Евфимия и царь Грозный..

Род  Нагих  был  в  родстве  с  родом  Собакиных.

 Княжну Евфимию заменит у алтаря сестра, - приказал царь

Девочки уцелели чудом. Они были двоюродными племянницами царя Ивана Грозного, дочерьми злосчастного Владимира Андреевича Старицкого. Из всего потомства двоюродного брата Ивана IV уцелели лишь две дочери и сын Василий.

Участь Старицких
Старшая дочь Владимира Андреевича Старицкого появилась на свет в 1553 году, следом за своим братом Василием. Дети были погодками. А через 2 года после ее рождения, Старицкий отправил их мать Евдокию Нагую в монастырь - надоела.

Новой женой Владимира стала Евдокия Романовна Одоевская, двоюродная сестра князя Андрея Курбского, который позже бежал от царя в Литву.


Кадр из фильма "Иван Грозный"
Старицким подозрительный царь припомнил однажды все: близкое родство, отказ в дни его болезни присягнуть первенцу царицы Анастасии Романовны Дмитрию, родство с Курбским.

Евдокия Одоевская родила мужу (по неточным подсчетам) 7 детей. "Повезло" лишь одной девочке Татьяне, ее в 1564 году унесла какая-то детская хворь.

Мария-старшая, реконструкция внешности
Мария-старшая, реконструкция внешности
Супругов Старицких, их дочь Марию-старшую 9-ти лет, угостили чашей с ядом в опричном 1569 году. Следом отправили еще четверых потомков, возможных претендентов на престол.

Евфимия
Почему царь Иван Грозный выборочно оставил в живых дочь и сына Владимира Старицкого от Нагой и еще одну дочь от Одоевской - неизвестно.

Но девочки потом очень пригодились в династических играх. В 1569 году Грозный задумал создать вассальное от России Ливонское королевство во главе с датским принцем Магнусом.

Магнус, король Ливонии
Магнус, король Ливонии
Магнуса условия заинтересовали и 10 июня 1570-го года он прибыл в Москву. Чем лучше всего привязать к России датчанина? Родством! Царь огляделся и вспомнил про недобитое потомство Владимира Старицкого.

Евфимии было 17 лет. Царь пообещал в приданое за двоюродной племянницей 5 бочек золота. Магнус, во исполнение договора, начал вялые военные действия против шведов.

А 10-го ноября того же года невеста приказала долго жить. Была ли она слаба здоровьем, мы не знаем.

Странная свадьба
Чтобы не потерять союз с герцогом Магнусом, царь предложил ему руку другой невесты. Евфимию заменили на другую сестру - Марию. И никого не смутило, что "замене" на тот момент было только 10 лет, а жених был на 20 лет старше.

С браком подождали 3 года, все же церковь раньше 12-ти лет девушек венчать отказывалась. Странной была свадьба православной девочки-невесты и жениха-католика. Как их венчали? Очень просто. Каждого по его обряду.

Мария Старицкая
Мария Старицкая
Иван Васильевич религиозен был, но как-то очень по-своему. А посаженым отцом невесты стал ее старший единокровный брат.

Кстати, именно после 1573-го года судьба Василия Владимировича последнего из князей Старицких, самого близкого родича царя, теряется. Ему был всего 21 год.

Королева Ливонии
Ливонское королевство просуществовало всего 8 лет. Потом Магнус, проиграв все битвы, сложил с себя корону и признал над собой польский суверенитет.

Планы Ивана Грозного по созданию вассального государства провалилились. Зато теперь в руках у поляков был козырь: Мария Старицкая, родственница царя, прямой потомок Ивана Калиты.

Юная королева Мария родила то ли двух дочерей Марию и Евдокию, то ли одну - Евдокию, так как в русских источниках упоминаний о Марии Магнусовне нет.

Счастье семейное не сложилось, муж промотал приданое, вел веселую жизнь. Злые языки поговаривали, что и Мария не терялась.

Возле нее появились две малютки-сироты, которых королева Ливонии приняла под свое крыло. Шептались, что это дети Марии от короля Польши Стефана Батория.

В 1583 году Магнус сделал Марию Владимировну вдовой. Стефан Баторий прислал письмо с соболезнованиями и определил для жительства город Ригу.

Заноза
В 1584 году ушел в историю царь Иван IV. На трон сел его сын Федор, а правил шурин - Борис Годунов. Федор Иоаннович был бездетен, а Мария Старицкая, 24-х лет от роду, имела дочь, могла выйти замуж снова и нарожать претендентов на русский престол.

К бывшей королеве Ливонии отправили дипломата, мемуариста и шпиона Джерома Горсея. Миловидный иностранец должен был склонить женщину к возвращению на Родину.

А.Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсею».
А.Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсею».
Он обещал ей новое замужество, спокойную жизнь и достойное положение царевны для ее дочери Евдокии. Возможно Горсей стал сердечным другом юной вдовы.

В этом случае история возвращения Марии Старицкой напоминает историю княжны Таракановой, которую через 2 века очень похоже "убедит" приехать в Россию Алексей Орлов.

Мария поверила, дала себя и дочь тайно похитить и привезти в Россию.

Инокиня Марфа
2 года королеву Ливонии не трогали, пытались использовать в политических играх, но формально не ограничивали ее свободу.

Анна Ковальчук в роли Марии Старицкой, кадр из т/ф "Годунов"
Анна Ковальчук в роли Марии Старицкой, кадр из т/ф "Годунов"
А в 1588 году Мария Старицкая оказалась постриженной в монахини с именем Марфа. Насильно ли ее постригли? Мы не знаем, но выдавать претендентку на престол замуж, в планы Годунова не входило.

Она и так была последней из рода Калиты после того, как в Угличе погиб царевич Дмитрий. Дочь Марии Старицкой Евдокия Магнусовна скончалась в 1589 году, в 8 лет. Вероятно девочку устранили.

Мария-Марфа пережила всех своих гонителей, она встретилась в 1605 году в одном монастыре с инокиней Ольгой, бывшей царевной Ксенией Годуновой. Вместе женщины пережили осаду Троице-Сергиевой лавры.

Точная дата, когда несчастная королева Ливонии обрела покой, неизвестна, называют 1612, 1614 и 1617 год.

Это интересно.
Есть конспирологическая теория о том, что Лжедмитрий I был сыном Марии Старицкой и короля Польши Стефана Батория. Дескать, именно поэтому он получал помощь поляков, а объявить правду о себе не мог: незаконнорожденный же!
Эту и другие истории, которым "тесно" в рамках канала, можно прочитать на моем сайте злючка.рф. Возможно вам будет интересно почитать статью о родовспоможении при дворе царей Романовых.


Рецензии