Не только история...

      
       Из сборника   А. М. Самсонова  «Знать и помнить»
       Диалог историка с читателем)
          Политиздат 1988 г.(полный текст)

    Наконец-то настало время проявления белых пятен в истории.  И за это хочется поблагодарить создателя этой книги академика А.М. Самсонова.  Это должно было произойти, чтобы общество могло развиваться и двигаться вперед.
Сталин — это не только история. И память о сталинских временах — не только достояние его современников, очевидцев. Она передается по наследству молодежи и будет еще долго передаваться, прокладывая непреодолимый водораздел между «сталинистами» и «антисталинистами». Память о сталинских репрессиях живет не только в умах, но и в генах. Семена страха лицемерия, жестокости, посеянные Сталиным, дают всходы и сейчас.
     Я не знала своего деда Ивана Ивановича Белевского, арестованного до моего рождения и расстрелянного в 1938г. Ему, человеку русскому по языку и культуре, воспитывавшему пятерых детей на любви к русской литературе, был пришит ярлык белорусского националиста, а потом польского шпиона.. Это был человек высшей пробы, кристальной честности, энтузиаст и труженик. Его обожали ученики, которым он преподавал физику и математику, а заодно учил выращивать помидоры и другие овощи, не культивировавшиеся в Белоруссии в то время. Он ездил по глухим деревням. Отыскивал там грамотных людей, которые могли бы учить детей, создавал там школы. Он тяжело переживал за гибнущих от голода на Украине.. К нему приходили мужики потолковать о жизни, излить душу, нередко засиживались у печки до петухов. Такой человек-правдолюбец, несомненно, был опасен в те времена.
   Моя мама, некогда активная комсомолка, была исключена из его рядов «за не разоблачение врага народа», а когда поехала хлопотать за арестованного отца, ее исключили с режиссерского факультета ГИТИСа ( потом удалось восстановиться на театроведческом).
   Я ничего не знала о том, что произошло с моим дедом и как это отразилось на судьбе моей матери и теток, до середины 50-х годов, когда он был посмертно реабилитирован От меня скрывали правду по вполне понятным соображениям. Но события, предшествовавшие моему рождению, то состояние ужаса, в котором находилась моя мать, нося меня во чреве, безусловно, отразилось на формировании моего характера, запечатлелись в генетической памяти. С детства я очень остро ощущала свою незащищенность, что порождало в свою очередь чувство отчужденности. Я цепенела перед жестокостью или несправедливостью. Мне было легче оправдываться с помощью лжи, нежели правды, потому что жила во мне какая-то странная уверенность, что правде все равно не поверят. Мои ровесники помнят это время, когда среди школьников младших классов просто «честное слово» не котировалось, а доверием пользовалось «честное ленинское» и особенно «честное сталинское», ибо Сталин считался главнее. Все же, на мое счастье или несчастье, мама научила меня чтить просто «честное слово». Но интеллигентные родители в то время деградации культуры были тоже не в чести. В связи с этим я испытывала комплекс неполноценности. Ну а кто не помнит разгула антисемитизма в послевоенные годы, когда дети евреев стеснялись своих родителей и своих фамилий? Не породил ли он сейчас у многих обостренное стремление к
утверждению своего поруганного национального достоинства?
     Можно подсчитать людские потери периода культа личности, но как подсчитать духовные, моральные потери? Одних Сталин уничтожил, других сломал, третьих растлил. Он отбросил великую русскую литературу и искусство назад к зачаточному состоянию сознания и даже ниже этого уровня. После Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова – лакейская литература по принципу «чего изволите?». После революционного искусства 20-х годов, повлиявшего на ход развития мировой культуры – сведение его до роли картинок, иллюстраций увеличенного формата к фальсифицированной действительности и истории. На выставке, посвященной 70-летию Сталина в  Третьяковке, он фигурировал в 200 полотнах на фоне одноликой  массы.  А чего стоят дебаты в 52-ом году вокруг картины Решетникова на тему: «Можем ли мы пропагандировать двойку в нашей социалистической действительности?»
     Сталин последовательно вытаптывал кованными сапогами восточного варвара душу и достоинство не только  русского народа, его культуру, его интеллигенцию, его лучших сынов. Оправдывает ли Сталина «резкий рывок в наращивании экономической мощи страны». Довольно страшно читать в статье Д.Волкогонова /«Лит. газета»/ после описания сталинских преступлений вывод о том, что «среди вождей революции Сталин был, пожалуй, наиболее последовательным и волевым защитником курса партии на утверждение и укрепление первого в мире социалистического государства». Бездоказательно его утверждение о том, что под  руководством Троцкого партию ждали бы более тяжкие испытания, чем при Сталине. Куда уж тяжелей! Троцкий как ни как был интеллигент, образованнейший человек своего времени. Сталина же Ленин настоятельно рекомендовал сместить с поста генсека , дав ему нелицеприятную характеристику, но завещание его не было исполнено, а в последствие за его огласку давали большие сроки. За это много лет провел на каторге писатель Варлам Шаламов.
  Не до конца последователен в оценке Сталина и академик А. Самсонов. Если декларировать правду, надо быть честным до конца. Полуправда может скомпрометировать истину  не меньше, чем ложь. Тут недалеко и до идеи вседозволенности:  «цель оправдывает средства». Так мы преподносим молодежи на уровне истории уроки безнравственности.
  Прав Андрей Вознесенский. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Кого может привлечь построение социализма такой ценой и сам его облик в сталинские времена? К сожалению, привлекает и не только потомков сталинских палачей.
    Все это не только история. Это реальность, живущая в нас. И нам предстоит еще долго «по капле выдавливать из себя раба», как это делал Чехов. Посмотрел бы он на «небо в алмазах» в те годы...
     Трудно себе представить, что такой иезуитски хитрый человек, как Сталин, не допускал мысли о нападении фашистской Германии, что он поддался на удочку Гитлера, поверив, что Якир, Тухачевский, Блюхер, Уборевич и другие ,талантливые,опытные военачальники — предатели и агенты вражеской разведки. Трудно поверить, что он разгромил накануне войны армию, обезглавил ее из добрых побуждений. Из всех его действий напрашивается вывод, что он сознательно истреблял интеллектуальную верхушку и культурные слои армии, видя в них угрозу своему могуществу. Очутившись к началу войны уже «по уши» в крови, Сталин мог ожидать справедливого возмездия. Напуганный собственными злодеяниями, в глубине души осознавая свою «выдающуюся посредственность», он боялся всех, кто интеллектуально или нравственно возвышался над ним, над общей инертно-послушной массой. Он боялся, что военная интеллигенция повернет армию против него. Подтверждает это даже заздравный тост Сталина в мае 1945 года: «Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой...» Блестящее лицемерие!
     Наш народ победил в войне не благодаря «мудрому руководству» Сталина, а несмотря на него, что удваивает героизм народа. Страшно подумать, скольких жертв можно было бы избежать. Что касается приказа №227. который угрожает военным трибуналом за отступление, «хотя бы и в безвыходном положении», то он вполне в духе Сталина, ибо апеллирует не к высшим, а к низшим чувствам в человеке, а именно к страху. И Самсонов напрасно приписывает этому приказу «большую положительную роль в моральном плане».
Думается, что настала пора сказать народу полную правду о Сталине и перенести его прах подальше от кремлевских стен. А на месте его могилы или где-нибудь поблизости поставить памятник жертвам сталинских репрессий. Пора привлечь к ответу и палачей — тех, кто еще остался жив.

                Элеонора Белевская, художник,
                член Союза журналистов СССР, г. Москва

          8июня1987 г.
 


Рецензии