Чужих проблем не бывает

            Александра МАРИНИНА. Каждый за себя. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416 с.

         Имя Александры Марининой отнюдь не нуждается в каком-либо особом представлении – в России ее знают все: если даже и не читали, то наверняка слышали. Многочисленные детективные романы Марининой буквально на глазах становятся классикой жанра, неизменно занимая первые места в самых показательных рейтингах читательского спроса и издательского успеха. Эффектные фотографии строгой, умной и уверенной в себе женщины широко растиражированы на цветных переплетах ее бесчисленных книг. Ресурсы интернет-сайтов, посвященных ее творчеству, поистине неисчерпаемы. Кроме того, многие произведения Марининой уже экранизированы и неоднократно шли по центральным телеканалам в прайм-тайм – достаточно назвать хотя бы знаменитый сериал о подполковнике милиции Каменской. Выбор именно такой героини был сделан неспроста. Как известно, автор всех этих увлекательных романов, с непредсказуемо развивающимися сюжетными ходами и искусно завязанными узлами криминальных интриг, сама в прошлом работала в милиции, поэтому знает всю ее «внутреннюю кухню» не понаслышке.

         Однако романный мир Марининой гораздо шире традиционных «милицейских» историй. Для произведений писательницы характерна прежде всего глубокая психологическая проработка образов ее любимых героев и героинь, благодаря чему читателям предоставляется редкая возможность не только окунуться в стремительный поток событий и под новым углом зрения увидеть резко контрастные реалии сегодняшней жизни, но и приобщиться к неодолимой духовной силе центральных персонажей ее захватывающих книг. Одним словом, Александра Маринина – это бесспорное новое явление в современной литературе, подлинный мастер своего дела, по праву завоевавшая обширную аудиторию внимательных и заинтересованных поклонников своего яркого и выразительного таланта. И, может быть, вы тоже станете одним из ценителей ее творчества, если прочтете ее новый детективно-психологический роман.

         Попытка изложить его сюжетную канву потребовала бы многих и многих страниц. Дело в том, что по своей композиции «Каждый за себя» представляет подлинно архитектурное сооружение – настолько тонко всё рассчитано и виртуозно переплетено, венчаясь непредсказуемым и ошеломляющим финалом. Попробуем пунктирно наметить главный вектор развертывания сложного, поначалу загадочного, а постепенно всё более и более завлекающего сюжета.

         В романе три основных линии действия, причем идут они не изолированно, а то и дело неожиданно пересекаются с линией главной героини, построенной как монолог 36-летней женщины, русской по крови, но обладающей таджикским паспортом и столь же характерными фамилией и отчеством, – Вероники Амировны Кадыровой, некогда удочеренной отчимом-таджиком, а в наши дни, после распада Советской страны, оказавшейся для России почти что иностранкой.  Перебравшись в Москву из Ташкента вместе с мужем, она в одночасье из любимой жены удачливого предпринимателя оказывается преданной им и брошенной на произвол судьбы: выживай как знаешь – каждый за себя. И Ника, как она предпочитает называть себя, ассоциируя свое имя с образом греческой богини победы, вынуждена вступить в борьбу с несправедливой судьбой в надежде победить суровые невзгоды и вновь обрести если уж не личное счастье, то хотя бы жизненный уют и покой. 

         Сама Маринина назвала такой тип героини «антизолушкой»: изначально имея всё, она это разом теряет и затем всеми силами стремится восполнить утраченное. Горькие переживания героини образуют точку отсчета в развитии сюжета: «Как же так случилось, что из вполне благополучной, любимой, любящей и радующейся жизни женщины я превратилась в никем не любимое, зависимое существо, над которым безнаказанно может измываться шестнадцатилетняя соплячка? Все понимают, что деваться мне некуда, жить мне негде и положение у меня аховое. Но одно дело понимать, и совсем другое – пользоваться этим».

         И сильной духом Нике, ютящейся в Москве без прописки, без российского гражданства и практически без средств к существованию, да еще и с незаслуженным клеймом «нацменки», приходится устроиться домработницей в «новорусское» семейство для присмотра за престарелым Главным Объектом, как она его про себя («маленьким язычком») называет, – отставным полковником КГБ. Очень колоритно описаны мытарства, через которые довелось пройти терпеливой и старательной работнице, бесчисленные мелкие издевки, на которые не скупились по отношению к ней самодовольные домочадцы – верные типажи представителей современных зажиточных слоев общества. Чего стоит хотя бы обязанность встречать у подъезда пьяненького великовозрастного сынка Главного Объекта и не допускать его в дом до тех пор, пока старик не уляжется спать, а не то он, пожалуй, еще разволнуется при непотребном виде сына, и это при его-то больном сердце! И вот приходится бедной и полузамерзшей Нике сидеть на скамейке у подъезда чуть не в обнимку с мирно посапывающей упитанной тушей подвыпившего гуляки на глазах у всех соседей по дому. Аналогичным миленьким поручением является и пресловутый «собакинг» – требование регулярно выгуливать «сорок килограммов собачьего веса» избалованного и неуправляемого хозяйского терьера...

         А в это время в доме напротив некий маниакально одержимый отец, мстящий за беды своего заболевшего нервным расстройством сына, неотступно высматривает и выслеживает всё, что делается в семействе, куда устроилась Ника: он подозревает, что именно здесь проживает его Главный Враг, обидчик его несчастного сына. И чадолюбивый папаша не останавливается перед тем, чтобы подослать к Нике второго своего сына в коварной попытке разузнать подробности частной жизни опекаемых ею «объектов». И в это же время другой безумец, страдающий болезненной потребностью преодолеть последствия перенесенного в юности психологического комплекса неполноценности, затевает гнусную каверзу против внучки Главного Объекта. И уж совсем внезапно в квартире раздается телефонный звонок, а когда Ника берет трубку, то ее, приняв за жену сына Главного Объекта, легкомысленную и неосторожную Мадам, шантажируют, грозясь подбросить мужу компрометирующие фотографии и требуя взамен ни много ни мало «десять тысяч рублей цвета плесени, можно в европейских фантиках». Таким образом, роковое кольцо вокруг богатого семейства всё более сужается.

         Казалось бы, какое до всего этого дело Нике? Это чужие ей люди, и это их, а вовсе не ее проблемы. Но тут-то и выясняется, что всё слишком тесно связано, поэтому чужих проблем не бывает. Ника слишком хорошо понимает, что если эти проблемы проявятся и реально коснутся семейства, то сердце Главного Объекта не выдержит, а ведь Нику готовы держать в доме лишь до тех пор, пока будет жив старик, за которым ей надлежит тщательно ухаживать. А другой такой работы (как-никак, пятьсот долларов в месяц и проживание без прописки) ей уже не найти. И вот Ника, отчаянно пытаясь сохранить покой в семье работодателей, а вместе с тем и саму работу, поневоле обращается за помощью к показавшемуся ей заслуживающим доверия старому милицейскому оперу по кличке Никотин (из-за пристрастия к табаку), который принимает душевное участие в этих чужих проблемах, которые ей пришлось сделать своими, и учит ее уму-разуму: «Запомни, дочка, сегодня в милиции нет людей, которые не стремятся заработать денег помимо зарплаты. Нет таких, понимаешь? Все хотят жить и все хотят хорошо зарабатывать. Если у тебя есть деньги, чтобы заплатить операм, они всё сделают. Если же денег нет, они, как только ты к ним обратишься, скажут, дескать, пусть придет сама потерпевшая и напишет заяву. Ты же не потерпевшая, с тобой даже разговаривать никто не станет».

         Вот так Ника, сама того не желая, становится частным детективом. А дальше – события начинают разворачиваться в бешеном темпе, и сюжетные линии многократно перекрещиваются, не давая бедной Нике ни минуты передышки, пока она, наконец, не оказывается похищенной и заточенной в темный холодный чулан... За что ей всё это? И как теперь выпутаться из тугого узла чужих проблем? Об этом вы можете получить исчерпывающее представление, прочитав новый роман Александры Марининой «Каждый за себя». Читается он на одном дыхании и может оказаться очень даже полезным, если однажды (не дай Бог, конечно) перед вами замаячит призрак наваливающихся на вас чужих проблем.

         Читайте классику детективного жанра – и вам легче будет справиться с любыми проблемами. До новых книг, уважаемые читатели!

        29 сентября 2003


Рецензии