Судьба на фоне истории

            Семен МАЛКОВ. Вертикаль жизни: Победители и побежденные. – М.: «ГЕЛЕОС», 2004. – 372 с.

         Чем ценится добротный исторический труд? Своей насыщенностью новыми, зачастую неожиданными, но всякий раз весьма интересными сведениями о событиях прошлого, о людях, делавших историю, о корнях и истоках тех процессов, которые развернулись в полной мере только через несколько поколений и непосредственно коснулись уже нас, поздних потомков и наследников далеких исторических эпох.

         А в чем преимущества исторического романа? Наверное, в том, что он выгодно сочетает в себе объективные факты со смелым художественным вымыслом, позволяет увидеть самые сложные и противоречивые события прошлого через напряженные перипетии судеб героев романа, олицетворивших в себе неповторимый колорит большого исторического времени, наполненных его дыханием, живущих его страстями, бедами и тревогами, но вместе с тем и яркими, навеки незабываемыми мгновениями подлинного человеческого счастья. По сути дела, читая исторический роман, мы одновременно и погружаемся в самые сокровенные глубины истории, и с неослабевающим интересом следим за увлекательными поворотами жизненных путей главных персонажей книги. В результате читатель получает и двойную пользу, и двойное удовольствие: пользу от изучения истории и от знакомства с новинками художественной литературы, удовольствие от разъяснения загадок прошлого и от анализа психологических мотивов поступков многочисленных героев книги.

         Именно поэтому новый исторический роман известного российского писателя Семена Малкова, автора знаменитой эпопеи «Две судьбы», безусловно, заслуживает читательского внимания. Это – наша отечественная история двадцатого века, воспроизведенная в художественной форме и доверительно приближенная к нам благодаря подробному и выразительному изображению судьбы главного героя книги, воплотившего собой очень характерный для человека советской эпохи жизненный путь – от тяжелых испытаний отроческих  лет, пришедшихся на военное лихолетье, до новых потрясений и тягот в старости, которую выпало доживать в пору перестройки и распада Советского государства. А между двумя этими рубежами пролегла целая жизнь Артема Сергеевича Наумова, сумевшего, как и многие советские люди, из простого мальчишки, добиравшегося пешком за восемь верст в сельскую вечернюю школу, стать крупным ученым-авиаконструктором, прославленным академиком, авторитетным и уважаемым человеком. И всего этого он достиг не столько благодаря судьбе, сколько вопреки ей – своим трудом, талантом, неукротимой жизненной энергией и верой в себя и в будущее своей страны.

         Роман Семена Малкова – это наглядная иллюстрация «советской мечты» о лучшей жизни, о возможности всё преодолеть, всего добиться, но остаться при этом верным себе, не уступить чудовищному давлению трудного времени – суровой эпохи предвоенного террора, кровавой и ожесточенной войны, медленного и непростого послевоенного залечивания ран. Роман читается как подлинное историческое свидетельство из первых рук, раскрывающее перед современниками трагическую и старательно замалчивавшуюся в прежние годы правду о цене победы в войне. В высшей степени показательны, например, рассказы раненых советских солдат, услышанные юным Тёмой, будущим академиком Наумовым, в военном госпитале, где он мальчишкой работал в качестве помощника электрика.    

         «Работа для Тёмы уже была привычной, он легко справлялся со своими обязанностями и, когда чинил поводку в палатах госпиталя, любил слушать рассказы раненых бойцов. А поведали они о многом, особенно словоохотливые старики. Запомнился один их них, по фамилии Швец, солдат лет шестидесяти, он со слезами на глазах объяснил, почему в наших войсках больше всего потерь среди молодых солдат.

         – Отступая, мобилизовали всю молодежь и, не обучив, сразу бросили в бой, – возмущенно говорил он. – Эти ребятишки даже стрелять не умели, а о том, как надо укрываться, совсем не имели понятия. Ну как можно было такое пацанье бросать под шквальный огонь немца? Вот и полегло их несчетно. Кругом пальба, рвутся мины и снаряды, а ребята по полю бегают и мамку зовут! – Швец свирепо затянулся самокруткой и осуждающе заключил: – Бессовестно и неумело поступало армейское начальство. Не жалело солдат, смотрело на них как на пушечное мясо! Рази так можно? Старики, те хоть многое умели: кто еще с первой мировой, кто с гражданской. Вот и сохранялись. А молодежь поголовно изничтожили!»   

         Не менее правдиво и впечатляюще поведал автор романа и о тех страницах советской военной истории, о которых как-то не принято было говорить до сих пор, но которые, как всякий исторический факт, уже не вычеркнуть из драматической летописи военного противостояния Советского Союза и фашисткой Германии. Речь идет о боевых трофеях, вывезенных армией победителей из побежденной страны:         

         «Этот жаркий август был полон радости и веселья. Армия возвращалась на родину с богатыми трофеями. Все запасные пути вокруг Львова были забиты грузовыми составами, полными немецкого добра. Офицеры везли домой ковры, мебельные гарнитуры, пианино и даже легковые автомобили. Солдаты – вещи помельче: мотоциклы, аккордеоны, одежду и различную хозяйственную утварь. И всё это – на законном основании, поскольку крупные трофеи оформлялись как “сталинские подарки”».

         Но «Вертикаль жизни» – это не только книга о войне, но и книга о любви. Ведь в итоге война всегда рано или поздно заканчивается, а жизнь продолжается, и в этой жизни, особенно если это жизнь молодого, мужающего героя, стремящегося вознаградить себя за все испытания, пережитые в лихую военную годину, есть всё – и легкие амурные увлечения, и более серьезные интрижки с соседками и студентками-однокурсницами, и, наконец, глубокое и сильное чувство, которое постепенно вытесняет все прежние легкомысленные приключения. Перед читателем проходит целая галерея весьма выразительных женских образов, а зачастую и довольно-таки пикантных любовных сцен, в которые активно и охотно вовлечен главный герой. А что? Он – парень видный, и у него завидный и богатый выбор возможностей для увлекательных и волнующих знакомств:            

         «Стройная голубоглазая Светлана, с золотистыми волосами и отличной фигурой, была немногословной и обладала мягкими манерами. Дочь крупного дипломата, она выглядела очень элегантно во всём заграничном и видно было сразу, что изрядно избалована своими родителями. Тёма сразу “положил на нее глаз”, поскольку ему всегда больше нравились блондинки.

         Надежда была совершенно иной. Она была не так идеально сложена, как Света, но красота и весь ее облик были куда более яркими. Надины темно-русые волосы отливали медью, большие карие глаза смотрели насмешливо, одета она была не так дорого, зато более броско и “стильно”. Но самое главное, Надя была инициативной и остроумной, так что в ее присутствии подруги выглядели бледновато».         

         И, наконец, самая приятная новость: «Побежденные и победители» – это только первая часть осуществленной Семеном Малковым обширной эпической трилогии, прослеживающей судьбы Артема Наумова на широко и ярко выписанном историческом фоне. Продолжение следует – вас ждут новые, не менее интересные и бурные события из жизни предприимчивого героя. Новые книги уже вышли из печати. Не пропустите!   

        15 марта 2004   


Рецензии