Прозреть

       Вы, возможно, не представляете, как опасно находиться один на один с самим собой! Поэтому всячески избегайте этого. Много лучше оказаться в толпе себе подобных, разглагольствовать о пандемии безумия, окунуться в бредни, которые блуждают в незрелых головах легкомысленных людей… Но ближе к теме.

       О том, как прозреть, рассказывается в 17-й и 18-й главах Евангелия от Луки. Но что такое прозреть? Разве мы слепые?

       Прозреть означает понять, что наша нынешняя тусовка есть временное явление, однако важнее то, что дальнейший процесс осмысления нами реальности во всей ее полноте не завершиться никогда. Понимаете, в чем дело?..

       Зачем нам это знать сейчас? Чтобы хотя бы чуть-чуть быть в курсе, чтобы подготовить себя хотя бы слегка к неизбежным переменам. Чтобы осознать, что житейские соблазны – лишь средство развлечения, что для будущего они вредны, поскольку отгораживают нас от этого будущего непроницаемой стеной.

       В конце концов тем, кто не собирается задумываться о предстоящем, всё равно придется рано или поздно прозреть. Ведь рано или поздно праздник закончится, и никакое богатство и никакое высокое положение не помогут. Неизбежно нагрянут тяжкие обстоятельства. Одиночество, ненужность наша для окружающих застанут большинство из нас врасплох, но стена вдруг станет прозрачной.

       Кроме того, быть незрячим означает не расставаться с беспокойством, которое не могут отменить ни личное преуспеяние, ни значительное количество денег. Беспокойство – прямая дорога к увяданию, к различным недугам, к неизъяснимой печали, которая бывает сильнее страха смерти.

       Обратимся теперь непосредственно к упомянутому тексту. В самом начале 17-й главы Иисус говорит ученикам Своим: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Иными словами, избегай праздной публики, старайся не пополнять ее многочисленные ряды, то есть занимайся делом.

       Далее, обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: наблюдайте за собой. На пути к прозрению это важное целеполагание.

       Затем апостолы попросили Его, чтобы Он приумножил в них веру. Он им ответил притчей о вере с горчичное зерно. Ее смысл таков: даже имея крохотную веру, можно добиться многого. Вера не имеет размера: она есть или ее нет.

       Они шли в Иерусалим по дороге вдоль Самарии и Галилеи. В некоем селении им повстречались десять прокаженных. Иисус отправил их для покаяния к священникам. И когда отправились, тотчас очистились. И только один из них, видя, что исцелен, возвратился, прославляя Бога, пал ниц к ногам Спасителя и благодарил Его. Тогда Иисус задал риторический вопрос: не десять ли очистились, а где же девять?  Вернувшийся был самарянином, то есть иноплеменником.

       Фарисеи спрашивали Спасителя, когда придет Царствие Божие? Иисус отвечал, что не придет Царствие Божие приметным образом и нельзя сказать, что оно здесь или там, ибо Царствие Божие внутри вас есть.

        Затем Он посвятил учеников Своих в то, чему надлежит вскоре произойти, как Ему предстоит пострадать в Иерусалиме и быть отвергнутым.

       И добавил: как было во дни Ноя, так и будет во дни Сына Человеческого – ели, пили, женились, выходили замуж до тех пор, пока не вошел Ной в ковчег и не случился потоп и погубил всех; так же, как было и во дни Лота – ели, пили, покупали, продавали, но настало время, вышел Лот из Содома, пролился с неба дождь огненный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится как молния, сверкнувшая от одного края неба до другого.

       Христос напомнил о судьбе жены Лота: ей не велено было смотреть на гибнущий Содом, но она оглянулась и превратилась в каменный столб. И произнес: кто станет сберегать душу свою, погубит ее, а погубивший – спасется.

       В начале 18-й главы Евангелия от Луки Иисус напомнил ученикам Своим, что должно всегда молиться и не унывать. Молиться – это произносить про себя правильные нравственные формулы, которые будут накапливаться в информационном пространстве, очищать душу и готовить ее к прозрению.

       Нет ничего вреднее для человека, чем уныние. Оно источник всякого зла, беспорядков, предвестник болезней. Уныние потворствует преступлениям, слабоумию, когда удерживать себя, претворяться у нас не остается сил.

       Далее Мессия приводит в назидание притчу о неправедном судье, который Бога не боялся и не стыдился людей. Но и он защитил назойливую вдову, хотя и медлил, потому что сильно докучала она ему. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Вопрошает Иисус.

       Затем в тексте идет известная притча о мытаре и фарисеи, основное значение коей заключается в преимуществе скромности над хвастовством, ибо возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

       Всё выше сказанное прозревающему (мы все в итоге ими окажемся) необходимо знать. Далее сообщается, что приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же возбраняли приносить. Спаситель, узнав, запретил не пускать к Нему детей, ибо таковых есть Царствие Божие. Кто не примет его, как дитя, тот не войдет в него. Неразумно кичиться своей взрослостью.

       Некто из начальствующих спросил Учителя, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель ответил: соблюдай заповеди – не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Спросивший возразил: все это я сохранил от юности моей. Тогда Иисус сказал: еще одного недостает тебе; всё, чем владеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, приходи и следуй за Мною.

       Услышав сие, вопрошавший опечалился, потому что был очень богат. Иисус же констатировал: трудно богатым войти в Царствие Божие, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши. Стоявшие же с Ним удивились: кто же тогда может спастись? Он на это недоумение изрек: невозможное человекам возможно Богу. Петр пожаловался Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобой… Он же сказал ученикам: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более и в сие время, и в век будущей жизни вечной.

       (Отмечу в скобках, что час, когда нам придется остаться один на один с собой либо ради дела, либо по старости, неизбежно придет. Кроме того, здесь устами Спасителя озвучена ясная формулировка «век будущей жизни вечной»).

       Затем Он вновь напоминает ученикам, что вскоре в Иерусалиме Его предадут в руки язычников, и оплюют, и будут бить, и убьют, но в третий день воскреснет. Они ничего из этого не поняли, не уразумели сказанного.

       18-й глава завершается тем, что шествие приближается к Иерихону. У дороги сидит слепой и просит милостыню. Услышав, что мимо него проходит народ, слепой спрашивает: что это за шествие? Ему отвечают: Иисус Назорей идет. Тогда он начинает кричать: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!

       Проходящие рядом заставляют его умолкнуть, а он вопит еще громче (вспомним назойливую вдову). Остановившись, Спаситель велит привести его к Себе.

       – Чего ты хочешь от Меня?

       – Чтобы мне прозреть, – заявляет слепой.

       – Прозри! Вера твоя спасла тебя.

       И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. Таково заключительное предложение 18-й главы Евангелия от Луки. Мы видим, что в изложенном нами тексте одно вытекает из другого, прослеживается четкая взаимосвязь предыдущего и последующего. Мы понимаем, что мало чего можем добиться сами, но, чтобы добиться, с нашей стороны требуются осмысленность и упорство, а со стороны Высшего разума – помощь.

08.12.2020   


Рецензии
Самое ясное и понятное толкование Евангелия. Мы можем прозреть только в меру своего изменения- исцеления. Нельзя называть чудеса по имени, они теряют свою силу. Но чудо есть. Я благодарю вас, Михаил Кедровский.

Елена Заварихина   06.01.2021 00:13     Заявить о нарушении