Цена и ценность любви

            Евгений КОСТЮЧЕНКО. Расплата за любовь (От автора «НИНЫ»). – М.: «Гелеос», 2004. – 382 с.
 
         Что такое любовь и какой она бывает? Ответы на эти вопросы человечество ищет с незапамятных пор и будет искать до тех пор, пока жизнь на Земле неустанно поддерживается любовью. Литература тоже, по мере сил, пытается дать свои варианты ответов – и иной раз ответы эти оказываются очень впечатляющими и убедительными. Новая книга Евгения Костюченко, автора знаменитого романа «Нина», эффектно экранизированного и произведшего настоящий фурор в отечественном киномире, как раз представляет собой еще одну – и очень удачную! – попытку приблизиться к разгадке великой тайны любви, увидеть в бурных перипетиях современной жизни торжество вечной гармонии двух искренне любящих сердец.

         Название романа весьма символично. В самом деле, любовь бывает очень разной. За одну приходится платить, а за другую ждет неотвратимая расплата. Любовь героев нового романа образует яркий сплав обеих этих крайностей – и оттого оказывается еще более напряженной, страстной, захватывающей всего человека и требующей от него идти до конца, дерзко лавируя между жизнью и смертью с той же лихостью и верой в себя, как это мастерски делает на питерских трассах герой «Расплаты», Ян Стрельник, инструктор по экстремальному автовождению, поступивший на работу личным шофером к директору элитного бассейного комплекса Алине Ивановне Гусаровой – роковой красавице, в недавнем прошлом преуспевающей манекенщице, а теперь «соломенной вдовушке» крупного банкира, скрывающегося по заграницам. Очаровательной Алине досталась видная должность регионального координатора некоего таинственного финансового фонда «Юнона», полукриминальное руководство которого замыслило очередную грандиозную аферу, используя доверчивую Алину в качестве ослепительного прикрытия своих темных делишек, о чем с циничной откровенностью прямо ей заявляет ее непосредственный шеф: «Мы провели работу с населением, тебе сделана конкретная реклама. Ты – лицо фонда. А фонд – это миллионы баксов. И эти миллионы просвечивают через твою улыбку. Поэтому людям так нравится, когда ты улыбаешься. Улыбайся, больше от тебя ничего не требуется».

         На самом деле потребуется от нее значительно больше – начиная с недвусмысленных напрашиваний предприимчивого начальника на «первую чашечку кофе» в элитную служебную квартиру, нанятую фондом для Алины: «Смеясь, он прижал ее к стене в прихожей и попытался поцеловать. Алина отвернулась, едва сдерживаясь, чтобы не ударить его коленом в пах – а стоял он очень удобно для такого удара... Закрыв за ним дверь, Алина еще долго стояла в прихожей, прислонившись к стене, и слушала, как колотится сердце».

         Впрочем, справиться с непрошеными ухаживаниями назойливых поклонников решительной Алине оказалось куда проще, чем разобраться в хитросплетениях финансовых документов, под которыми ей, под давлением начальства, приходилось ставить свою изящную подпись. Постепенно Алина начала всё яснее осознавать, что ее втягивают в какое-то крайне сомнительное и опасное предприятие. Как вырваться из безвыходной ситуации? И тут на помощь к прекрасной директорше приходит ее верный шофер, влюбившийся в нее не то что с первого взгляда, а с первого ее слова, с первой поездки со свой элегантной начальницей по блистательному летнему Петербургу.

         Молодой, свободный, смелый, остроумный и находчивый Ян мало-помалу обретает всё большее доверие и благодарность со стороны высокопоставленной пассажирки и сам отчетливо осознает, что наконец-то нашел в ней неотразимый идеал женщины, которую он искал всю свою сумбурную прежнюю жизнь:

         «Где нас водила судьба все эти годы? Почему наши пути не пересеклись, когда мы были молоды и беззаботны? Вот она – та женщина, о которой я мечтал всю жизнь. Оказывается, я влюблялся только в тех, кто хоть чем-то был похож на нее. У одной были такие же волосы, у другой – ее голос. Третья была такой же сильной и беззащитной одновременно. Четвертая, тридцатая и сотая – все они носили какую-то частицу Алины, словно яркую деталь мозаики. И вот теперь все детали слились в целую картину, и не картина, а живая, теплая, мягкая женщина сидит рядом со мной. Почему же мы встретились только сейчас? Тебя подарили мне, как последнюю радость? Или как спасательный круг?» 

         Спасательный круг – не просто аллегория. Ян действительно работал когда-то моряком дальнего плавания и теперь отчаянно боролся за то, чтобы наметившееся ответное чувство к нему удержалось на плаву. И ему это удалось ценой самоотверженных усилий, нежными и умелыми ласками незаметно сглаживая социальную пропасть между богатой сановной дамой и наемным бедняком-шофером. Комфортабельные служебные апартаменты одинокой Алины все-таки стали великолепной сценой для тщетно вожделенной ее околпаченным топ-менеджером «кофейной церемонии», снисходительно устроенной  независимой женщиной отнюдь не для него, а для пылкого удальца-шофера:

         «Горячие пальцы ласково сжали ее подбородок, поднимая лицо. Она ощутила его жаркое и свежее дыхание. Сухие упругие губы прижались к щеке, у самого уголка рта. Потом осторожно коснулись закрытых глаз. Он целовал ее виски, шею, подбородок – и Алина сама, не выдержав этой сладкой пытки, поймала его губы своими». Так что любовь бывает не только неразделенной, вопреки обещанной за нее миллионной цене, но и взаимной, бескорыстной и оттого вдвойне счастливой – и в этом ее величайшая ценность, не измеримая никакими деньгами авантюристических фондов.   

         Однако идиллия любви столкнулась с жестокой реальностью. Тайная интрига в недрах фонда созрела и прорвалась наружу – сначала водкой, которой коварное руководство фонда подпаивало своих американских ревизоров, а затем и кровью, которую в смертный час пролили несговорчивые компаньоны. Алина в буквальном смысле оказалась заложницей вышедшей из-под контроля ситуации – и благодарному-благородному Яну, рискуя жизнью, пришлось высвобождать и вывозить ее из бандитского Питера. Эпизоды погони по горящим лесным торфяникам, а потом плавания на видавшем виды речном катере колоритно увенчивают галерею эффектных образов и сцен остросюжетного романа. Дух захватывает и от скорости гонки, и от головокружительных поворотов резко развивающегося действия. Автор смело соединяет каноны любовного и детективного романа – и это придает «Расплате» яркое своеобразие и особый интерес.

         И все-таки главное в романе, как и в жизни – не интриги, а любовь. Эту простую, но неоспоримую истину наконец-то понимает и главная героиня, которая до сих пор была объектом любви, страсти, вожделения и мечтаний других мужчин, а теперь и сама узнала, что такое настоящая любовь. Право, это лучший финал всех бешеных гонок и смертельно опасных передряг, которые разделял с ней неустрашимый и неотступный спутник:

         «Прислонившись спиной к дрожащей переборке и слушая ровный гул двигателя, Алина думала о том, как ей повезло. Наверно, она не заслужила такого счастья. Наверно, это аванс, который придется отрабатывать. Ну и пусть. Главное, что теперь она не одна. Есть человек, который всегда хочет быть рядом с ней. Человек, с которым и ей хочется быть неразлучно. Чтобы он всегда был рядом. Вот он только что был здесь, и всё было чудесно. Он просто вышел за дверь, и всё изменилось. Нет, не всё. Какая-то его частица осталась с ней. Колено еще хранит тепло его ладони. И на губах, кажется, сохранился опечаток его губ, сухих и упругих... Улыбаясь во сне, она свернулась калачиком на узком диване, сложив ладони под щекой...»

         Счастливых снов прекрасной героине, радостного пробуждения в объятиях заслужившего ответное счастье верного героя. А вам, дорогие читатели – занимательного, живого, приятного чтения. Ну и настоящей любви, конечно же!

        16 февраля 2004


Рецензии