Связь времен, родство судеб

                Предисловие к книге М. П. Рыжовой «Лабиринты поисков: Родственники и свойственники А. С. Пушкина»
                (Челябинск: Каменный пояс, 2006)

        Сколько все-таки странных предрассудков до сих пор бытует в так называемом массовом сознании. Есть, например, немало людей, которым почему-то кажется, что история – это нечто, почти не имеющее отношения к сегодняшней жизни, что она происходит очень далеко, с совершенно чужими людьми, ничем не связанными с нами, с нашим миром, с нашими повседневными заботами и интересами. А на поверку оказывается, что история – не где-то вдали, а буквально рядом с нами, в двух шагах от нас, и даже более того – она в нас самих, в судьбах наших предков, в завещанных ими идеалах красоты, добра, гармонии бытия. Всё в мире невидимыми, но неразрывно прочными нитями издавна взаимосвязано, и легкое дыхание истории чутко улавливается в напряженном ритме нынешних будней.
   
        Книга Маи Петровны Рыжовой – яркий образец такого углубленного и в то же время осязаемого, почти «домашнего» постижения истории. Например, из этой книги читатель сможет со всеми достоверными подробностями узнать действительно удивительную историю о том, как в середине прошлого века в уральском городе Нижнем Тагиле был обнаружен альбом с письмами домочадцев семьи великого русского историка Н. М. Карамзина к его старшему сыну Андрею, а в письмах этих – рассказ очевидцев и современников о последних днях жизни нашего великого Пушкина, страстные и горестные отклики на известие о трагической гибели не просто гениального поэта, но и друга семьи, человека, с которым так заинтересованно и увлечено общались еще вчера... И ведь хранился этот уникальный и драгоценный для отечественной культуры альбом не где-нибудь в пыльной чопорной тишине музейных экспозиций или архивных фондов, а в домашнем собрании жительницы Нижнего Тагила, через руки которой прошла хрупкая, тончайшая, но тем не менее не рвущаяся в веках нить, связывающая нас с пушкинской эпохой, с навсегда ушедшим миром русской литературной классики, с драматическими судьбами творцов отечественной культуры, и поныне составляющей гордость и славу России во всем мире.

         Вот как всё тайно и непредсказуемо переплетено, и воздух пушкинского Петербурга, эхо золотого века русской литературы неожиданно оживают совсем рядом, в такой поразительной близости от нас! Тесное соседство истории и современности, их взаимодействие и дополнение друг друга оказываются не мифом, а частью нашей повседневной, но уходящей глубокими корнями в исторические дали и просторы жизни.    

         А ветви генеалогического древа семейств Загряжских, Строгановых, Демидовых, Гончаровых, Пушкиных и некоторых других, не менее замечательных и достойных дворянских фамилий, с таким тщанием и обстоятельной кропотливостью прослеженные Маей Рыжовой! Разве не поразит наше воображение тот факт, что все эти люди были в кровном родстве между собой, что у них всех был общий предок, от которого пошли, разрастаясь и разветвляясь, давая плодоносные побеги, всё новые и новые линии судеб, линии жизни лучших людей России? И не столь уж важно, в какой именно степени родства, подчас довольно-таки отдаленного, находились они между собой. Гораздо важнее другое – всё в жизни действительно имеет внутреннюю связь, нет и не должно быть людей чуждых и чужих: все мы, из поколения в поколение, образуем вечнозеленую, ветвистую крону генеалогического древа человечества. А если так – значит, не всё заканчивается индивидуальной смертью: память предков, преемственная связь поколений продолжают в новых эпохах наше личное бытие.          

         А поистине детективная, однако же без всякого налета сугубо внешней сенсационности история о легендарном бесценном бриллианте «Санси», принадлежавшем одной из первых красавиц своего времени Авроре Карловне Шернваль-Демидовой, ставшей позднее Карамзиной, женой того самого Андрея, адресата обнаруженных в Нижнем Тагиле старинных писем? Ведь не исчез с лица земли, не истлел и не распался невесомой пылью драгоценный камень. Даже у неодушевленных (на первый, весьма ошибочный взгляд) элементов природы есть своя судьба. Мая Рыжова, профессиональный геолог, знает это как никто другой.

         Но еще больший интерес и действительную человеческую, а не только ювелирную ценность, представляет исполненная драматизма судьба самой Авроры Карловны, слывшей среди современников роковой женщиной. Да только в чем заключалось это роковое? Автор книги с глубокой психологической тонкостью и точностью предпринимает попытку воссоздать очень сложный и непостижимый для многих душевный мир своей героини, – и вот тогда-то становится понятно, что общепризнанная и всеми прославленная богиня красоты оказалась сама жертвой трагического темного рока, неумолимо преследовавшего ее всю жизнь, лишая иллюзорных надежд и безжалостно разрушая хрупкое и такое недолговечное счастье.               

         Впрочем, совершенно неблагодарная, да и едва ли выполнимая задача – попытаться в кратком предисловии хотя бы в общих чертах обозначить содержание серьезной и основательной книги, работа над которой неторопливо, но и непрерывно велась многие годы. Настоящее произведение не только научного труда, но и литературного творчества не нуждается ни в пересказе, ни в переводе на привычный язык просветительской журналистики. Книга Маи Рыжовой лучше всех истолкователей говорит за себя сама. Она написана так умело, мастерски, с таким воодушевлением и величайшим, трепетным уважением к наследию русской культуры, что в полной мере достойна занять видное место в строгом ряду отечественной пушкинистики. Я уверен, что она прочтется вами на одном дыхании – и надолго останется в вашей памяти, легко и ненавязчиво приобщая заинтересованного читателя к многогранному историческому измерению жизни.      

         У вошедших в эту книгу произведений – особый, очень интересный жанр. Это не просто художественные рассказы, документальные очерки или научные статьи. Это – исследования-эссе. Емкие, отточенные, изложенные по-настоящему занимательно и ярко, они объединяют в себе одновременно и выразительную художественность, и строгую документальность, и научную аналитичность. Эта книга – полезный и нужный вклад в науку и в то же время образец умелой литературной обработки сложного и зачастую противоречивого исторического материала.   

         Следует непременно отметить с большим успехом примененный автором очень плодотворный научно-исследовательский метод погружения в контекст отдаленных исторических эпох, приобщения к судьбам людей того времени, углубленного постижения своеобразия и неповторимого очарования их личностей. Речь идет о внимательном, пристальном, пытливом взгляде на дошедшие до нас портретные и скульптурные изображения характерного облика тех исторических персоналий, о которых пишет Мая Рыжова.

         Дело в том, что для нее со старинных полотен, чьи краски уже немного потускнели от времени, проступают не только сугубо внешние черты своих героев, – она умеет в каждой мельчайшей изобразительной детали (орденском знаке и ленте, шитье мундира, особенности прически, в самом размещении фигуры портретируемого на полотне) увидеть определенную веху его биографии, документальное свидетельство о его служебной карьере, эстетических склонностях, иной раз – даже о политических настроениях и образе мыслей. По сути дела, это единственная возможность взглянуть в глаза людям ушедших веков, уловить загадочную ауру далекой эпохи, ощутить себя мысленным собеседником и внимательным наблюдателем современников Пушкина, людей его круга, лучших представителей высокой культуры России той поры. Не случайно книга открывается исследованием-эссе «Дама с портрета», основанным именно на таком аналитическом рассмотрении живописного изображения, ставшего зримым отражением незаурядной человеческой судьбы.               

         Предисловию не следует чересчур затягиваться, чтобы дать возможность читателям поскорее самим испытать удовольствие от непосредственного знакомства с замечательной книгой, созданной для нас Маей Петровной Рыжовой. Хочется пожелать всем нам, следуя ее вдохновляющему примеру,  отыскать свои собственные тропинки в истории и шаг за шагом, увлекательным путем, на котором нас ждет множество интересных, необычных и зачастую неожиданных открытий, совместно прийти к своим глубоким, надежно удерживающим нас в стремительном потоке времени сокровенным корням. 

        12 декабря 2006


Рецензии