Вселенский Погром на Большой Волге - ФЦП ек, надо

Нездоровое «Оздоровление Волги»: федеральный проект не решает свою главную задачу. Экология

Отчет о проверке
Выводы и рекомендации
Устранение нарушений

Федеральный проект «Оздоровление Волги»* не решает задачу устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса реки. К такому выводу Счетная палата пришла по итогам совместной с КСО проверки**.

Мероприятия федерального проекта в первую очередь направлены на сокращение в 3 раза доли загрязненных сточных вод (72,6% финансирования)***. Однако Счетная палата не считает, что решение этой задачи, коренным образом изменит ситуацию.
«Снижение объемов сточных вод более чем в 2 раза с 90-х годов существенно не повлияло на качество воды. Большинство водоемов бассейна Волги на протяжении десятилетий характеризуются как «загрязненные» и «грязные». Наиболее напряженная ситуация сложилась в бассейне реки Оки, главным образом в реках Москва и Клязьма. Одна из причин – значительный объем загрязняющих веществ, поступающий с диффузным стоком», – пояснил на Коллегии директор Департамента Счетной палаты Сергей Нероев. По его словам, ФП предусмотрена разработка концепции по снижению диффузного загрязнения, однако иные мероприятия по этой проблеме отсутствуют.

Формирование проекта осуществлялось при отсутствии единых долгосрочных приоритетов развития речного бассейна. Территориальные органы Росводресурсов утвердили пять схем комплексного использования и охраны водных объектов, так называемых СКИОВО. При этом Единая схема по бассейну реки Волги не была разработана, что не позволяет определить потенциальный перечень регионов – участников проекта. «Согласно пяти схемам бассейн Волги расположен на территории 38 субъектов. При этом, исходя из границ гидрографического и водохозяйственного районирования, в бассейн входят 40 субъектов. А в федеральном проекте участвуют только 16», – заявил Сергей Нероев.

На Коллегии присутствовал заместитель Министра природных ресурсов Сергей Ястребов. Он отметил, что эта задача сейчас решается: «Нами вместе с Минстроем и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос расширения географии федерального проекта до бассейна. Мы предлагаем добавить еще 14».
Другой существенный недостаток, по мнению Счетной палаты, - низкое качество проектно-сметной документации или ее отсутствие. Например, в Астраханской области из-за ее отсутствия не начато запланированное на 2019-2020 годы строительство очистных сооружений. «Неиспользованные объемы финансирования (630 млн рублей) перенесены на 2021-2022 годы, что указывает на ненадлежащее качество бюджетного планирования как со стороны Минстроя России, так и Минстроя Астраханской области, – объяснила аудитор Светлана Орлова. – По мнению Счетной палаты, перенос строительства очистных сооружений на 2021-2024 годы содержит риски незавершения мероприятий в установленные сроки, а также риски недостижения установленных проектом показателей».

Схожие риски видит Счетная палата и по объектам Волгоградской области. Регион на момент проверки освоил 55% бюджета на строительство сооружений биологической очистки и 50% - на очистные сооружения на водовыпусках. При этом, как пояснила аудитор, эти показатели были достигнуты за счет авансирования. Фактически работы выполнены только на 12% и 35% соответственно. Низкие темпы выполнения работ обусловлены низким качеством ранее разработанной ПСД, которая в настоящее время перерабатывается.

СП также указала на сложную структуру управления федеральным проектом. Для его реализации при Минприроды и Минстрое были созданы два проектных офиса. А представленные в электронных системах данные об исполнении ФП «Оздоровление Волги» не соответствуют друг другу. Помимо имеющихся технических проблем нарушения и недостатки при предоставлении информации допустили непосредственные исполнители.

Примеры привела Светлана Орлова: «Комитет ЖКХ Волгоградской области не разместил на официальном сайте отдельные документы о деятельности муниципальных учреждений (в частности, приказы о внесении изменений в Устав государственного автономного учреждения), в ГИИС «Электронный бюджет» не размещены отчеты об осуществлении расходов бюджета Астраханской области. По данному факту предлагается направить письмо в Федеральное казначейство».

Представители Минприроды, Минстроя и Росводресурсов с выводами Счетной палаты согласились и обещали учесть все замечания в дальнейшей работе.
Справочная информация:

*Комплексный подход к решению проблем речного бассейна реализован в утвержденном в 2017 году приоритетном проекте «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», а с 2019 года – в федеральном проекте «Оздоровление Волги».

** «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с Контрольно-счетной палатой Астраханской области, Контрольно-счетной палатой Нижегородской области, Контрольно-счетной палатой Ярославской области).

***Мероприятия федерального проекта направлены на решение 5 задач. Причем на реализацию задачи по сокращению сточных вод приходится основная доля финансового обеспечения проекта в размере 72,6%, на восстановление водных объектов Нижней Волги – 13,4%, на ликвидацию объектов накопленного вреда – 12,4%, на подъем и утилизацию судов – 1,2%, на информационно-аналитическое сопровождение – 0,4%.


Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017–2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с контрольно-счетными органами Астраханской, Нижегородской и Ярославской областей)
2 декабря 2020 PDF (0.45 Мб)
Приложение № 1. Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204»
2 декабря 2020 PDF (0.17 Мб)
Приложение № 2. Перечень документов, не полученных по запросам Счетной палаты Российской Федерации в ходе контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204»
2 декабря 2020 PDF (0.1 Мб)
Приложение № 3. Перечень актов, оформленных в ходе совместного контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)
2 декабря 2020 PDF (0.13 Мб)
Приложение № 4
2 декабря 2020 PDF (0.11 Мб)
Приложение № 5. Проблемы бассейна реки Волги, обусловленные влиянием природных факторов и антропогенным воздействием (по данным СКИОВО)
2 декабря 2020 PDF (0.12 Мб)
Приложение № 6. Качество прогнозирования притока воды в водохранилища Волжско-Камского каскада в период маловодья весны 2019 года
2 декабря 2020 PDF (0.1 Мб)
Приложение № 7
2 декабря 2020 PDF (0.48 Мб)
Приложение № 8
2 декабря 2020 PDF (0.3 Мб)
Приложение № 9
2 декабря 2020 PDF (0.25 Мб)
Приложение № 10. Нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 – 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)»
2 декабря 2020 PDF (0.67 Мб)


НУ, И ПОМОГЛО ОНО ВАМ?

Восхитительно! Это уже пятая или шестая ФЦП "Большая Волга" и ни одна не была отфинансирована в полной мере и от каждой из них никакого роя не вышло. Ничего.
А тут вон какие-то даже достижения, чуть ли не в два раза стало меньше сбросов вредных веществ, но в целом заразы стало больше... Прямо какие-то парадоксы. И это еще мы не дошли до главного, до восстановления самой экосистемы...
  Наша административная система способна только гадить, а убирать за собой так и не научилась. О какой такой экологии можно вообще говорить? Кошки в этом отношении гораздо чистоплотнее человеческого сообщества.
  А ведь и без Счетной Палаты было понятно, что требуются экстраординарные у нас, и обычные, например для Китая, меры. Торжественные отстрелы чиновников  по праздникам на площадях и т.п.. У них то тоже воруют чины с кормных мест. Но прогресс идет в нужном направлении. У нас же в соответствии со всепрощением для воров в прямо противоположном, т.е. деградация и по дням и по часам. Лечится это явление, конечно, хоть децимацией, каждого десятого к стенке, хоть персональным повешением в пеньковом галстуке. Особенно эти мероприятия полезны для здоровья страны за счет членов их партий, что КПСС, что ЕР.

  А как только бюджетные гроши не будут воровать и они пойдут на очистные сооружения и сбросы будут чище чем забираемая вода из Волги, так встанет очередь и по восстановлению самой экосистемы Волги. Да и рецепт излечения давно известен, с 2008 года в виде Рыбной Декларации, одобренной, кстати, обеими Палатами Федерального собрания - и Государственной Думой, и Советом Федерации. Вот правда подкачал руководитель Правительства и Президент РФ,  эдакая сладкая парочка, что спустили нашу инициативу в долгий ящик.

  Но поскольку ума не хватает своего, и опять десять лет на заднице просидели подле Большой Волги, то имеет смысл вернуться к святому источнику науки. Но сначала должны эти фигуранты разгрести собственные Медведо-Путинские авгиевы конюшни в смысле завершения организационно административных мероприятий по ликвидации сбросов вредных веществ в Волгу. Пока у обоих характерные признаки заболевания профнепригодности к управлению. Надо лечиться самим и своих клевретов в порядок привести.


Рецензии