Как хоронят покойников индусы

 Как хоронят покойников индусы
Индия – одна из крупнейших и наиболее густонаселенных стран мира. Люди, привлеченные богатой и древней индийской культурой, рано или поздно задаются вопросом – как проходят похороны в Индии.
В современной Индии индуисты составляют около 80% населения (мусульмане составляют около 15%, христиане – около 2,5%), поэтому мы расскажем именно об индуистских обрядах.
Древние индоарии, как и их современные потомки кремировали покойников, а их прах бросали в воду священных рек Индии.  Российский исследователь Сергей Рязанцев в книге «Тантология-наука о смерти» приводит некоторые сведения об этой традиционной для индусов форме погребения: «Индуистские обычаи кремации сохранились неизменными с незапамятных времен. Место сожжения мертвых — шамашан — располагается обычно на берегу реки. Погребальный костёр разжигают на пирамиде уложенных в несколько рядов дров. Если сжигают тело состоятельного человека, то в дрова непременно - добавляют несколько поленьев ароматного сандала. Обычно на этом печальном месте сооружается несколько невысоких каменных платформ. Некоторые из них под каменными же крышами, опирающимися на четыре столба, некоторые открыты небу. Для доставки тела к месту кремации индусы не используют гроб. Покойника укладывают на бамбуковые носилки и укрывают чистой белой материей…Доставив покойника к месту кремации, его укладывают на землю. Брахманы начинают читать мантры, готовя все еще заточенную в теле душу к возрождению. После этого совершают последнее омовение и тело водружают на пирамиду дров. На колени кладут тяжелое бревно. Сын усопшего должен самолично  зажечь погребальный костер. Если он хоронит мать, то огонь зажигает в ногах, если отца — то у головы. Сын и все представители мужского пола семьи семь раз обходят вокруг погребального костра. При этом они льют в огонь ароматические масла с тем, чтобы разгорающееся пламя охватило все тело покойного. Обычно прах высыпают в воду одной из священных рек, выбранных по воле покойного. В течение десяти дней в доме покойного не готовят пищу. Еду приносят друзья и близкие. Эти десять дней после церемонии кремации считаются самыми важными, так как именно в эти дни душа находит себе новую оболочку».
После регистрации смерти родственникам покойного выдают свидетельство о смерти, в котором указано время и причина смерти. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтобы освободить умершего и его семью от трудовых, долговых и иных обязательств, обеспечить передачу прав собственности и иные вопросы, связанные с завещанием, дать семье возможность получить страховку и пособия на похороны.
Традиционные индуистские похороны подразумевают сожжение покойного (исключения делаются для детей до 2 лет, святых и еще некоторых особых категорий) – это якобы должно помочь душе освободиться от смертной оболочки и обеспечить ей благоприятное перерождение в новом теле. Испокон веков индуисты сжигают своих мертвых на погребальных кострах, используя дерево в качестве топлива. Церемонией руководит представитель касты брахманов, который также может посоветовать добавить к костру те или иные дополнительные ритуальные предметы, которые должны сделать обряд более успешным и повысить шанс того, что в будущей жизни умершему будет сопутствовать удача. Сожжение обычно происходит в течение 24 часов после смерти, все это время покойный должен (желательно) оставаться дома.
На саму церемонию одеваются в белое (черная одежда считается неприемлемой на индуистских похоронах), но при этом специальной одежды не предусмотрено. Под руководством священнослужителя собравшиеся поют гимны и мантры, после чего делают подношения богам. На индуистские похороны допустимо приносить цветы, но не еду. Фрукты приносят на церемонию прощания, которая обычно проводится спустя от 10 до 30 дней после похорон. Тело возлагают на костер в открытом гробу, чтобы все собравшиеся могли его видеть до момента возжигания, однако прикасаться к телу крайне нежелательно (индуисты верят, что это оскверняет прикоснувшегося). Во время похорон также считается неприличным использовать записывающие устройства.
После похорон прах умершего собирается в урну и развеивается. Предпочтительно делать это над рекой Ганг. После этого предполагается, что священнослужитель будет ежемесячно молиться за душу ушедшего, а через год после смерти от семьи покойного ожидается, что они организуют большое празднество.
Разумеется, массовые сожжения (в Индии с её миллиардным населением происходит несколько тысяч огненных похорон в день) губительно сказываются на экологии. Еще губительнее на ней сказываются последствия неудачных сожжений: ежегодно более 100 тысяч не до конца прогоревших тел выбрасываются в реки Индии, отравляя воду. Более того, как не сложно догадаться, отдельной большой проблемой являются массовые вырубки деревьев для топлива: по официальным оценкам, ежегодно в Индии вырубается от 50 до 60 миллионов деревьев для одних только для похоронных костров. Их сожжение приводит к массивным выбросам диоксида и монооксида углерода в атмосферу. Исследователи сообщают, что в некоторых районах Индии запустилась своего рода замкнутая цепная реакция, с годами лишь набирающая силу: массовые сожжения приводят к чудовищным загрязнениям окружающей среды, плохая экология бьет по здоровью жителей района, учащаются хронические заболевания, заболевания ведут к росту числа преждевременных смертей, которые еще сильнее губят экологию. В настоящее время правительственные и негосударственные организации Индии разрабатывают долгосрочные стратегии по исправлению сложившейся ситуации.


Рецензии