Александр Блок. Трилогия души. Роман в стихах

Александр Блок | Трилогия души. Роман в стихах
/ К 140-летию А.А. Блока

Изучая творческое наследие Александра Блока, несколько лет назад я с удивлением для себя узнал, что прижизненный трёхтомник его стихотворений, вышедший в 1911-1912 г. в издательстве «Мусагет», ведущем издательстве символистов, которым заправляли Эмиль Метнер и Андрей Белый, — это не просто три книги, это полноценный роман в стихах. Да, именно так: роман в стихах. Таков был замысел самого Блока.

В предисловии к «Собранию стихотворений» Александр Блок писал: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни».

Александр Блок составлял свою трилогию, свой роман в стихах, из материалов ранее подготовленных изданий. По сути он формировал новую архитектуру, новую сложную композицию из готовых миниатюр. Отбирал их не по принципу наивысшего качества, а так, чтобы сохранить живую ткань творчества, проследить то, как и куда стремилась душа на протяжении нескольких лет жизни… Это контрастирует с подходом Фредерика Шопена — отбирать лучшее и сжигать «неудачное».

Для тех, кто мимоходом стремится вырвать какое-то одно произведение, игнорируя всю архитектонику трилогии, подход Блока непонятен и даже неразумен. Увы, сегодняшний мир привык работать с шинкованным творчеством, с фрагментами музыкальных треков, а не с продуманными и тщательно проработанными составными произведениями.  У зрителей и слушателей нет времени. Они всегда куда-то спешат. Лишь бы успеть.

Отсюда вся эта напыщенность и показушность как авторов, так и исполнителей. Понять можно: у них ведь есть несколько секунд, чтобы понравиться почтенной публике. Другой вопрос: а зачем им нужно такой публике непременно нравиться?

Если вы слушаете молитву, вряд ли придёт в голову оценивать качество её «исполнения» и то, насколько она нравится. Это даже звучит дико. Здесь важнее совсем иное. Когда творчество становится необходимым источником света, духа, добра – люди невольно тянутся к такому источнику. Ибо это нужно им самим, нужно как воздух, как тепло, как вода…

Александр Блок был лаконичен в примечаниях к своим произведениям. Тем ценнее каждое его слово.

Я выписал все основные примечания к каждой книге его трилогии. Ничего лишнего. Только суть.

—— 

Александр Блок. Собрание стихотворений / Книгоиздательство «Мусагет», 1911. Издание второе.

==== КНИГА ПЕРВАЯ. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001862#?page=1

• 1898
• 1899
• 1900
• 1901
• 1902
• 1903
• 1904

<< Эта книга, в противоположность двум следующим, написана в одиночестве; здесь деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой; такая «однострунность» души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями; но эти числа и слова для меня одинаково живые и законченные образы.

Четвёртая глава (1901 год) имеет первенствующее значение, как для первой книги, так и для всей трилогии; она впервые освещает смутные искания трёх вступительных глав; она же есть тот «магический кристалл», сквозь который я различил впервые, хотя и «неясно», «всю даль свободную романа». — Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще — сокращая или восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет. — Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.

Книга во втором издании увеличена втрое; напечатанное в ней составляет, однако,  меньше половины всего написанного в это время; семьдесят пять стихотворений печатаются впервые; остальные были в сборниках моих стихов и в разных повременных изданиях. >>

==== КНИГА ВТОРАЯ. Нечаянная Радость (1904-1906)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001861#?page=1

• Весеннее
• Детское
• Магическое
• Отравы
• Перстень-Страданье
• 1905
• Покорность
• Нечаянная Радость
• Ночная Фиалка

<< «Нечаянная Радость» — переходная книга: ещё не отзвучали «Стихи о Прекрасной Даме», а уже основной отдел («Магическое») связан со «Снежной Ночью». Взглянувший на даты книги поймёт, почему она отличается всеми свойствами переходного времени.

Книга дополнена стихотворениями, ей современными, которые по разным причинам не вошли в её первое издание, но все были напечатаны, кроме одного, в сборниках моих стихов и повременных изданиях. >>

==== КНИГА ТРЕТЬЯ. Снежная Ночь (1907-1910)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001860#?page=1

• Снега
• Маски
• Вольные мысли
• Заклятие огнём и мраком и пляской метели
• Песня судьбы
• Страшный мир
• Возмездие
• Итальянские стихи
• Арфы и скрипки
• Родина

<< Северные ночи длинны, синева их изменчива, видения их многообразны. Северный художник поневоле предпочитает бесцветному дню — многоцветную снежную ночь. Называя её именем последнюю книгу моего нынешнего собрания стихотворений, я хотел бы, чтобы читатели вместе со мною видели в ней не одни глухие ночные часы, но и приготовление к ночи — свет последних закатов, — и её медленную убыль — первые сумерки утра.

Некоторые стихотворения этой книги переработаны; — те немногие стихотворения 1906 года, которые внесены в неё по смыслу, отмечены датой. Из стихотворений второго шестилетия (1904-1910) около полусотни исключено из собрания по разным причинам; сюда не вошли также переводы: из Байрона, Гейне, Верхарна, С.Ш.Леконта. — Остальные стихотворения напечатаны в сборниках моих стихов и повременных изданиях. >>

——

Слова и мысли Александра Блока:

• Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

• Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего… Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира.

• Поэзия исчерпаема... Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке.

• Стихи — это молитвы… Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…

• Поэзия представляет из себя то, «что нужно преодолеть», для того чтобы взойти к музыке. Она — уменьшенное движение, отражённое. Она — в пути, и, преклоняя ухо к содрогающейся земле, можно слышать, как «цветёт сердце».

• В каждом человеке есть несколько людей, и все они воюют друг с другом, и не всегда достойнейший побеждает. Но часто жизнь сама решает то, что казалось самым нерешаемым.

• Душа настоящего человека есть самый сложный, самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент.


ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Антология мысли. Александр Блок: http://proza.ru/2020/09/10/1175
• Александр Блок. Эволюция прижизненных изданий: http://proza.ru/2020/12/06/1346
• Александр Блок и web-альбомы. К новому качеству: http://proza.ru/2019/08/08/1448


Рецензии
Для романа, конечно,маловато.Просто, научная работа.Спасибо.

Сэлл Славиков   22.04.2022 02:29     Заявить о нарушении
Пардон, вы о чем? О романе Александра Блока в стихах? И какое это вообще отношение имеет к научной работе? Никакого.

Полагаю, стоит всё же внимательнее вчитываться в текст.

Руслан Богатырев   22.04.2022 15:36   Заявить о нарушении