Земли” была написана несколько необычным языком, с большим креном в юмор и великолепными, очень смешными диалогами». Понравилось работать в творческом тандеме и автору Алисы. Их взаимное сотрудничество оказалось настолько плодотворным и результативным, что Кир Булычев в одном из инскриптов-посвящений Мигунову на проиллюстрированной им своей книге назвал его своим соавтором – и это была не просто дружеская похвала.

         Среди многочисленных художественных текстов из серии «Приключения Алисы» есть два произведения, занимающих особое место в совместном творчестве двух «соавторов».  Идею повести «Гость в кувшине», которую вы прочитали в этой книге, подал Киру Булычеву именно Евгений Мигунов, о чем автор и сообщил в своем посвящении к повести. А кроме того, пятнадцать лет назад был опубликован рассказ Булычева, написанный им по уже готовым иллюстрациям художника. Евгений Тихонович нарисовал несколько эскизов к возможному рассказу. В этом произведении, по задумке Мигунова, Алиса попадает на машине времени в XX век, в город Великий Гусляр, знакомится с Корнелием Удаловым и просит разрешения сходить с ним на рыбалку, потому что в XXI веке рыба так же редка, как лунный камень на Земле.

         Кир Булычев сначала отказался от написания подобного рассказа: «Я оптимист, – сказал он, – и никак не могу допустить, чтобы в XXI веке исчезла вся рыба». Но рассказ всё же написал. Про рыбалку. Хотя рыбу в XXI веке сохранил. Рассказ назывался «Алиса в Гусляре». А вскоре эти же иллюстрации нашли свое место в небольшой повести «Алиса в стране фантазий», с тем же сюжетом, что и в предшествующем рассказе. С этой повестью читатели БИСС Кира Булычева обязательно познакомятся в одной из следующих книг нашей серии.

         Иллюстрированы Мигуновым были не только книги «Девочка с Земли» и ее продолжение – «Сто лет тому вперед». Получилось так, что Мигунов со временем стал основным, наиболее узнаваемым и ожидаемым художником-оформителем фантастической прозы Кира Булычева. Об этом этапе своей творческой биографии сам Мигунов вспоминал впоследствии: «Потом был долгий перерыв до 1990 года, когда издательство “Культура” обратилось ко мне для иллюстрирования целой серии рассказов о той же героине – Алисе – и ее приключениях. Семитомник, проиллюстрированный мной в 1991–1992 годах, заинтересовал издательство “Армада”, и вскоре, пополненное до четырнадцати томов, издание увидело свет».

         Эти иллюстрации стали по праву классикой, воспринимаясь несколькими поколениями читателей как неотъемлемая часть булычевских текстов. И, конечно же, совсем не случайно практически все книги детской фантастики Кира Булычева, а уж приключения Алисы – особенно, до сих пор продолжают активно переиздаваться именно с иллюстрациями Евгения Мигунова. Известность художника оказалась настолько широко и тесно взаимосвязана с творчеством Булычева, что даже в Китае книги про Алису выходят с мигуновскими иллюстрациями.

         К своей работе Мигунов подходил нестандартно, стремясь как можно больше разнообразить и дополнить изобразительный ряд. Почти к каждому переизданию книг Булычева Мигунов тщательно перерисовывал весь комплект иллюстраций, не ограничиваясь теми, которые уже были в предыдущих изданиях. Вот поэтому существует немало различных вариантов одних и тех же сюжетов, порой разительно отличающихся друг от друга. Очень жаль, что многие из них не входили в последующие издания книг и оказались из-за этого незаслуженно забыты. Часть из них включены в предыдущие тома серии БИСС Кира Булычева, а некоторые другие сопровождают эти заметки о художнике.

         Кроме книг о приключениях Алисы Мигунов проиллюстрировал несколько других детских повестей и стихотворений Кира Булычева. Всего же за много лет было опубликовано в общей сложности около 1500 рисунков к булычевским книгам.

         Иллюстрировал Евгений Тихонович и некоторые произведения из цикла о Великом Гусляре. Он долго и увлеченно работал над образами Корнелия Удалова, профессора Минца и многих других персонажей этой серии. В конце 1990-х годов планировалось даже осуществить большой проект, рассчитанный на несколько объемистых томов. К сожалению, этот очень интересный замысел так и остался реализованным лишь отчасти. Увидели свет лишь два тома с незначительным количеством иллюстраций.

         Несмотря на преклонный возраст и перенесенный инсульт, лишивший художника возможности рисовать, он вплоть до последних дней жизни продолжал внимательно следить за оформлением новых переизданий книг Кира Булычева, давал профессиональные советы о том, как органичнее всего было бы раскрасить иллюстрации, сделав их благодаря многоцветности более наглядными и выразительными.

         2004 год принес печальную новость. 1 января Евгения Тихоновича Мигунова не стало. Ему было 82 года. Он прожил творчески очень насыщенную и яркую жизнь. Его прах захоронен на Миусском кладбище в Москве, недалеко от могилы его друга и соавтора И. В. Можейко – Кира Булычева.

         Лучшей памятью о художнике, конечно же, навсегда останутся его работы. Выдающийся, а в некоторых отношениях поистине непревзойденный мастер книжной иллюстрации, Евгений Мигунов вошел в число наиболее талантливых, самобытных и неповторимых профессионалов своего дела. Его самого больше нет с нами, но созданные им впечатляющие образы продолжают свое полноценное существование на радость новым поколениям благодарных читателей. Сотням литературных героев Евгением Тихоновичем были подарены свои портреты, десятки миров он «заселил» невообразимыми существами, «изобрел» огромное количество космических кораблей и роботов – перечислять можно до бесконечности.

         И пусть как дань искренней признательности прозвучат слова Кира Булычева, сказанные им в своем офф-лайн интервью о человеке, ставшем его соавтором во всеобъемлющем смысле этого слова: «Живет на свете замечательный художник Евгений Мигунов, который не просто иллюстрировал мои книги – я считал и считаю его своим соавтором. У меня даже есть повесть, написанная по его картинкам. Работоспособность и изобретательность у него фантастическая. Знаете, он каждую иллюстрацию делал в двадцати вариантах, причем за два часа. Бывает же человек, рука которого делает точно то, что приказывает веселый мозг».

         Да, хорошо, что такие люди жили на свете. Они оставили свой след – и это благодаря им мы можем теперь взглянуть на окружающий нас мир намного более зорко и проникновенно, видя, что в нем всегда есть место душевной доброте, творческой фантазии и многогранному таланту.

        Март 2015

                (Послесловие написано в соавторстве с М. Ю. Манаковым)


Рецензии