В сказочном краю царя Урала

                Рецензия на сборник стихов и сказок С. А. Тимошенко «Уральские тайны» (Челябинск, 2009)

         Имя Сергея Александровича Тимошенко – нашего земляка, ученого-краеведа, собирателя произведений древнерусского искусства, организатора нескольких художественных выставок, в основу которых были положены наиболее интересные экспонаты из его обширной коллекции, – давно уже пользуется широкой и заслуженной известностью. А вот тот факт, что он является еще и талантливым литератором, автором многочисленных лирических стихотворений, исторических поэм и оригинальных сказок, станет, скорее всего, для многих приятной неожиданностью.

         И ведь при этом Тимошенко нельзя назвать дебютантом: значительное количество его произведений ранее уже публиковалось на страницах местной газетной периодики, входило в состав сборников Уральских Бирюковских чтений, выпускавшихся педагогическим университетом, а поэтический эпос «Челяба» и сборник «Уральские сказки» увидели свет несколько лет тому назад отдельными книгами. Но грустная примета нынешних времен состоит в том, что эти издания вышли из печати крошечными тиражами, по сто экземпляров, на средства самого автора, и предназначались они исключительно для городских и районных библиотек нашей области. Большинство издательств, к сожалению, довольно прохладно относятся к серьезной, то есть заведомо некоммерческой, литературе, – поэтому автору поневоле приходится самому нести свое творческое слово в народ и в буквальном смысле слова расплачиваться за это. Ну да что тут говорить? Искусство, как известно, требует жертв, а литераторам России к подобным жертвам, увы, не привыкать. Тимошенко сам прекрасно выразил это в одном из своих стихотворений:

                Гори же, слово откровенья,
                И радость в нашу жизнь вноси.
                Поэты за свои творенья
                Всегда страдали на Руси.
                Их почитали как святыни
                Ее честнейшие сыны,
                И потому они и ныне
                Остались совестью страны.

         Верный этим строгим заветам, он продолжает благородные традиции литературного самопожертвования и выходит к читателям со своей новой книгой – большим сборником стихов и сказок под общим названием «Уральские тайны». Книга это составлена автором как своеобразный творческий отчет за более чем полвека настойчивой и вдохновенной работы над художественными образами, в которых ярко и волнующе, с искренней любовью и несомненным мастерством, запечатлена поэтическая летопись родного края. Природа и люди, прошлое и современность, исторические события и фольклорные предания, внутренняя жизнь души и важнейшие процессы, происходящие в обществе, – всё это обрело зримое воплощение в книге. Стихи Тимошенко – это время, отразившееся в слове. Литература и жизнь неразрывно взаимосвязаны, а объединяющим началом в этом диалоге выступает личность автора. Не случайно сказано, что поэт – хранитель памяти народа. Пройдут годы, и стихотворные строки станут неповторимым документальным свидетельством своей эпохи.

         Но Тимошенко не только поэт – он также мастер сказочной прозы. Это очень трудная форма литературного творчества, требующая от автора абсолютной искренности, точности в каждом слове и интонации, открытости миру и глубокой жизненной мудрости, без чего настоящая сказка просто невозможна.  И Тимошенко в полной мере обладает этими необходимыми качествами. Каждый, кто захочет приобщиться к волшебному миру его замечательных сказок, сможет в этом воочию убедиться.

         В книге представлено восемь сказок, искусно объединенных между собою местом действия, общими персонажами и увлекательным сюжетом, состоящим из нескольких эпизодов, образующих неразрывную ткань художественного повествования. Как это свойственно жанру русской сказки, острая борьба разворачивается между двумя извечно противостоящими друг другу полюсами – светлыми силами добра и представителями темных, злых сил, враждебных главным героям. На стороне добра действуют юная волшебница Агафья, принимающая вид зеленой ящерки, и ее верные и неутомимые помощники – справедливый и решительный кот Вижай, добрый и осторожный олень Реж, смелая и мудрая синица Зорюшка. Злые силы представлены коварной старухой-колдуньей Тьмушей, ее неразлучной спутницей – хитрой совой Койвой, а также рыжим чудищем-лешим.

         По всем законам сказочного жанра, силы добра после долгой и напряженной борьбы, сопряженной с многочисленными опасными приключениями, в конце концов берут верх над злом. И главная причина одержанной ими победы – в их бескорыстии и готовности добровольно служить верой и правдой попавшим в беду людям. Этот моральный принцип (а ведь сказка не бывает без жизнеутверждающей морали) отчетливо высказал один из героев сказок Тимошенко:

         «Только тот, кто добро помнит, и сам добрые дела совершает». Другой сказочный персонаж душевно радуется тому, что сделанное людям добро «долгую память имеет». А добрая волшебница Агафья так ответила старцу-царю Уралу на его предложение наградить ее за оказанную ею помощь: «Государь, хранитель богатства и красоты нашего края, благодарю тебя за твою готовность великую щедрость ко мне проявить. Никакой награды я и не ждала. Я свои добрые дела всегда лишь радостью людскою измеряю. К тому же ты меня уже наградил своим добрым словом».

         Высокие заветы доброты, бескорыстия, заботы о ближнем, искренней радости при возможности помочь всем нуждающимся в вашей помощи и участии роднят сказки Тимошенко с лучшими образцами художественного наследия отечественной сказочной прозы.

         Есть и еще одна параллель, которая закономерно возникает в памяти читателя при знакомстве с «Уральскими сказками». Конечно же, Тимошенко учитывал творческий опыт творца знаменитых уральских сказов Павла Петровича Бажова, тем более что в основу произведений двух авторов положен общий для них обоих уральский фольклорный материал. Однако сказки Тимошенко – вовсе не подражания сказам Бажова, а совершенно самостоятельные литературные создания. В них чувствуется горячая любовь Тимошенко к прекрасным памятникам декоративно-прикладного искусства Урала. Вот, например, как наглядно и подробно описывает он чудесные изделия из камня, старательно вырезанные Георгием-мастером, ставшим мужем дочери царя Урала царевны Зюзелги:

         «А ее муж всю жизнь дивные поделки из камня самоцветного делал. Среди них – кисти винограда, крыжовника и смородины. В каждой ягодке был виден живой цвет, блеск и чарующая прозрачность. Поэтому всем хотелось к ним руками прикоснуться. А фигурки людей, зверей и домашних животных привлекали своей простотой и изяществом. Но больше всего людям нравилось изваяние его жены ненаглядной: стоит во весь рост царевна Зюзелга и любуется полевыми цветами».

         Истинным знатоком специфики загадочного первобытного искусства, следы которого сохранились в наскальных росписях некоторых уральских пещер, предстает Тимошенко в одном из характерных эпизодов, повествующих о поисках отважным юношей Антоном своей возлюбленной – синеокой красавицы Ильмены: «Теперь взору юноши открылась довольно широкая пещера, в центре которой бесшумно текла речка. Антон сдвинул челнок в воду, взял весла и поплыл по течению. В пути при свете факела были хорошо видны причудливо свисающие сосульки. На ровной каменной стене с правой стороны он разглядел изображения диких животных и древних людей с копьями и луками».

         Можно с полным основанием сказать, что «Уральские сказки» Тимошенко служат прочным связующим звеном между старинными фольклорными преданиями и современной культурой. Вот почему отнюдь не отвлеченной художественной условностью, а вполне обоснованным и оправданным символическим олицетворением этой внутренней преемственной связи между прошлым и настоящим нашего края звучит финал одной из его лучших сказок: «А царь Урал и по сей день восхищается своими сокровищами. Каждый день на рассвете он поднимается в свою беседку и, прикрыв от солнца рукой глаза, подолгу смотрит на зеленые горы, извилистую реку и голубые озера».

         Так научимся же и мы чутко и внимательно всматриваться в первозданную, непреходящую красоту уральской земли. И пусть новая книга Тимошенко поможет нам в этом углубленном постижении духовных основ нашего бытия. 

        Март 2009   


Рецензии