Диковинный мир славянской фантастики

            Мария СЕМЕНОВА. Волкодав: Самоцветные горы. – М.: «Издательство АСТ»; СПб.: «Азбука-классика», 2004. – 408 с. (Серия «Русское фэнтези»).

         В русском языке есть прекрасное выражение «мир фантазии». Так принято обозначать всё то, что оказывается в буквальном смысле не от мира сего, не имеет корней в реальности, зато с лихвой компенсирует эту беспочвенность высотой свободного полета: не подчиняясь законам стандартной обыденности, признает над собой только власть ничем не скованной творческой воли и прихотливой игры воображения. Но можно по-другому переставить смысловые акценты – и тогда на первый план выступит не бегство от мира действительности, а тот второй, неведомый мир, который выступает альтернативой первому и создается творческой игрой писательской фантазии.

         Вот для этого-то искусственного мира избранных в русском языке, к сожалению, пока не нашлось адекватного выражения, поэтому, за неимением лучшего, приходится пользоваться иностранным словообразованием «фэнтези», весьма условно и приблизительно передающим сокровенную суть раскованного, а порой и рискованного литературного фантазирования. В этом смысле цикл романов Марии Семеновой можно отнести к жанру фэнтези, однако надо сразу же оговориться, что это фэнтези особого рода – так называемое русское фэнтези, а еще точнее – фэнтези славянское, поскольку главные персонажи этих романов связаны со стихией древнего славянства, несущего на себе колоритную печать мистической загадочности и вместе с тем не лишенного некоторых вполне правдоподобных исторических качеств.

         Романный цикл «Волкодав» – это настоящая отечественная фэнтезийная классика, не только выдержавшая проверку временем (первая вещь цикла увидела свет еще в 1995 году и с тех пор неоднократно с успехом переиздавалась), но и явно нацеленная в будущее: неспроста на титульном листе нового романа Семеновой уже сейчас выставлен 2004-й год издания – это можно воспринимать как скрытый знак того, что фантастико-героическая эпопея наверняка будет иметь продолжение и в приближающемся новом году. И она этого в полной мере заслуживает, потому что щедро открывает перед заинтересованным читателем таинственные горизонты целого мира, населенного многочисленными экзотическими существами – доисторическими предками человека, в частности, легендарными предтечами славянского племени.

         На страницах увлекательно написанного романа все они предстают такими, какими, наверное, могли представляться свежему и пылкому воображению наших далеких пращуров, покорявших себе стихийные силы природы и мысленно придававших им обличья фантастических  тварей, порожденных первобытным хаосом и вступивших в непримиримое противоборство с разумной волей человека. Так что романы Семеновой можно счесть своеобразной исторической реконструкцией недошедших до нас воззрений и верований древнейших славянских народностей, заботливо восстановленных и переданных не сухими историческими комментариями, а живыми, полнокровными и красочными образами художественной литературы. Глубокие исторические познания Марии Семеновой – автора капитальной научно-популярной энциклопедии «Быт и верования древних славян» – очень пригодились ей в процессе творческой работы над циклом романов о бесстрашном воине Волкодаве.

         Всего этот цикл на сегодняшний день включает в себя пять романов – «Волкодав», «Право на поединок», «Истовик-камень», «Знамение пути» и «Самоцветные горы», – объединенных впечатляюще масштабным образом главного героя – мужественного и достойного отпрыска славного рода Серого Пса. Драматическая жизнь этого неутомимого искателя разгадок тайн природы и страстного борца с коварным злом является почти что аллегорической аналогией судеб славянства, перенесшего за многие века своей истории неисчислимые бедствия, кровно роднящие его с литературным персонажем. Оказавшийся в детские годы уведенным в тягостное рабство, герой-славянин сумел найти в себе внутренние силы, чтобы выжить, выстоять, не изменить вере и заветам предков, обрести свободу и стать защитником слабых, поборником справедливости и мстителем за причиненное зло. Но это не Дон-Кихот доисторических времен, а закаленный пережитыми невзгодами суровый воин, чьи приключения, подвиги и скитания образуют прочную, как сталь меча, сюжетную основу фэнтезийного цикла.

         В новом романе Марии Семеновой герой отправляется вместе со своими верными спутниками – полуфантастическим существами Винитаром и Шамарганом, а также с преданным ему летучим зверьком по прозвищу Мыш, – в полный опасностей и труда поход по направлению к Самоцветным горам, в недрах которых злыми силами оборудован колдовской подземный рудник, мрачные и зловещие недра которого становятся эффектными декорациями для стремительного, подобно горной лавине, раскручивания напряженного сюжета. Вот маленький фрагмент поистине адского ландшафта:

         «Теперь были видны зевы не только самых верхних штолен, но и нижние выходы, расположенные почти у подножий... И вот из них-то тугими толстыми струями исходил пар... Струи пара появлялись из всё новых штолен, выше и выше... Даже горный ветер, напоенный морозом вечных снегов, не мог сразу охладить их и развеять, и они султанами уходили ввысь, собираясь в плотное облако. Там, где они тянулись по склонам, снег и лед быстро истаивали, обнажая мокрые скалы... И те – или это только казалось? – очень скоро начинали терять угловатые очертания, оплывать... Что-то подтачивало горы изнутри, неотвратимо пробиваясь наружу... Язва, много веков, осквернявшая тело Земли, наконец-то вызрела и собиралась прорваться».

         Что ожидало отважных путников в этих непроходимых штольнях – пересказу не поддается. Лучше прочесть самим, чтобы оценить мастерство автора романа в воссоздании подлинно живописных эффектов неровного освещения и резкой игры контрастной светотени:

         «За тот миг, пока длился прыжок, в подледной пещере внезапно стало светло. Волкодав обернулся и понял, что угадал верно и это была все-таки трещина. Она расколола язык ледника по всей его толщине и простиралась, похоже, от одной скальной стены до другой. Сквозь нее-то и вливался наружный свет, казавшийся ослепительным. На очень короткое время Волкодав увидел преследователей, выглядевших вблизи еще неприглядней, чем издали. Маленькие, непропорционально коротконогие, все как один в меховых шапках и одеждах из тюленьих шкурок шерстью наружу... Точно при вспышке молнии, мелькнули в вырванной из времени неподвижности вскинутые руки и рты, разинутые в отчаянном крике... Человекоядцы действительно кричали, словно перед лицом неминуемой смерти».

         Как уже наверняка догадался читатель, смерть этих мерзких существ была делом рук Волкодава, без устали очищающего и поверхность земли, и ее потаенные недра от всяческой пакостной нечисти. Однако вы были бы совершенно неправы, если бы посчитали, что весь роман построен на нагнетании одних лишь фантастических образов и описаний, не имеющих никакого касательства к реальному жизненному опыту обыкновенного человека. Как раз напротив – все мытарства, испытания и подвиги Волкодава и его спутников имеют целью установление в волшебном мире Самоцветных гор нормальных, по-настоящему человеческих условий жизни.

         По сути дела, Волкодав, несмотря на всю фантастичность окружающей его обстановки, остается образцом сильного, смелого и в то же время обладающего способностью глубоко чувствовать и тонко воспринимать мир человека, сохранившего в своей душе сокровенную связь с упоительными годами детства, которые во все времена и у всех народов превращали для детей повседневный мир в захватывающую и пленительную сказку. Да и как не вспомнить ощущений собственных наивных лет при чтении, например, таких страниц романа:

         «Утром Волкодаву долго не хотелось открывать глаза и возвращаться к бесчисленным заботам бодрствования. Его, впрочем, никто и не торопил, и он позволил себе немного поваляться под одеялом... Ощущение мехового одеяла по голому телу было для Волкодава одним из обозначений блаженства. Наверное, оттого, что помимо слов говорило о полной безопасности и домашнем тепле. И еще потому, что было оно, как и почти все иные знакомые ему определения счастья, родом из детства. Из той короткой поры, когда огромный солнечный мир был понятным и добрым, и все были живы и собирались жить вечно, и всё было хорошо... Волкодав неслышно вздохнул, все-таки вылез из-под одеяла и стал одеваться».

         Так что, уважаемые читатели, если вы еще не забыли золотой поры ваших детских радужных мечтаний и дерзких фантазий, той стихии неприметного и непонятного для серьезных взрослых волшебства, тайно окружавшего вашу яркую и недоступную для других жизнь, то новый роман Марии Семеновой поможет вам воскресить для себя эту чудесную ауру первоначального открытия мира и хотя бы ненадолго настроиться на блаженную волну счастливого детства. Приятных вам воспоминаний, ярких впечатлений – и до новых книг!

        11 ноября 2003


Рецензии