Мыслишки 15. Про российское образование

Да, с помощью ЕГЭ многие получили возможность поступить в желаемый ВУЗ, а многие лишились возможность брать взятки и наживаться на вступительных экзаменах... Хотя уже находят лазейки... Ну, а ректоры - вершина в этой пирамиде наживы.
Главным же образом губит качество высшего образования не ЕГЭ, а цветущая махровым цветом система взяточничества на зачетах и экзаменах в сессии, а так же "булонская система" высшего образования, в которой выпускником ВУЗа считается "бакалавр", соответствующий по советским меркам статусу "неоконченное высшее образование" или "среднеспециальное образование". При этом студенту дали возможность поступать в "магистратуру" по совершенно любым дисциплинам, и "учиться" практически заочно, то бишь "максимально самостоятельно", из-за чего в итоге из ВУЗа выпускается не-специалист ни по специальности "бакалавриата", ни по специальности "магистратуры", зато с "бумажками".
Фактически, в огромной степени система высшего образования в России превратилась в систему продажи дипломов, с отсрочкой выдачи на время рассрочки платежа...
Там же, где какая-то учеба все-таки ведется, существует очень низкий уровень оборудования и огромные проблемы с производственной практикой студентов по специальности. Зачастую студентам приходится "практиковаться" за свой счет, а это немалые деньги.
И, наконец, ВУЗовская учебная программа очень часто, почти всегда, оторвана от производственной реальности и студентам преподают знания и навыки, которые либо устарели, либо совершенно не нужны на современном производстве.
Например, студентов, будущих создателей компьютерных систем, совсем не обучают техническим стандартам в области ИКТ и работе по созданию и использованию технической документации...
Многие, дискутируя с этими тезисами, сейчас сетуют, что дело не в коррупции, которая как бы и не настолько уж тотальна, дело не в учебных программах и оторванности ВУЗов "от жизни", а главная проблема - это тупость, серость и лень современной молодежи, а также завышенный до идиотизма престиж диплома о высшем образовании, как какого-то фетиша и символа, без связи с прописанной в нем специальностью... И утверждают о необходимости коренной реформы образования...
Но уважаемые оппоненты этим мне даже не противоречат, хоть им и кажется, что наоборот... Я возражу им только в одном... и очень важном для понимания... - тупость, серость и лень школьников и студентов - это качества приобретенные. С ними не рождаются. Это воспитано семьей и обществом, взращено нежелающими учить учителями и закреплено коррумпированной вузовской профессурой... И тотальная массовость этого явления, этого "обстоятельства непреодолимой силы", демонстрирует нам, что реальная жизнь, окружающая наших детей, никак не мотивирует их к развитию интеллекта и к получению профессиональных навыков. Эти мотивы отсутствуют даже на уровне семьи. Здесь никакая реформа образования не поможет. Само общество, ориентированное на потребление, измеряющее успех не личностными, творческими и профессиональными социально ориентированными достижениями, а только деньгами и обладанием каких-то предметов - не может дать стимул подрастающему поколению к учебе и профессиональному росту. Более того, общество даже в этом не заинтересовано.
Уповать на массовый переворот в сознании родителей бессмысленно...
Ситуацию могли бы перевернуть педагоги и профессора, просто своим честным и ответственным отношением к своей работе. Но они сейчас тоже дети существующего общества. Они прекрасно осознают свое преступление перед профессиональным долгом, но предпочитают лицемерно плакать и терзаться о том, что они несчастные и нищие, переваливая ответственность на молодежь, на правительство, на ЕГЭ, на "время такое", на фазы луны и лысого черта...
Нужны не реформы, а смена приоритетов в обществе. И для этого нужна либо новая социалистическая революция, либо "мирный" приход к власти волевых людей, заинтересованных в развитии общества, а не собственных банковских счетов. Только где таких сейчас возьмешь?!
Но, чтоб как-то сгладить ситуацию, согласен, число ВУЗов надо сокращать, причем резко, в разы...


Рецензии