Родоначальник шорской литературы. Степан Торбоков

      Среди шорского народа был замечательный кайчи-сказитель, неутомимый собиратель шорского фольклора, подлинно национальный поэт Степан Семёнович Торбоков.
      Родился он 10 декабря 1900 года в улусе Тагдагал, в том месте, которое позже стало именоваться городом Осинники. А во время его рождения это был аймак (район), состоявший из нескольких шорских аалов (деревень) во главе с улусом (селом) Тагдагал (параллельное название – Осиновка).
Его дед и отец были потомственные охотники. Степан рано приобщился к охотничьему ремеслу, вместе с отцом уходил в тайгу на несколько месяцев. А ещё с детства тянулся к знаниям. В 1913 году он окончил церковно-приходскую школу и попытался поступить в Бийское катехизаторское училище, однако не выдержал вступительных экзаменов. А в гимназию сыну охотника-шорца в дореволюционной России, дорога была закрыта. Он вернулся в свой улус и вновь занялся таёжным промыслом. Ему было девятнадцать лет, когда умерла мать, пришлось помогать отцу воспитывать младших братьев и сестёр. Потом и отец погиб в тайге: один отправился на охоту в лес, попал в ураган и замёрз.
      Тайга для Степана была вторым домом. Неделями он не бывал дома – в любую погоду, и в летний зной, и в зимнюю стужу ходил охотничьими тропами вдоль Томи, Мрас-Су, Кондомы, охотясь на соболей, белок, коз, маралов. По возвращении домой охотников встречали шумно. Устраивали праздник – той. Степан любил эти необычные вечера, наполненные народным фольклором. Сам он был хорошим певцом и исполнителем шорских песен. Пел и песни собственного сочинения, рождавшиеся в его сердце на привале у костра. Песни звучали в сопровождении любимого музыкального инструмента – кай-комуса.
      Так бы и жил он жизнью охотника, если бы не пришла в Шорию революция. Во время колчаковщины хотел идти в партизаны, но ему посоветовали ходить с кай-комусом в народ и петь героический эпос, с тем, чтобы герои сказаний были похожи на партизан. И Степан стал петь о храбрых богатырях, зажигая патриотизмом сердца слушателей.
      Ещё шла гражданская война, а Торбоков уже мечтал получить высшее образование и стать учителем, чтобы учить детей своего маленького народа. Однако мечта не сразу сбылась.
      «После изгнания колчаковцев, –  вспоминал Торбоков, – стал работать в родном селе заведующим Народным домом и уполномоченным сельсовета, стал разъяснять односельчанам советское законодательство и помогать людям управлять своим хозяйством».
      Он организовал в Шории потребительскую кооперацию, учил грамоте. Тогда же начал записывать песни своего народа и песни, сочинённые самим, отличавшиеся своеобразной композицией и удивительными метафорами.

      Мой скакун теперь –
      струна витая.
      И пойдёт со звоном
      иноходь крутая.
      На струне волосяной
      звеню-играю,
      Богатырские сказанья
      распеваю.
      В каждой юрте – гость
      желанный
      Мой кай-комус деревянный

      Уже в 23 года Степан Торбоков заявил о себе как поэт. И хотя, по его мнению, стихи были слабы, они полюбились шорскому народу, ведь в них была воспета родная природа, чувства и быт населения. Его потрясающее воображение, поэтическое чутьё, природный вкус и в то же время простота и лаконичность стихов восхищают до сих пор.

           ***
      Упадет берёза, отшумев,
      Но с весной побег
      распустит листья.
      Пережив сказателям напев,
      В памяти народной
      сохранится.

      В 27 лет Степан Торбоков поступает на курсы ликвидации неграмотности в городе Мыски, а после окончания их, открывает ликбез у себя в улусе. Обучал грамоте взрослых, посадил за парту и жену Татьяну, которой было в то время 22 года. В 1930 году его посылают на учительские курсы в Красноярск, по окончании которых Торбоков становится учителем в Тенеше, а через два года был переведён в тайлепскую школу преподавателем географии и биологии. А ещё преподаёт шорский язык. Село Тайлеп входило в состав Горно-Шорского района, и наряду с русским языком и литературой, все учащиеся школы, в том числе и русские дети, изучали шорский язык. Вскоре его назначают директором школы, и он не только учит детей, но и занимается ремонтом помещения, заготовкой дров. Кроме того, надо было содержать в тепле и чистоте два общежития: для девочек и мальчиков – учащихся тайлепской семилетней школы, в которой учились дети из соседних сел. Из-за отсутствия транспорта, детям приходилось жить в этих общежитиях. Степан Семёнович часто приходил по вечерам в общежития, играл с детьми, рассказывал им сказки, загадывал загадки.
      Кроме многочисленных школьных дел, Торбоков ведёт большую пропагандистскую работу – агитирует за колхоз. Руководит художественной самодеятельностью, сам пишет инсценировки для кружка, под кай-комус исполняет свои песни. Жизнь его была разнообразной и интересной, но он постоянно чувствовал нехватку знаний. В 37 лет Торбоков поступает на заочное отделение Томского университета, которое заканчивает в 1943 году с правом преподавать географию в средней школе.
Работая учителем, Степан Торбоков постоянно собирал и записывал сказки, песни, сказания шорского народа, слышанные ещё в детстве. Дополнял свои знания рассказами стариков-шорцев, знающих толк в народных преданиях и горловом пении. С детства он не расставался с шорским инструментом комусом, даже на охоте. Именно на этом инструменте Торбоков сочинил свою первую колыбельную для маленького братишки, которая впоследствии стала почти народной: её распевали все матери в Тагдагале своим малышам, передавали в другие улусы.

         Шорская колыбельная

      Ночь настала. Спи, дружок.
      Рябчик с ветки пал в снежок,
      Под снежком его постель.
      Над сугробом дремлет ель.

      Ель продрогнет до зари.
      Ты, костёр, в лесу гори
      И охотника согрей
      На постели из ветвей.

      Пламя красное, как медь.
      Но рычит мороз-медведь.
      Правый бок огонь печёт,
      Левый бок медведь дерёт.

      На заре костёр погас.
      В небесах маралий глаз -
      Ярко-синяя Шолбан (Шолбан – планета Венера (шорское)
      Сыплет иглы сквозь туман.

      Полумрак таёжный бел.
      На ресницы иней сел.
      Твоему отцу опять
      Надо пламя раздувать.

      Спи, малыш. Ещё темно.
      Смотрит ель в твоё окно.
      В ней - дупло, где выпал сук.
      Спит там серый бурундук.

      Спи, - покуда, спят зверьки,
      Ставит твой отец силки.
      Будет соболь в них, черныш,
      Будет рябчик. Спи, малыш.


      Зная сотни сказок, Торбоков был прекрасным кайчи-сказителем. Письменность у шорцев появилась только в советское время, поэтому именно кайчи были хранителями прошлого, которое передавалось из уст в уста. Эпос Степан перенял от кайчи И. К. Тельбезекова, подхватив от него эстафету и неся шорские сказания дальше. Он внимательно слушал, запоминал и многократно повторял все мотивы игры на комусе, которые были известны этому сказителю.  Сельчане приходили к Торбокову и просили сводить их в старинный мир богатырей, чудес и подвигов. Как и все кайчи, Торбоков сопровождал сказания каем, добавляя в красивую древнюю музыку что-то своё. Сказания были длинными, иногда рассказывались в течение длинной зимней ночи, а то и двух ночей.
      Но уже в начале 1960-г годов Торбоков начал понимать, что ему некому из уст в уста передать принятую им в своё время эстафету, а не выполнить свою миссию, для которой он был рождён, уйти из жизни не мог.

            ***
      В моём лесном и горном крае
      Иную службу я несу –
      Я днём и ночью охраняю
      Живую Шории красу.

      И Торбоков начал стал записывать по памяти сказания на шорском языке, тут же переводя их на русский. Всё это он кропотливо записывал в самодельных общих тетрадях, сшитых из нескольких ученических. И так изо дня в день, за редкими исключениями, на протяжении почти пятнадцати лет. Впоследствии песни, легенды, сказки, собранные со всех уголков Шории, Степан Семёнович передал Хакасскому исследовательскому институту языка, литературы и истории.
И всё-таки главным делом всей жизни, предназначенным Торбокову, была поэзия. В начале сороковых годов его стихи были переведены на русский язык хакасским поэтом Кильдичаковым и опубликованы в газете.
      В лихолетье Великой Отечественной войны поэт подчеркивал в своём творчестве тему единения с братскими народами. В это время он создавал патриотические песни, обращаясь к народному эпосу:

            ***
      Мы свои кай-комусы снимем,
      Опояшемся мечами
      И научимся сражаться,
      Бить джунгар поможем русским.

      После войны Степан Семёнович продолжает работать учителем и руководить тайлепской школой. И сочиняет стихи и сказки, которые без всяких публикаций находили дорогу к сердцам людей. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой, наряду с возрождёнными им сказаниями шорского эпоса. И первое стихотворение «О прошлом и настоящем» на русском языке было опубликовано в 1949 году на страницах газеты «Кузбасс». В 1950-е годы Торбоков знакомится с поэтом Ильёй Авраменко, который поддержал его творчество. Встреча эта окрылила шорского поэта, заставила ещё более серьёзно заниматься поэзией. В 1952 году в журнале «Сталинский Кузбасс» было напечатано стихотворение «Песня шорца» в переводе С. Соколовской. С 1959 года стихи Степана Торбокова в переводах поэтов М. Небогатова, В. Махалова, Г. Сысолятина появляются на страницах журналов: «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в газетах: «Красная Шория», «Маяк коммунизма», «Комсомолец Кузбасса», «Сельская жизнь». Печатаются в коллективных сборниках: «День поэзии», «Чедыген» и др.
      Особенно плодотворным было сотрудничество Степана Торбокова с Геннадием Сысолятиным. Хорошо знающий Хакасию, Горный Алтай и Горную Шорию, переводчик очень тонко прочувствовал и передал языковой и национальный колорит поэзии Торбокова. Именно в переводе Сысолятина вышли сборники шорского поэта: «Белая берёза», «Пихточка», «Струны кай-комуса». Сборники поэта – это настоящая песня народу Шории, её красотам. А стихотворение «Шория» –  настоящая увертюра ко всем стихам Торбокова.

      Как толкуется слово – Шория?
      Я не знаю, я не лингвист.
      Мне поведал твою историю
      Беспокойного ветра свист.

      Стрел джунгарских в нём слышу пение,
      Свист арканов да лязг цепей.
      В нём печаль твоя и терпение
      С безысходной тоской твоей.

      С давней-давней, теперь забытою...
      На пожарищах - шум лесов.
      Даже камни, в курганы врытые,
      Зелены от веков и мхов.

      Камни Шории и Хакасии –
      Горя древнего сторожа...
      Спит с таинственным взглядом Азия
      Под курганами, не дыша.

      Спит... Но в грохоте белогория,
      И Южсиб побежал меж гор.
      А узнаю ли край мой вскоре я?
      Он кузнец пока и шахтёр.

      Поэт Степан Торбоков  – это своего рода мост между человеком и природой. В своих стихотворениях он воспроизвёл характерное для шорской культуры уважительное отношение к природе как к живой целостности, как к отдельному миру, который не ниже человеческого. Более того, природа у Торбокова стала настоящим героем его произведений. Многое видит он: рябинку, смело поднявшуюся на утёсе, гордого марала, смелого медвежонка, ворчуна волка. Любуется и красавицей Кондомой, её рукавами и островками. Деревья, горы, ветер – все они умеют чувствовать, переживать, имеют свою судьбу.
      Много у поэта и философских стихов, которые заставляют задуматься. В стихотворении «Белая берёза», он размышляет об исторических судьбах русского и шорского народов.

      Слышал я однажды
      Стародавний сказ.
      Не росла береза
      В Шории у нас.

      Не чесала кудри
      Месяцем литым,
      Не цвела в морозы
      Куржаком седым.

      Белая берёза
      На яру крутом.
      Тонкая берёста,
      Крапины кругом.

      Длинные серёжки,
      Запашистый лист...
      Шория слыхала
      Стрел джунгарских свист.

      В пламени улусы
      И в дыму тайга...
      Был прикован шорец
      К стремени врага...

      Но однажды в чаще
      Шор-кижи нашли
      Деревце из русской
      Дружеской земли –

      Белую берёзу,
      Белую кору...
      Русская деревня
      Встала на юру.

      Сгинули джунгары
      Под метельный вой...
      Хороша берёза
      Летом и зимой.

      Хороша легенда
      Про её приход.
      Полюбил берёзу
      Мой лесной народ.

      Все, кто хоть однажды соприкоснулся с творчеством Степана Торбокова, будут нести в своём сердце светлый восторг от простых и душевных стихов поэта.
Его произведения переводили на языки народов СССР. Но, к сожалению, ни одно произведение Торбокова не было напечатано на родном языке при жизни поэта. А ведь именно Торбоков, когда из жизни шорцев стали исчезать последние черты национальной самобытности, сумел донести до наших дней записи на родном языке, делая подстрочные переводы на русский язык. В них тонко переданы красота, напевность и необычайное музыкальное очарование шорской культуры.
      Его сказки вместе с реалистической точностью деталей проникнуты романтическим и глубоко сочувствующим отношением к простому народу, болью за его судьбу и восхищением его духовной силой.
      В последние годы жизни Степан Семёнович Торбоков жил в Осинниках. Писал воспоминания по истории Осинников и окрестных сёл. Сейчас они хранятся в краеведческом музее г. Осинники.
Торбоков жил всегда в гармонии с природой, у которой черпал жизненные силы. Дома из всех работ по хозяйству он предпочитал работу с пчёлами. Во дворе его дома было несколько ульев, и он ухаживал за ними. За этим занятием его и застала внезапная смерть. Это случилось 10 июля 1980 года. Степан Семёнович ушёл из жизни в саду, глядя в небо, куда, как он глубоко был убеждён, улетает душа человека.

     ***
      Упадёт столетняя сосна,
      Но оставит прежде семена.
      До черты дойдёт и жизнь певца,
      Но бессмертна песня
      - нет конца.

      Степан Семёнович Торбоков, можно сказать, совершил гражданский подвиг. Его деятельность фольклориста поражает количеством и качеством проделанной работы. Он навсегда сохранил для истории, для своего народа и всего человечества более 50 шорских героических сказаний по 5 и 6 тысяч стихотворных строк каждая, несколько сказок, много песен, загадок, пословиц.
      Его труды хранятся в архиве Горно-Алтайского научно-исследовательского института, в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, в фондах литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, у частных лиц.  Много записей Торбокова находятся в архиве собирателя шорского фольклора профессора А. И. Чудоякова, переданные ему самим поэтом.  Торбоков сотрудничал с институтом мировой литературы им. Горького АН СССР. Учёные этого института высоко оценивали С. С. Торбокова как собирателя фольклора.
Творческое наследие Степана Семёновича Торбокова – это золотой фонд шорской национальной культуры.
      Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора чтят и помнят его современники и потомки. В школе села Тайлеп, где он проработал много лет, сделан мемориальный уголок с материалами о жизни и творчестве поэта. Вместе с документами по истории села они используются во внеклассной работе с учащимися. В 200 8 году в селе Тайлеп поставили памятник шорскому поэту Степану Торбокову.
      Центральная городская библиотека г. Осинники проводит большую работу по разысканию, сохранению и популяризации творческого наследия поэта. В 1995 году в Новокузнецке вышел сборник шорского фольклора, собранного Торбоковым «Шорские народные сказки», а в 2006 году в Кемерове издана книга «Шория всюду со мной».
      Ежегодно в декабре в городе Осинники проходят областные Торбоковские чтения «Торбоковская яркая звезда». Первые чтения прошли в 1993 году. Город Осинники стал центром шорской поэтической культуры, собирая всех, кто любит и чтит творчество Степана Торбокова.
      Результатом многолетней реализации программы «Великий кайчи» и проведения областных Торбоковских чтений стало создание электронной базы данных «Торбоков Степан Семёнович – певец Горной Шории». Она включает в себя библиографические записи, оцифрованные документы, презентации,  иллюстрации, фотографии и песни шорского кайчи.
      Осинниковцы не только гордятся своим знаменитым земляком Степаном Торбоковым, но и на деле стремятся сохранить память о любимом шорском поэте, взяв на себя заботу о его наследии и, публикуя его прекрасные произведения.


Рецензии
Людмила Максимчук, из книги "ЛЕПЕСТКИ"

Шорскому поэту Степану Торбокову (1900–1980)

 
 «Камни Шории и Хакасии –
Горя древнего сторожа..
Спит с таинственным взглядом Азия
Под курганами, не дыша».
Степан Торбоков «Шория**», перевод Г. Сысолятина

*** 

..Я даже слов таких не знаю,
Названий сёл таких не знаю,
Названий гор таких не знаю,
Названий рек таких не знаю,
Названий городов не знаю,
Какие так любил поэт,
Какие вспоминал поэт,
Какие воспевал поэт!
Так рассыпал – и рассыпает –
Свои целительные шишки,
Свои целебные орехи
Легко, со щедростью природной,
Высокий кедр***, из недр Алтая
Бегущий к Небу непокорно,
Корнями, стойко и упорно
Распространяясь и крепчая,
От бурь и ветра не качаясь
И высоты не замечая!

 
…Так и стою – в легендах поколений.
Так и стою – о прошлом вспоминая.
Так и стою – о будущем тревожась.
Так и стою – о настоящем плача...
Так и стою – кедровая свеча.
…Так и бегу – орехи – по колени.
Так и плыву – орехи мне – по пояс.
Так и живу – орехи – по плечам…
 

…Так и смотрю – под ноги и – на Небо,
Поэта вспоминая иногда…

 
25 февраля 2019 г.

 
 ***Кедр – в сказаниях Горной Шории: кедр, растущий с изначальных времён в центре Вселенной, соединял Землю и Небо.

Людмила Максимчук   16.03.2023 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила за внимание к творчеству самобытного поэта Степана Торбокова!

Екатерина Тюшина   17.03.2023 05:07   Заявить о нарушении