Пионерский лагерь Космос
Пионерский лагерь "Космос"
Наш лагерь - это полтора десятка легких финских домиков, половина из которых с печным отоплением, на один или два отряда. Половина дома для мальчиков - половина для девочек. Лагерь находился вблизи станции Катуар и по его территории протекала речка Уча. Заросший елями и соснами склон вел к нашему стадиону, точнее футбольному полю с воротами и одним рядом лавочек. Зимой по этому склону мы катались на больших "финских" санях, а летом собирали землянику и чернику. Территория не слишком большая, но очень зеленая. Был свой открытый бассейн, где вода нагревалась от солнца. Мы каждый день бегали к бассейну смотреть на термометр, когда же температура подползет к 18 градусам, чтобы нам разрешили купаться.
Пионерский лагерь был организован институтом "ГИПРОМЕЗ" (Государственный институт по проектированию металлургических заводов), где работал мой отец. Институт, по представлениям того времени, был богатый и с обширными зарубежными связями. Опыт СССР первых пятилеток по строительству крупных металлургических предприятий был полезен для стран народной демократии и третьего мира. Такие заводы строились в Индии, Египте, Ираке, Иране, Венгрии, Польше, Чехии и многих других странах. На все стройки выезжали сотрудники института для авторского сопровождения проектов.
К сожалению, это не касалось моего отца, так как он работал в горном отделе, а по этому направлению на сопровождение проектов выезжали сотрудники ленинградского института "МЕХАНОБР".
Благодаря достаточно свободному перемещению по миру, хотя и ограниченному странами народной демократии и третьим миром, у сотрудников формировались довольно либеральные воззрения и менталитет. Это не могло не отразиться на подходах к воспитанию детей в лагере.
Я уже упоминал о ежегодных визитах иностранных делегаций в наш лагерь и поездках наших, хоть и избранных, детей к демократам. Связь с внешним миром проявлялась и на танцплощадке, где после ужина мы танцевали сначала под латиноамериканскую музыку, популярную после Фестиваля, а с января 1963 года - уже под музыку "Битлз". Тогда еще в журнале "Крокодил" публиковали разгромные сатирические заметки под заголовками типа "Жуки-ударники и жук-претендент", где агрессивного кандидата в президенты США Барри Голдуотера сравнивали с «дикой невоспитанной сворой ансамбля "Битлз". На заметки никто внимания не обращал, а музыка нам нравилась.
Первую пластинку с музыкой "Битлз" принес в лагерь Сурен Ананян, которому его дядя привез ее из Западного Берлина. Это был сборник "Big Beat".
Администрация лагеря не только не запрещала слушать такую музыку, но наоборот, помогала знакомству детей с новинками интересующей их культуры. Достаточно сказать, что однажды в зимние каникулы, кажется, в 1965 году, к нам в лагерь приехала группа артистов из недавно созданного "Театра на Таганке", в которой были такие артисты, как Борис Хмельницкий, Зинаида Славина, Алла Демидова, Анатолий Васильев, Борис Голдаев - исполнитель роли Лёвина в фильме "Анна Каренина" 1967 года, всего 7 человек. Должен был приехать еще и Высоцкий, но не приехал. Надо сказать, что тогда я никого из них не знал, так же как и про театр. Борис Голдаев рассказал историю возникновения театра на месте ранее существовавшего, про который тоже никто из нас не знал. Он рассказал, чем их театр отличается от других, классических театров, поделился, что снимается сейчас в "Анне Карениной", поэтому ему приходится пока быть рыжим. Группа показала несколько отрывков из первых спектаклей театра - "Антимиры", "Павшие и живые" - и несколько забавных этюдов, которые они готовили в театральном училище им. Щукина. Помню, как я задавал какие-то вопросы Борису Хмельницкому, когда они после выступления шли к себе переодеваться.
Приезжали к нам в лагерь артисты и из других театральных коллективов, но непременно модных в среде либеральной интеллигенции того времени. Все это была работа профкома института.
Наивно думать, что все пионерские лагеря получали такую интеллектуальную поддержку. Ярким примером были соседние "Костер" от завода «Борец» и "МИР" от КГБ СССР. Между нами каждый сезон проходили "фестивали дружбы" трех, а то и пяти соседних лагерей. Отдельные отряды приходили в гости на фестиваль, участвовали в совместных концертах художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях.
Один из таких фестивалей проходил в лагере "Костер". После всех мероприятий объявили танцы - любимое развлечение пионеров. Мы тоже хотели потанцевать: в соседнем лагере было много хорошеньких девочек, да и лагерь был больше нашего. Каждый надеялся на новое знакомство. Собрались на танцплощадке, которая была у них у летней эстрады - "ракушки". Ждем, когда пустят музыку, уже высматриваем девочек, которых хотелось бы пригласить...
Но на сцену вышел баянист. Он удобно устроился на стуле и заиграл популярную в то время песенку из кинофильма "Огонек в горах". Может быть, песня и хорошая, но мы не знали, как под нее танцевать. Следом он исполнил какую-то народную песню. Мы поняли, что такой репертуар будет и дальше, и дружно решив, что нам здесь делать нечего, поспешили в свой лагерь, пока не кончились наши танцы. Приятнее все-таки танцевать под музыку "Битлз".
Почти такая же ситуация сложилась и на фестивале, проходившем в пионерлагере "МИР".
Любопытен может быть факт, что в это время там отдыхал Александр Градский, который был самым активным в своем лагере. Он был капитаном всех сборных - и по футболу, и по волейболу, и наверно, по остальным тоже, - и запевалой в художественной самодеятельности, и даже, кажется, председателем дружины. Ну очень активный мальчик! Настоящий комсомолец!
Когда фестиваль проходил у нас, ребята из соседних лагерей приходили всегда с удовольствием и оставались до последней возможности. У нас были танцы под самую современную в то время зарубежную музыку. В самодеятельных концертах не исполняли пионерских и народных песен. Саша Градский участвовал в концерте вместе с нашими ребятами, где они по очереди и вместе пели туристские песни, или, как их сейчас называют, "шансон", некоторые собственного сочинения, и, конечно, песни из репертуара "Битлз".
Как минимум раз в смену в лагерь приезжала самодеятельность из Гипромеза. Молодые, и не очень, сотрудники института разыгрывали сценки из спектаклей, пели, играли, танцевали, шутили. Мы с нетерпением ждали этих концертов.
В то время основным объектом для Гипромеза был металлургический комбинат в Бхилаи, Индия. Половина всех сотрудников перебывала там в длительных командировках. Молодые женщины научились за это время индийским танцам и выступали с ними на всех самодеятельных концертах. На тех же концертах молодежь, освоившая хатха-йогу, показывала нам асаны. А репертуар из песен, стихов и отрывков из пьес был самым актуальным и модным среди молодежи.
"Оттепель" делала свое дело - запретов не было. Самодеятельные артисты знакомили нас с веселыми студенческими песнями, которые пели на "капустниках". Потом мы сами эти же песни пели с вожатыми в походах, под гитару.
Мы получим диплом,
Хильнем в деревню.
Будем сеять там рожь,
Пахать там землю.
Мы будем сеять и полоть,
Ломая буги.
Мы прославим колхоз
По всей округе.
Жил с старухою дед
И ел он кашу.
Мы его записали
В джаз-банду нашу.
И стал старик тот чуваком,
Жует соломку.
Бодро гонит коктейль
И самогонку.
Никогда от своих вожатых и воспитателей мы не слышали пространных дидактических речей. Линейки были короткими и по-существу. По-моему, вожатые перед приемом в лагерь проходили кастинг еще и на чувство юмора.
В одной из смен в нашем 2-м отряде вожатым был аспирант медицинского института - впоследствии он стал известным профессором-аллергологом, - который делился с нами студенческими песенками и веселыми, иногда забористыми, рассказами.
Все знают плакат, которые любили развешивать в столовых школ и лагерей:
"Когда я ем, я глух и нем!". Воспитатели ходят по столовой и утихомиривают свои отряды. В зал влетает наш высокий огненно-рыжий вожатый.
- Второй отряд! Почему так тихо едите?! – раздается на весь зал. - Разговор во время еды помогает пищеварению! Это я вам как врач говорю!
Наш отряд покатывается от смеха, а другие отряды глядят на нас с завистью.
***
В лагере был кружок "Умелые руки", куда я записался в 12 лет, чтобы собирать модели самолетов. Я же готовился стать авиаконструктором, как говорила мне мама. Руководитель кружка Коля Львов был настоящим лидером. Все дети его любили, слушались и исполняли все, что он говорил. Он не только руководил кружком, но и сам делал для себя модель катера на подводных крыльях. Это был не урок рукоделия, где руководитель обходит столы и верстаки и смотрит, как у кого получается. Сегодня сказали бы, что это был коворкинг.
Для начала я быстро смастерил кордовую модель самолета с моторчиком МК-16 для воздушного боя. Помню, как отбил все пальцы, когда запускал моторчик на эфиро-масляной смеси. Потом Коля дал мне собрать простенькую модель планера А-1. Модель, хоть и простая, но летала очень хорошо. После этого Коля предложил нам с моим приятелем Сергеем Беликовым собрать фюзеляжную модель большого планера. В этой модели приходилось выпиливать много нервюр, лонжеронов и других мелких деталей, так как размах его крыльев был около полутора метров, а длина фюзеляжа больше метра. За одну смену в одиночку никто из нас не справился бы. А вдвоем мы не только успели его склеить, но и разломать. Заслуга в том, что мы его разломали, полностью принадлежит мне.
Когда планер был готов, пришло время его испытать. Коля повел нас в поле за территорией лагеря.
Обычно планеры запускают со станка с помощью большой и сильной резинки. Но станка у нас не было и мы решили запускать его с помощью леера с рук. Ребята держали планер за концы крыльев и хвост, а я метрах в двадцати впереди держал леер, кольцо которого на другом конце было надето на крючок планера. Я должен был бежать вперед, а ребята нести планер, пока он не наберет подъемную силу и не оторвется от их поддержки. Мне было сказано бежать ровно вперед и не оборачиваться (строго, как было предписано Орфею в аду, куда он пришел за своей Эвридикой).
Я побежал! Но никак не мог преодолеть любопытства: взлетел планер или нет? Любопытство победило меня (как и Орфея) и я оглянулся.
Как это обычно бывает, человек, оглянувшись, начинает забирать в сторону. Так и я стал смещаться влево, потянув тяжелый планер в сторону. Он уже было начал взлетать, но тут накренился на левое крыло и резко пошел вниз, взрывая на поле борозду и теряя по пути свои нервюры и лонжероны.
Так закончился первый и последний полет нашего планера. Восстановлению он не подлежал. Было очень обидно… Однако смена наша закончилась и горевать особенно не довелось.
На следующую смену мы с Сережкой снова пришли в кружок. Коля похвалил, что мы не отчаялись, и предложил нам сделать такую же большую, но уже фюзеляжную, таймерную модель самолета.
Это уже было шагом вперед по сравнению с планером. Такая модель с помощью установленного на ней микромоторчика взлетала с фанерного листа и самостоятельно поднималась в воздух до тех пор, пока хватало горючего, а затем планировала на землю. Чем лучше у модели было аэродинамическое качество, тем дольше она находилась в воздухе в свободном полете. Среди таких моделей проводились соревнования, но нам с Сережкой не довелось в них участвовать, хотя очень хотелось. Мы видели, как ребята из "Костра" запускали такую модель, и были уверены, что наша продержалась бы дольше.
Когда мы закончили сборку модели, покрыли ее крылья нитролаком, аккуратно вывели на них свои инициалы: БС - ПС, а на фюзеляже - "п/л КОСМОС", Коля сказал, что наша модель поедет на выставку в недавно открытый городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Памятуя про историю с планером, нам разрешили только проверить эту модель на планирование с руки.
Планировала она великолепно! Несмотря на большой вес, ее достаточно было чуть толкнуть вперед и она долго, почти не снижаясь, летела над стадионом.
По результатам выставки нам с Сережкой выдали свидетельства о том, что мы являемся пионерами-инструкторами по авиамоделизму. Мама долго хранила этот документ. Она очень хотела, чтобы сын стал авиаконструктором, это была ее мечта. Но, к сожалению, не мечта сына…
Интернет-магазин издательства
http://business-court.ru
Свидетельство о публикации №220120701044