Развод - это конец браку, но не чувствам

                (Новые романы Дэниэлы Стил)

            Дэниэла СТИЛ. Услышанные молитвы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 285 с.
            Дэниэла СТИЛ. Игра в свидания. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 384 с.

         Любовные романы, или, правильнее сказать, романы о любви легкомысленно называют обычно «женскими романами». Определенная доля правды в таком определении есть: действительно, читательскую аудиторию красноречивых повествований о стремительных и непредсказуемых перипетиях любовного чувства и запутанных сюжетных интригах во взаимоотношениях пылких героев и героинь составляют преимущественно представительницы прекрасной половины человечества. Однако это вовсе не означает, что для тех, кто принадлежит к оставшейся части землян, эти романы не могут представлять никакого интереса. Как раз наоборот: такое чтение дает редкую возможность, что называется, из первых рук получить весьма достоверное и очень даже детальное представление о том, какими видятся женщинам сущность любви, брака, семьи, чего они ждут от своих спутников жизни, какие требования к ним подсознательно предъявляют, а также к чему стремятся, осуществив свою первую и неотложную жизненную задачу – вступив в законный брак (ибо, как известно, ничто в любви не заменит свадьбы).

         Так что для любопытных мужчин «женские романы», особенно если он написаны по-настоящему талантливой и житейски умудренной женщиной, – это своего рода тайные агенты, поставляющие бесценную информацию о состоянии дел на той стороне семейного ложа, или, говоря более серьезно, это настоящие путеводители по сложному и загадочному миру женской души. Да и для самих женщин любовные романы могут оказаться во многом полезными, позволяя не только окунуться с головой в захватывающий водоворот чужих бурь и страстей, освежая и воскрешая тем самым собственные пережитые волнения чувств, но и давая шанс сопоставить свой жизненный опыт с судьбой своих литературных сестер, сравнить себя с образцовыми супер-женщинами с глянцевых обложек, мысленно примерить на себя пикантное бикини идеальной героини и отчетливо представить, как бы на ее месте тонко и умно повести интригу с галантным незнакомцем на великосветском рауте.               

         Иными словами, любовные романы – это чтение для всей семьи; но вот только читать их следует каждому по отдельности, со своей точки зрения, отыскивая в потоке горячих тирад и колоритных описаний именно то, что максимально соответствует ее или его собственным представлениям о том, какой должна быть любовь и какими хотелось бы видеть свой брак и свою семью. Новые романы знаменитой американской романистки Дэниэлы Стил, признанного классика жанра «женского романа», как раз предоставляют всем желающим такую счастливую возможность. 

         Сюжетные основы обоих романов в чем-то близки: каждый из них повествует о том, что зачастую происходит в семейной жизни, когда вполне благополучный прежде брак достигает чуть ли не четвертьвекового рубежа и на смену затихнувшему эху мендельсоновского марша давно уже пришли совсем иные звучания – вечернее рокотание телевизора, плеск воды в кухонной раковине после традиционного ужина, непривычная тишина в доме, когда выросшие дети разъехались по своим собственным взрослым жизням... В итоге возникает ощущение вакуума, в котором женщине, усердно и охотно исполнявшей ранее обязанности матери и хозяйки, становится просто нечем себя занять, кроме, естественно, обслуживания своего мужа, который воспринимает это как нечто само собой разумеющееся и отнюдь не спешит одарить супругу ответной нежной признательностью. (Предупреждаем сразу, во избежание дальнейших недоразумений: романы написаны женщиной, закономерно придерживающейся специфически женского воззрения на семейную жизнь, согласно которому во всех домашних неурядицах повинны прежде всего, а то и исключительно, одни мужчины. Уклоняемся от каких-либо комментариев на сей счет и представляем судить самим читателям, так ли это на самом деле).

         И вот настает однажды роковой день, когда томящаяся бездействием заброшенная жена и мать взрослых самостоятельных детей принимает решение начать устраивать собственную карьеру – и заявляет мужу о том, что подает документы для поступления на юридический факультет, чтобы выучиться на первоклассного преуспевающего адвоката. Это – сюжетная завязка «Услышанных молитв». Реакцию мужа предугадать не трудно: ты должна заботиться обо мне, а не выдумывать разные нелепости. Брак дает очевидную трещину. Однако женщина впервые в жизни проявляет твердость и поступает по-своему, вопреки раздражению эгоистичного супруга. В этом решении героиню поддерживает давний знакомый ее детства, лучший друг ее погибшего старшего брата. Теперь, после смерти брата, теплые родственные чувства как-то сами собой переносятся на его друга, ставшего и ей самой близким и доверенным лицом. Надо еще добавить, что этот вновь обретенный друг сам проходит в это время через затяжной семейный кризис, не имея сил ужиться с авторитарной и бесчувственной женушкой. Таким образом, вектор взаимного сближения наметился. Герой и героиня вместе идут в церковь поставить свечку за упокой души погибшего брата и одновременно втайне возносят молитвы о том, чтобы жизнь одарила их высшим счастьем.

         Будут ли эти молитвы услышаны? Это вы узнаете, прочитав новый роман Дэниэлы Стил. А пока оставим вас на пороге коренных перемен в жизни главной героини. Вопреки хмурому недовольству мужа, она уезжает в другой город на стажировку по учебе, но неожиданно возвращается за день до оговоренного срока и, даже не позвонив из аэропорта, с пакетом провизии для благоверного спешит домой – и здесь ей открывается впечатляющее зрелище:               

         «Разбирая продукты, Фейт внезапно увидела под стулом пару атласных туфель-лодочек на высоких каблуках. Таких у нее не было. Она взяла одну из них в руки и удивилась еще больше: туфли оказались на несколько размеров больше ее ноги. Сердце екнуло в груди, и, мучаясь нехорошим предчувствием, Фейт взбежала наверх. На кровати в их спальне царил беспорядок, кто-то поспешно набросил покрывало на сбитые простыни. Фейт потянула его в сторону и обнаружила черный кружевной лифчик. А когда опустила глаза, увидела на полу поспешно сброшенные черные кружевные трусики. Ей сделалось дурно, ноги подкосились, и она опустилась на постель. Нет, такое не могло с ней приключиться. Однако не удавалось найти никакого другого объяснения, кроме самого очевидного».   

         Вот каковы мужчины! Вот чего приходится от них ждать. Эти горестные истины становятся исходной точкой и для развертывания сюжета второго романа – «Игра в свидания». После уютной семейной вечеринки 52-летний муж внезапно сообщает своей 47-летней жене, матери двоих взрослых детей, о том, что он прямо сейчас уходит к своей тайной пассии – 29-летней красавице-секретарше в его же собственной фирме. Дальнейшие тягостные переживания брошенной, в буквальном смысле этого слова, несчастной женщины воссозданы с большой психологической глубиной и убедительностью. Распад семьи – это действительно трагедия для той, кто искренне и честно любила и не может в одночасье насильно истребить в себе это многолетнее чувство. Но, как мудро замечает врач-психотерапевт (конечно, чуткая и понимающая женщина), даже если брак умер, человек все-таки еще жив и его чувства способны со временем возродиться – просто для этого нужно и время и, самое главное, смена обстановки.

         Героиня внимает разумному совету и переезжает в чужой город к своей взрослой дочери, в отчаянной попытке построить свою жизнь заново. Как можете догадаться по названию романа («свидания» – множественное число), ей это удалось отнюдь не с первой попытки. Ищущей свое новое счастье женщине приходится встретить на своем пути целую плеяду мужчин, среди которых кого только не найдешь, в том числе и профессиональных обольстителей, умеющих исключительно красиво и обходительно ухаживать, о чем с ироническим восхищением пишет Дэниэлла Стил: «Они пообедали в ресторане, любуясь лебедями в озере под окном. Потом Чандлер предложил ей пройтись по магазинам на Родео-драйв. Лимузин оставался в их распоряжении, и Пэрис смущенно, но не без радости приняла предложение».

         Кстати, мужчинам на заметку: знаете ли вы, как правильно надо выбирать подарки нравящимся женщинам? Учитесь! «Пэрис осторожно вскрыла пакет и достала красивую сумочку из черной змеиной кожи. Она так и ахнула. Больше всего ее тронуло, что именно этой сумочкой она особенно любовалась в магазине, но не решилась ее купить из-за цены. Значит, Чандлер это заметил и выбрал сознательно, чтобы сделать ей приятное». И еще маленький совет из области этикета – как эффектно предстать на светском приеме: «Без пяти семь Чандлер зашел за Пэрис. В смокинге, сшитом на заказ в Лондоне, он выглядел не хуже любой кинозвезды. Пэрис тоже была неотразима. Белое вечернее платье облегало ее великолепную фигуру ровно настолько, чтобы не выглядеть вульгарным. Она накрасилась немного ярче обычного, пучок закрепила костяными шпильками, а в уши вдела сережки с бриллиантами. Поверх платья она набросила жакетик из белой норки, и они поехали».         

         На последующих страницах романа вы увидите, что таилось под этой обольстительной светской оболочкой и можно ли верить неотразимым комплиментам слишком уж безукоризненных кавалеров. Непременно почитайте – в этой книге вы найдете много интересного как для тех, кто намеревается усовершенствовать свой стиль ухаживания, так и для тех, кто стремится избежать галантных ловушек. А заодно узнаете также, чем завершаются хитроумно-изысканные игры в любовные свидания. Приятного, занимательного, а самое главное – весьма полезного всем вам чтения! До новых книг!

        16 сентября 2003


Рецензии