Урок впрок
Благодаря спецшколе, с английским проблем не было. Все остальные дисциплины были новыми. Очень нравилась наша латинистка, Роза Иосифовна. Всегда с улыбкой и в прекрасном настроении. Она преподавала предмет, щедро рассыпая по уроку мифы, басни, афоризмы и изыскания римлян в сфере любви. Ооооо, эти знания были нами очень востребованы, и мы готовы были учить всё наизусть.
Загадочностью влекла к себе психология. Но кроме четырёх темпераментов человека и высоты питьевого фонтанчика в школе не запомнилось ничего.
Совершенно незабываемым и самым любимым был преподаватель языкознания Колесников. Звали его все по фамилии. Наверное, в этом причина, что имени не помню. Каждая его лекция была произведением искусств. Если бы не строчила конспект со скоростью пулемёта, стараясь увековечить высокие откровения, то сидела бы на занятиях с открытым ртом, внимая мудрости. Толстую, в девяносто шесть листов тетрадь с лекциями и практическими занятиями по языкознанию долго хранила, перевозила каждый раз на новое место жительства, иногда перелистывала и удивлялась, знаниям и талантам, с которыми Колесников переливал законы языков в головы новоиспечённых филологов.
Каждый студент знаком с жёстким правилом – сначала ты работаешь на зачётку, потом она – на тебя. Нам оно тоже было известно, и мы вкалывали на совесть. На языковом факультете как в школе, или ещё круче – домашнее задание ежедневно проверяют у всех поголовно. И не только упражнения, которое можно «содрать» у подружки, главное – практические умениям и навыкам, отработанные тобой за последние сутки.
Нашей Александре Ивановне повезло: не прилагая особых усилий, она вышла по годовым результатам на первое место по кафедре, как самый результативный куратор: семь пятерок на годовом экзамене. Ей так понравилось быть лидером, что она выцарапала право курировать нашу группу и на втором курсе. Видимо, полагала, что мы опять принесём ей блестящий результат на тарелочке с голубой каёмочкой. Не получилось. За год мы обогнали нашего преподавателя, который не имел привычки расти.
Все девчонки стонали от её неразумных заданий и неправильных ответов в упражнениях. Студентки, хихикая в кулак, шёпотом передавая соседке очередной ляп. А особо одарённые рисовали комиксы в специальную тетрадку. Но внешне все были покладисты и разумны. Мне тоже удавалось не выбиваться белой вороной из стаи.
Пока на втором курсе не встретила своего будущего мужа. Именно переполнявшие меня эмоции и сослужил плохую службу: они блокировали контроль поведения.
Однажды слишком громко исправила ошибку преподавательницы. Александра Ивановна возмутилась и заявила, что ошибается студентка. Мне бы замолчать, извиниться и постараться больше не высовываться. Но «Остапа понесло». Стала аргументировать свою точку зрения. Каждая осталась при своём мнении. Результат - к зачётному изложению студентка пришла «на ножах» с экзаменатором.
Мне хватило бы «четвёрки». Не особо волновалась. Благодаря хорошей звуковой памяти, могла запоминать целые абзацы текста. Достаточно ухватить несколько ключевых слов или фраз, чтобы в интервал между прочтениями заполнить пустоты. Так как читался рассказ для изложения трижды, одно чудовищно длинное предложение, почти на лист записала слово в слово. Порадовалась, что удалось.
Но застыла, как изваяние, не веря своим глазам над жирной «двойкой», когда получила тетрадь. Оказывается, горе-преподаватель красными чернилами подчеркнув именно это длинное предложение, заявила, что оно всё – ошибка. В нём она не нашла ни подлежащего, ни сказуемого, поэтому этот бред она проверять не намерена и оценивает работу «неудом» за полное отсутствие владения письменной речью.
Александра Ивановна не знала, что я найду в библиотеке книгу, откуда она читала рассказ, в нём найду это предложение, сверю мой вариант с оригиналом, чтобы убедиться, что именно так написано в первоисточнике, и принесу нерадивому учителю на обозрение. Можете себе представить её реакцию?
Она, естественно, решила меня утопить на экзамене: своя рука – владыка. Ей бы это непременно удалось, если бы не ассистент - методист Лидия Кирилловна Панёвина. Учиться мы у неё будем ещё только через два года. Знать меня она не знала, поэтому судила объективно. Однако отстоять мою общую отличную оценку, не смотря на «отлично» за практику речи и пересказ в её присутствии, она не смогла: ассистент оценок не ставит.
А экзаменатор с пеной у рта, правда без документов, то есть без работы, которая однозначно демонстрировала её некомпетентность, доказывала, что с неудовлетворительными знаниями за письменную речь студентка отличной оценки не заслуживает. Вопрос решили посредством средне-арифметической величины: поделив сумму -две пятёрки и двойку на три навыка, получили четыре.
Для меня это оценка «хорошо» ничего не решала, так как схваченная на экзамене по медицине четвёрка уже не давала права на повышенную стипендию. Меня расстраивала несправедливость, отсутствие объективности, нежелание видеть свою ошибку. Меня расстроила мелочность и ничтожность личности. То, что только сильный человек умеет признавать свои ошибки, узнаю гораздо позже. Тогда же наивно полагала, что могу изменить ситуацию, открыв оппоненту глаза, даже если он этого категорически не желает.
Могу. Но только изменить себя. Тогда я ещё не знала, что разберись я сама с собой, успокойся, найди баланс внутри, смогла бы, благодаря такту и воспитанию, не тыкать носом в лужу опозорившегося щенка. Мне хватило бы сил дотерпеть до экзамена и вместе с благосклонной улыбкой получить от куратора «отлично».
Это был случай из серии «нашла коса на камень». Только «коса», в данном случае была молода и хорошо, что психикой обладала достаточно пластичной. В дальнейшем это позволило учесть полученный урок и не становиться слишком часто на дороге катящегося с горы камня, а разумно отойти, чтобы наблюдать его траекторию со стороны.
Хуже пришлось экзаменатору. Она, убежденная, что в конфликте победила, считала свою тактику единственно правильной. Когда так поздно обретённый муж подал на развод, Александра Ивановна искренне недоумевала, почему. Ведь она всего лишь привлекла партийное бюро к разбору его сексуального поведения. А цель-то благая - вернуть мужа на супружеское ложе, в лоно семьи.
Оставалось её только пожалеть .
07.12.2020
Свидетельство о публикации №220120700768