Первый женский охранный легион

     Эта легенда появилась в кыргызском фольклоре примерно в середине XV века, когда началось массовое переселение кыргызских племён с Енисея на Тянь-Шань. Эта точка зрения об этом событии была изложена в совестной работе учёных-историков С.Г.Кляшторного, A.M.Мокеева, В.П.Мокрынина.
     Здесь в одной из горных впадин  в живописной долине на территории современного Атбашынского района   поселилось племя  черик, что  в переводе означает "воин, соратник". Племя "Черик" объединяет много мелких родов. В древнем Китае  слово «черик» означало «солдат», затем оно  перешло в монгольский язык, а затем уже  в кыргызский, как имя одного из предводителей кыргызского племени. А позднее по имени этого предводителя и всё племя стало называться «черик».
     Трудным и тяжёлым для переселенцев был этот год, вызванный суровой, бесснежной зимой и жутом (кыр. жут – массовый падеж скота от бескормицы).. От перенесённых страданий заболел глава племени (кыр., тюрк. -  бек, бег, бик, бай, бий, би, бей - дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения), а тут ещё одна напасть - барымта (кыр., ист. баранта – набег соседних племён с целью угона скота).
     Из-за малочисленности мужского населения племени его защитники не могли дать отпор захватчикам. И тогда жена бека, которую все члены этого племени называли Бегаим (кыр. бек – глава племени  + айым – госпожа, супруга), предложила создать женский легион.
     Легион – древнее латинское слово, которое происходит от  lego и legere - собирать;  войсковая единица в древнем Риме;  большой отряд; название войсковых подразделений во многих странах; в народе означает неопределённое множество, просто в значении «много».
Бегайым велела собрать всех женщин на поляне около своей юрты, а когда они собрались вышла к ним и сказала:
     - Дорогие женщины! (Урматтуу аялдар!)-  Вы все хорошо знаете, как сложилась наша жизнь после этой большой перекочёвки.  Много наших мужчин  погибло в битвах с проклятыми калмаками, а зимний жут лишил нас части нашего скота.  У наших соседей тоже жут и они решили восполнить его потери угоном нашего ската. Нам неоткуда ждать помощи и я предлагаю создать свой отряд самоохраны их наших храбрых девушек и молодых женщин.
     Нам есть с кого взять примерю Давайте вспомним нашу легендарную героиню девушку-богатыршу Жаныл-Мырза.
     (Основой создания именно женского легиона послужило одно из древних эпических сказаний о подвигах легендарной девушки-богатырши Жаныл Мырза (Рис. 1), из близко родственного черикам племени нойгут, которое позднее местными акынами: Тоголоком Молдо, А. Чоробаевым, Ы. Абдырахмановым и М. Мусулманкуловым было переложено на новый лад в виде малой формы героических эпических произведений – поэмы.
     В варианте М.Мусульманкулова, вышедшая из кыргызского племени нойгутов, девушка Жаныл с младенчества была своенравной девочкой, в двенадцать лет она научилась натягивать лук, охотиться с беркутом и гончими. Прославившись как меткий стрелок, она в шестнадцать лет возглавила дружину из сорока джигитов и начинает сражаться против недругов своего народа и с того времени враги обходили стороной земли нойгутов.
    В этой поэме рассказывается о жизни и подвигах легендарной девушки-богатырши. Сильная, ловкая, смелая, она отважно и храбро защищала свой народ от врагов, жестоко расправляется с теми, кто посягает на её свободу и человеческое достоинство. Необычайная физическая сила этой девушки сочеталась с организаторскими способностями вождя и полководца. В сказании выражены народные идеалы свободы и независимости, мечты о мирной жизни, героизм, проявляемый при защите Родины).
      Несмотря на то, что численность мужского населения племени черик резко сократилась, во многих семьях сохранилось вооружение их родственников, погибших в вооружённых родоплеменных  столкновениях, которое было передано в женский легион. Командование этим легионом приняла на себя  Бегаим. По аналогии с дружиной Манаса (чоро) численность легиона была установлена в сорок человек, которые были разделены на четыре отделения, возглавляемые своими командирами (Рис. 2).
Почти все девушки и молодые женщины с раннего детства были обучены езде на лошадях, а многие хорошо были знакомы и с воинским искусством, так что задача создать из этих женщин воинский отряд была вполне выполнимой задачей.
Первой вооружённой схваткой с врагами стало наказание захватчиков скота. Отряд женщин напал на ничего не подозревавших охранников и отбил у них весь угнанный скот.
     Затем легион провёл разведку всей местности, заселённой переселенцами, установлены места, откуда можно было ждать нападения врагов и  в этих местах были выставлены военные охранные посты.  И с этого времени мир и спокойствие установились н всей территории Атбашынского района, где жили племя "черик" и его родовые подразделения.


Рецензии