Сказкотерапия трудного детства. Часть пятая
А это уже событие по следам этого спектакля. Прежде нужно рассказать об одной сказке из этого спектакля. Она была написана Дмитрием Соколовым – психотерапевтом, писателем, сказочником. И надо сказать, что у него имелся свой опыт работы в детском доме. Судя по реакции наших ребят на его сказки – хороший, нужный опыт. Так вот – сначала его сказка, которая называется «Дед, внучка и боюски». В этой сказке есть дед и его внучка, которая всего на свете боится и потому ничего не может делать. Заболел дед от переутомления, слег, а внучке пришлось на базар идти. А денег-то нет. И вот надоумил ее мужичок один что-нибудь продать. А у нее и нет ничего, кроме «боюсок», страхов своих. И, что вы думаете – продала она-таки свои боюски за хорошие деньги. Купил их народ и для курей, чтобы далеко не улетали со двора, и для кошки, чтобы не крала сметану, и для козы, чтобы не бодалась (тут я уже сама пошла выдумывать). Вернулась внучка к деду веселая, и с деньгами, да с лекарствами и продуктами. Дед на радостях и без лекарств поправился.
В конце спектакля Виктор Викторович спросил ребят:
- А у вас боюски есть?
- Есть! – отозвались довольно дружно.
- Ну, так рисуйте их и продавайте!
Ответом было неясное и сдержанное гудение. Как? И вот после спектакля стала думать – как? Да и что тут долго думать – в сказке же все ясно. Взяла большую хорошую коробку от старой настольной игры, на которой изображена конница русской армии, написала на коробке «заповедник боюсок» и положила туда конфет и маленьких игрушек от киндер-сюрпризов. Чтобы обменивать их на боюски. Которые останутся потом в заповеднике под охраной. Принесла коробку на очередное дежурство. Знала только одно – сделать надо это «между прочим», ненавязчиво. Коробка привлекла внимание, начали подходить.
- А что это, зачем?
Объяснила.
- А мне можно?
- Ну, почему же нет. Боюсок меньше, смелости больше. Ведь и конфеты и талисманы смелостью заряжены – пусть понемножку, но и ту откуда-то надо взять.
- А дайте конфетку!
- Ну, если тебе конфетка нужна – вон, в шкафу есть, такие же, только незаряженные.
Сели рисовать. А потом образовалась целая очередь сдающих. Не ожидала такой активности. Оказывается, боюсок-то у них премного. Да еще каких. И змей, и темноты, и злой старушки, и бабы яги, и наркоманов, и маньяков, и высоты. Тут же и рассказали про свои страхи, т.к. прием-торговлишка проводился индивидуально. Они здорово чувствовали эту потребность в определенной таинственности происходящего – и мальчики и девочки. Самые старшие тоже поинтересовались, что происходит. Меня поразили лица выслушавших объяснения, особенно двух самых старших, семнадцатилетних ребят – они как-то растерянно потеплели, как будто соприкоснулись с каким-то маленьким и хорошим чудом. Конечно, самим рисовать им было уже не к лицу, но внутри них сказка все-таки произвела свое волшебное действо.
На очереди остались только наши малыши, самому старшему из которых восемь лет. Они, похоже, сначала не поняли, как можно рисовать боюски. Поговорила с воспитателем. Она объяснила, что они вообще избегают этой темы, чтобы не провоцировать страхи. Это позиция педагогов, недостаточно знакомых с душевной жизнью детей. Прячь - не прячь эту тему – все равно вылезет, да еще неожиданно для вытеснивших эту проблему взрослых. Помните парад приведений?
Свидетельство о публикации №220120700211