за миллиард лет до конца света

К книгам Стругацких всегда подходил с большой опаской. По скудоумию не врубался в чём прелесть многих из их произведений, а потому бросил, растоптал и верил в истину, что к этим фантастическим классикам я - ни ногой. Правда, среди их произведений я мог выделить "Пикник на обочине", который мне понравился (а, к слову, фильм, по произведению снятый (как все ни восхваляли) по вкусу не пришёлся). И на том все мои познания в мире Стругацких закончились. И теперь за миллиард лет до конца света (я верю в это!), я рискнул ещё раз обратиться к их творчеству (тем более, несколько томиков, что урвал от великой жадности, имеется на книжной полке). И что бы вы думали? Я утонул в книге! А подобное не случалось давным - давно (ну, разве что роман "Собственник" из недавно прочитанных оказал на меня подобное действие). Короче, не знаю, как там другие романы и повести звёздных авторов, а "Миллиард…" понравился, и я буду его хвалить.

История начинается в квартире учёного Малянова, работающего над гениальным проектом - трудом всей своей жизни, ведущим прямой дорогой к прославлению имени и открытию новых технологических прогрессий. Но...

Начинают происходить странные вещи: в квартиру врываются знакомые и незнакомые люди и превращают жизнь учёного в мрачную канитель, которую он в своей жизни не видывал. А за канителью и маетой, нежданными сюрпризами и невоздержанным потреблением водки и чая стоит что-то неизвестное, совершающее попытки руководить учёным и оказывающее с каждой открытой дверью, с каждой произнесённой репликой всё большее давление. То ли инопланетяне напали, то ли Природа пошла против героя повести.

Кстати, о героях! Стругацкие пытаются в рамках текста повести наглядно продемонстрировать, на что способен человек ради труда всей жизни, на каком этапе давления он может отрешиться от мечты, которую взращивал с тех давних времён, когда сиживал на детсадовском горшке. Трус ты или герой? А если герой, то до какой степени?

Читается повесть удивительно легко! По крайней мере, именно так всё было для меня: главы лопались, как мыльные пузыри, - так быстро продвигался процесс поглощения текста. Я не замечал, как летело время, как сотня за сотней страницы исчезали внутри моего разума. Так что в дальнейшем собираюсь осчастливить себя ещё какой-нибудь книгой звёздных братьев. На примете "Повесть о дружбе и недружбе" и "Парень из преисподней".

Блин, а какая атмосфера царит в книге! Полностью погружает в конец двадцатого века, когда царил хаос в продуктовых, и достать вкусные вещи можно было по огромному блату (было такое словечко) или сгинуть в бесконечных очередях за колбасой, подобно узнику концентрационного лагеря.

События повести практически всё время происходят в квартире Малянова, но и там на примере небольшой жилплощади со всеми неудобствами я видел подетально весь Советский Союз, в котором взращивался. Остаётся только вспоминать, что я жил, блин, совсем в другой эпохе. Когда во дворах били по мячу и играли в "клёк", а мужики долбали костяшками домино по столику и орали: "Рыба!". Не было интернета, а были бесконечные прогулки по стройкам и лесам, по речкам и чужим садам. Эх, весело было!

Повесть захлестнула меня советским строем и советским юмором, без примеси американщины. Стругацкие - это круто! И язык у них не тяжёлый! Ладно, больше не буду уговаривать! Меня прям торкнуло от этого произведения, и я сижу кайфую.
7.12. 2020.р.


Рецензии