Битва за перевалы. Часть вторая

Миф второй. «Экипировка и снабжение»

Одним из самых распространенных мифов по поводу немецких горных егерей в Великую Отечественную войну (1942) является сложившееся и много лет культивируемое различными авторами убеждение в их превосходном горном обмундировании и шикарной экипировке, а также об их отличном горном снаряжении.
И необходимо заметить, что к формированию этого мифа имеют самое непосредственное отношение именно те, кто воевал с егерями в горах – ветераны РККА.
Одним из самых известных среди которых является А. М. Гусев.

Да, надо признать, что личное снаряжение и одежда немецких горных егерей (в сравнении с тем, как были оснащены и экипированы подразделения Красной Армии в горах) могли показаться образцом совершенства.
Но так ли уж все было безупречно с качеством и количеством этого снаряжения?

А. Мирзонов уделил отдельное внимание исследованию документов, касающихся этих вопросов. И выяснил, что реальная картина в вопросах снабжения и оснащения немецкого воинства, пришедшего на наш Кавказ в Великую Отечественную войну, была отнюдь не такой радужной, как это обычно принято было считать.
Судя по приведенным этим автором документам, особенно на этапе первых боев в горах, немецкие егеря остро нуждались буквально во всем: от теплой одежды и горного обмундирования до упряжи и вьючных седел для животных(которые служили средством доставки снабжения там, где кончались дороги и начинались тропы).

Запросы немцев на снабжение составляли десятки позиций различного имущества от солнцезащитных очков и шерстяных подшлемников до канистр и коробов для перевозки имущества на вьюках.

Да и самих вьючных животных на пути к Кавказу в горных дивизиях вермахта осталось такое мизерное количество, что никак не могло обеспечить снабжение ушедших в горы егерских батальонов.
По оценке служб квартирмейстеров горных дивизий вермахта на Кавказе, положение со снабжением и экипированием частей в горах в период до конца августа – начала сентября было катастрофическим.

Вот, например, очень характерный штрих к иллюстрации вышеописанного, взятый из книг «Битва за перевалы». Из доклада капитана Грота:

«Запланированная атака на Кругозор перенесена с 25 августа на 26 ввиду отсутствия защитных очков в 7 роте 99 горно-егерского полка. Имеющееся в наличии количество очков позволяет передвигаться только челночным способом».

Что касается качества и продуманности горного обмундирования, то тут тоже было не все хорошо.

Горный анорак раннего типа, к примеру, повсеместно распространенный в горных частях, вообще не имел капюшона, что в горах является неприемлемым упущением.
А многие ли знают, что такое снаряжение, как спальный мешок, вообще отсутствовало в качестве штатного предмета экипировки у горных егерей?
Что использовалось вместо спальных мешков? Самые обычные солдатские одеяла.
Ровно такие же, какие использовались где-нибудь в донецких или ростовских степях.

Теперь о снабжении во время боевых действий.

Сколько килограммов может унести на своих плечах современный горный турист на 10–12 дней похода? По своему опыту знаю 25–30 кг.
В этот набор входят - палатка, каримат, спальник, пуховик, ботинки, термобелье, носки/перчатки/шапка, анорак и штаны самосбросы, ледоруб/трекинговые палки, веревки, обвязка и набор железа, который необходим на маршруте.
Ещё на плечи надо погрузить газ+плиту, котелки, КЛМН и собственно продукты на весь маршрут.
Это все в современном исполнении и из современных материалов.

Вернемся в 1942 год и прибавим к вышесказанному ещё личное оружие, гранаты и патроны.

Теперь вопрос.
Как долго с этим снаряжением можно вести боевые действия?
Недолго. Несколько суток при строгой экономии.
Дальше встает проблема с работой тыловых частей, со снабжением боевых подразделений всем необходимым. И уже не автотранспортом.

Так вот, этот вопрос о снабжении боевых частей вышел на уровень командования 49 горного корпуса вермахта.
По расчетам командующего корпусом генерала Конрада для устойчивого снабжения выходящей на Сухуми группировки требовалось порядка 4 тысяч вьючных животных, взять которых было просто негде?
Ввиду отсутствия мулов выходили из положения за счет покупки или реквизиции ослов и лошадей у карачаевского населения. Не хватало всего – вьючных седел, упряжи, подков.

Из немецких документов следует, что нередко упряжь изготавливалась из веревок.

Но кроме вьючных животных в горах находилась огромная армия носильщиков, в качестве которых использовались советские военнопленные.
Не только захваченные в горах, но и перемещенные в горы из лагерей на Кубани и Ставрополье.
«По состоянию на 4 сентября только для продовольственного снабжения и только для 4 горной дивизии вермахта было задействовано 8798 человек».
Нет, не все так мажорно было у егерей с обеспечением и снабжением. И А. Мирзонов убедительно и на основе немецких же документов опровергает этот один из устоявшихся мифов о горной войне на Кавказе.

Читая строки «Битвы за перевалы», начинаешь понимать – не все было так здорово в «королевстве Датском». И возникающие проблемы захлестнули тыловые службы корпуса.

Трудности со снабжением егерских частей в горах стали одной из основных причин остановки активных действий гитлеровцев в кавказском высокогорье.

На основе приведенных данных, автор делает интересный вывод о том, что пришедшие на Кавказ части двух горных дивизий вермахта не были готовы к затяжной войне в высокогорье.

«Затяжной» – в данном случае ключевое слово.

Весь расчет в планах выхода немецких частей к побережью был построен на быстром преодолении Главного Кавказского хребта при существовании иллюзорных надежд на незначительное сопротивление частей РККА на горном фронте.

Безусловно, упорное сопротивление наших рядовых бойцов и командиров сыграло решающую роль в срыве планов прорыва немцев к морю через перевалы.

В результате неудавшегося горного блицкрига части егерей в середине сентября на основных направлениях отошли с южных склонов к перевалам ГКх и держали там оборону до января 1943 года.

Развивать эту тему можно и дальше, но не хочу лишать удовольствия тех, кто захочет прочитать книги Александра Мирзонова. Это титанический труд!
И, благодаря ему, мы можем по-иному осмыслить все то, что происходило в годы войны на кавказских перевалах.

Сухие строки из журналов боевых действий немецких горных дивизий и других боевых документов, хранящихся в немецких архивах, в сочетании со сделанным анализом архивных документов РККА, позволяют нам заново открыть для себя те давние и малоизвестные события.

И да, это действительно другой взгляд на минувшую горную войну 1942 года.

P.S. Цитаты из книги и другие материалы публикуются с согласия Александра Мирзонова – автора книги «Битва за перевалы».



Рецензии