Апрель. Гл. 16. Особо важный коаксиальный кабель

Глава 16. Особо важный коаксиальный кабель.

Едва-едва успели организовать работы по устранению последствий газового взрыва – грянуло новое ЧП.
Уже подходил к концу, ещё такой редкий в апреле, необычно тёплый, солнечный, настоящий весенний день, когда из ЛАЗ-а сообщили о пропадании междугородной связи с Алма-Атой и Москвой. Пропали все междугородные каналы, полностью прекратилась связь…
Немедленно прибывшие в Линейно-аппаратный зал Макарычев и главный инженер Управления Конаков уточнили причину пропадания каналов – ею оказалось линейное повреждение кабеля на радиорелейную станцию – Телецентр. Совместно со сменными инженерами они принялись прозванивать резервные пары кабелей, чтобы по ним организовать хотя бы минимум важнейших для области связей.
 
Сразу же, со мной созвонился очень обеспокоенный Фенин и попросил принять срочные меры по выявлению и устранению повреждения на кабеле.
Особая сложность заключалась в том, что повредившийся кабель был не обычным. Это был единственный в области коаксиальный кабель, обеспечивающий основную многоканальную связь всей Синегорской области с внешним миром.
Кабель, по сути, был междугородным, и обслуживать его, в силу особой важности, должен был бы специализированный ЭТУС. Как он оказался закреплённым за ТТС? – не понятно. Однако, разбираться с этим в своё время, похоже, ни у кого не было желания. Ну, работал себе кабель и работал. И раз он расположен на территории города – пусть им городское предприятие и занимается!
  Все шло просто самотёком и никому в голову не приходило, что у этого самого городского предприятия и специалистов-то по обслуживанию этого, очень специфичного по конструкции, кабеля – просто – нет!

Кругом пошла голова …  Кто знает точную трассу прокладки кабеля?.. Что, если кабель повредился в залитой водой и ещё не отошедшей ото льда, канализации… Есть ли этот кабель в резерве и имеются ли в наличии специальные монтажные комплекты для сростка жил коаксиального кабеля? – ведь просто так, обычной пайкой и скруткой, этот кабель не соединишь…
А минуты – шли…
Вся надежда – на исправность резервных, симметричных кабелей, которые, вроде бы имеются.  Хоть что-то, хоть какая-то связь по ним, возможно, сможет работать.
Длительное,  даже на несколько часов, отсутствие междугородных связей допустить было просто немыслимо. По силе последствий подобное происшествие сулило очень большие неприятности связистам.

Пока Висящев вылавливал с линии кабельщиков, уже завершающих выполнять свои дневные задания – Конаков Михаил Леонидович с помощью локатора промерил кабели.
Три из имеющихся четырёх коаксиальных жил оказались повреждёнными и показывали «короткое». Имеющийся на этом же участке семичетвёрочный симметричный кабель, по которому работали прямые телефоны на Телецентр – был исправен, и два четырехчетвёрочных кабеля, в своё время выведенные из эксплуатации, по причине занижения изоляции – помимо низкой изоляции, показывали ещё и «обрыв» – «обрыв» в одном месте. По расстоянию – место обрыва, локатор показывал примерно в полукилометре от Телецентра.
Напрашивался вывод – скорее всего, кабели повредили при проведении земляных работ.  Примерно знавший прохождение трассы электромеханик Вася Андреев утверждал, что все кабели проложены в одной траншее, что усиливало предположение.
 
С подоспевшим кабельщиком Полкопиным Юрой, он немедленно выехал на трассу и действительно, у подножия горы, на вершине которой располагался Телецентр – обнаружил бурильно-крановую машину Зеленстроя, готовившую ямки для предстоящей в Коммунистический субботник посадки деревьев. Стало ясно окончательно – кабели пробурили.
  Я срочно с Висящевым выехал к месту аварии. Через некоторое время сюда же прибыл и Фенин.
Потребовалось ещё некоторое время, чтобы с помощью кабелеискателя определить теперь уже конкретное место повреждения, и организованной Бугаенко ремонтной бригаде, с помощью лопат и ломов – разработать грунт.
Вскрылась картина повреждения. Бурильный шнек разорвал оба не действующих симметричных кабеля и третий кабель, своей кромкой, был, как бы вдавлен в бок пробурённой ямы, оголён от джута и сплющен – сплющен, но не оборван. Этот кабель, как раз-таки и оказался коаксиальным.

Осторожно разделывал повреждённый участок Полкопин. Не торопясь, снял защитные покровы, и предстали взору три смятые коаксиальные пары. По-хорошему, надо было делать кабельную вставку – но как её сделать без инструмента и отсутствующих деталей монтажа? – никто не знал.
Выход подсказал сам Полкопин, внимательно продолжавший изучать повреждённые коаксиальные трубки. Убедившись, что они действительно не разорваны – он предложил
– А что, если я попробую смятый внешний проводник коаксиала выправить пассатижами…
Нам нечего было терять – главное – убрать «короткое» между трубкой и жилой, а неравномерность воздушного зазора между ними и возможное изменение вторичных параметров кабеля – это можно будет компенсировать подстройкой работающей по кабелю аппаратуры. 

Затаив дыхание, с напряжённым ожиданием, следили мы как Юра, практически «голыми руками», медленно, очень медленно, пытается округлить смявшиеся проводники, пытается придать трубкам положение, исключающее их короткое замыкание. По сути, Юра Полкопин совершал чудо – и оно ему удалось!
  По включённому через сигнальные жилы телефону – связались с ЛАЗ-ом. Оттуда сообщили, что контрольные частоты систем уплотнения появились, и снова – показывают норму – междугородняя связь восстановилась!
Без малого, три часа Синегорская область практически не имела никакой связи с внешним миром, а могло быть – гораздо хуже...
Дальнейший процесс ремонта  повреждённых кабелей был привычен и уже проблем не вызывал.
Все облегчённо вздыхали и рассуждали о том, как повезло, что именно коаксиальный кабель чудеснейшим образом избежал разрыва, и на этом фоне, сам факт производства земляных работ в зоне прохождения кабеля, без согласования со связистами, представлялся мелким заурядным происшествием.

Андрей Алексеевич докладывая руководству области об устранении повреждения, всю ответственность за его возникновение возложил на производителей работ, позже, подключил  управленческого юриста, для взыскания ущерба и наказания виновных, однако, это дело постепенно сошло на – нет.
Ладно, устранили повреждение! Но обслуживать специфичный кабель должно, всё-таки, специализированное предприятие…
На мою настоятельную просьбу – забрать от ТТС зоновые кабели и передать их на обслуживание ЭТУС – тоже, начальник Управления никак не отреагировал…

***
Предпраздничная суета и подготовка к проведению праздничных озвучиваний, конечно же, вызывала беспокойство. Но основной объем по увеличению мощности звучания праздничных программ мы провели в прошлом году, перед Октябрьским праздником, дополнительно удовлетворив требования горкома по расширению охвата территории города озвучиванием. На этот раз, организационные шероховатости успешно устраняла Сторожилова, найдя общий язык с заместителем председателя горисполкома курирующей проведение праздничных мероприятий.
Александр Сергеевич Дымченко, как всегда на начальной и на заключительной стадии подготовки, лично, проверяющий качество озвучивания – ни мне, ни присутствующему тут же, Фенину – дополнительных задач не ставил. 

***
75 телефонов с «четвёрки», 95 телефонов с «шестёрки» и 77 телефонов с «семёрки» в пострадавшем от взрыва доме, постепенно уменьшаясь, полностью заработали тридцатого апреля.
Кабельная бригада выпускать ситуацию с повреждениями за пределы действия сетки премирования явно не хотела.


Рецензии