Узбеки

Слова из раннего детства.

Инжир, курага, урюк...

Андижан, Ташкент, Бухара...

Узбеки, Узбекистан...

Нестандартные ситуации возникают с незавидной периодичностью в моей жизни. И по удивительному стечению обстоятельств мне их помогают легко и просто разрешить люди этой национальности.

Я - малышка лет четырех. Сижу у бабули на коленях. Она пишет письмо своей двоюродной сестре в далёкий город Андижан. В тридцатые годы двадцатого столетия во время голода и репрессий в Поволжье сестра с семьёй уехала в Узбекистан. Да так там и остались жить.

Бабули не виделись лет пятьдесят.

 Я ещё не знаю,  много это или мало.

В написании письма было некое священнодейство. Бабушка Катя закончила всего один класс школы. И умела писать только печатными буквами. В свободные минуты она читала Библию и пела псалмы из Псалтири. Других книжек в руки на моей памяти и не брала.

Я писать ещё не умею. Только начинаю складывать слоги в слова и завороженно слежу за тем, как на бумаге медленно появляются новые буквы.

Слушаю бабулины рассказы о молодости, Ташкенте, Бухаре, Андижане. О виноградниках до горизонта. О том,  как на деревьях там растут не яблоки,  а персики с абрикосами...

Пропитываюсь восторгом и уважением к волшебной и далёкой стране и трудолюбивым людям.

Дети бабули и дедули, мой папа, дяди, тетушки уже не поддерживали связь с родней из Узбекистана. Седьмая вода на киселе. Да и далеко от села Студенец.

Много лет прошло. Я выросла. Закончила университет. Замуж вышла.

В один из будних дней отвела сына в садик. Собираюсь на работу. Как всегда, прихорошилась. Одела своё любимое белое пальто. Спешу. Убегая из дома, на ходу прихватываю пакет с мусором. Не лежать же ему тут до вечера.

Дойдя до контейнера, лихо закидываю куль с мусором. И... вижу, что с мусором улетает туда же связка ключей от квартиры. В одной руке их держала!

Похолодела вся.

 Медленно подхожу и заглядываю в бак. Металлический бак мне по шейку. Пуст. На самом дне в уголке блестят мои ключи.

 Я одна не смогу не то что перевернуть его,  но даже дотронуться! Он еще и воняет...

Видя мои страдания и прыжки вокруг злосчастного бака, на помощь подоспел дворник. Старичок-узбек. Посмотрел молча на меня, на моё белое пальто, повернул набок бак и достал связку ключей.

-Держи, дочка...

Рассыпаясь в благодарностях, помчалась я на автобус.

Спустя несколько лет отправляюсь с младшим четырехлетним сыном в далекое путешествие. Спешу на железнодорожный вокзал.

 Незадолго до этого события вокзал стал работать по-местному, а не по московскому времени.

Редко тогда ездила с детьми на поездах. Расслабилась. И опоздала на фирменный комфортный поезд с двумя нижними полками в купе.

А время на ближайшие полтора суток рассчитано по минутам. Поезд до Москвы,  такси до Шереметьево, два международных перелёта ... Мы с сыном, горшком и чемоданом мчимся сдавать-менять билеты. На моё счастье, следующий рейс до Москвы через полчаса. Поезд Андижан -Москва. Остались билеты только на плацкарт на верхние полки.

Беру.

Подходим с сыном к нашему вагону. Встречает проводник - мужчина.

-Здравствуй, систра! Прахади!

Подивилась такому приветствию.

 Заходим с сыночком.

Вагон старенький, будто ровесник моей бабушки.

Идём, ищем наши места.

Оглядываюсь.

В вагоне... только мужчины. И нет даже намека на запах табака или алкоголя во всём вагоне. Абсолютно все трезвые и некурящие. Мой курносый нос эти запахи за версту чует.

 Я тут - единственная женщина.

Нахожу наши места.

 Соседи  - сын и отец. Молча посмотрел старший на меня с Глебом, сказал по-своему что-то своему парню, оба встали и перестелили свои спальные места с нижних полок на вторые и встали на вечерний намаз каждый на своём спальном месте.

Уступили мне с сыном нижние полки.

-Спасибо...

Пошла разрядка от пережитого за вечер...

Защипало глаза...

Уснули в обнимку с сыном под их молитву почти мгновенно.

Проснулись утром от напевной рекламы разносчика-официанта :

-Лепешки-пирожки! Систра, купи! Всё горячее! Т'ает во рту!..

Рано утром все мужчины из вагона сошли в полном составе в Рязани. В Москву мы прибыли в пустом вагоне.

И новая история не заставила себя ждать.

В декабре у нас на работе аврал. Закрытие года. Всю документацию срочно и вчера нужно сдать.

Новый сотрудник задаёт кучу вопросов вроде бы по делу...

Сотовый телефон не смолкает. Вдобавок и разрядился.

Обеденный перерыв давно закончился.

Урываю полчасика и мчусь до ближайшей кафешки. На ходу вспоминаю, что поближе на полквартала есть ещё ресторанчик с узбекской кухней. Ни разу туда не заходила. Корректирую маршрут и сворачиваю туда, экономя минуты.

Делаю заказ, быстренько справляюсь с шурпой, и прошу счёт у официанта, протягивая пластиковую карту на оплату.

-Сегодня только наличными. Терминал не работает.

Смотрю на сумму на счете, заглядываю в кошелек. А там только стольник один грустит. Сколько раз себе говорила же, положить побольше налички в кошелёк и не надеяться на пластик!

Офицант предлагает:

-А вы по номер телефона вот тут на визитка можите перевести.

Ныряю в сумочку за телефоном и вспоминаю, что телефон остался в кабинете на зарядке...

Ситуация...

Управляющий заведения приходит на помощь:

-Систра! Возьми счёт и визитку. Потом оплатишь.

В центре города Самары человек видит меня в первый раз в своем ресторане, вкусно кормит и отпускает без оплаты за обед!

Восхищенная щедростью людей, бегу за телефоном,  оплатить и отблагодарить чаевыми.

Ух, сколько таких зарисовок на каждом шагу жизнь калейдоскопом проворачивает...

Думаешь,  всё, капец!

 А нет.

 Как в хорошем спектакле, это только затравочка,  завязка сюжета.

Помните крылатую фразу Альберта Эйнштейна? "Верьте в свой успех вопреки всему!
Есть только два способа прожить жизнь. Первый  - будто чудес не существует. Второй  - будто кругом одни чудеса".

Так и живу, в чудесах!


Рецензии