Древнетюркские наскальные рисунки Кобыстана и Занг

Древнетюркские наскальные рисунки Кобыстана и Зангезура
Вот что об этих древнетюркских наскальных рисунках Южного Кавказа пишет известный российский учёный, археолог А.А.Формозов в книге «Очерки по первобытному искусству»: «немало общего с кобыстанскими наскальными рисунками имеется и у петроглифов Армении.
Здесь тоже больше всего схематических изображений горных козлов. По технике исполнения и линейности армянские рисунки сближаются с группой центральноазиатских петроглифов, в которую входят и некоторые наскальные изображнения Средней Азии,
Тувы, Южной Сибири…Показательно, что все они обнаружены в высокогорье, там где нет постоянного населения, а лишь летом пасут стада (местное тюркское население-Г.Г.). В районе петроглифов обнаружены лишь каменные изваяния и курганы».
 В статье «Эриванская губерния» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщается: «Обширные пространства пастбищ, где отсутствие орошения не позволяет заниматься земледелием, благоприятствуют скотоводству. Азербайджанцы (в оригинале татары –Г.Г.), занимающиеся скотоводством, в зависимости от времени года, обычно переходили вместе со стадами с летних пастбищ на пастбища зимние и обратно. С зимних
пастбищ (кишлаг), расположенных в приаракских равнинах, скотоводы выступают в промежуток времени с начала марта по начало мая. Скотоводы приходят на летние
пастбища (яйлаг) в мае или в июне и помещаются здесь обыкновенно в шатрах. Спускаются с яйлагов в сентябре».
 По данным Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Эриванской губернии проживало армян- 441,0 и азербайджанцев- 313,2 тыс. человек.
 Необходимо отметить, что армянские авторы пытаются приписать предкам современных армян все древнетюркские памятники культуры Южного Кавказа.
Например, авторы академической многотомной «Истории армянского народа» пишут:«Возникшие в эпоху палеолита армянские племена (?- Г.Г.), имевшие богатые охотничьи
предания, должны были сохранить легенды и воспоминания о подвигах своих предковохотников (?-Г.Г.), которые, удаляясь в свой особый мир, становились могучими покровителями-духами и, очень возможно, что большинство человекоподобных образов в
наскальных рисунках Гегамских гор (Ахманганские горы-Г.Г.) и других мест представляли собой освященных, обожествленных предков в сопровождении звездных
знаков, ибо в представлении многих народов мира, и особенно армян-аборигенов (?-Г.Г.)»
 Российский учёный, профессор А.А. Крубер, в книге "Общее землеведение",выпущенной в 1938 году, пишет именно об Ахманганских горах на территории Южного Кавказа: «здесь поднимается громадное число вулканических конусов, хотя и не действующих в настоящее время. Эти вулканы часто располагаются рядами вдоль тектонических трещин и притом иногда сидят так густо, что сливаются между собой и образуют целые вулканические хребты (Мокрые горы, Абул-Самсарский и Ахманганский хребты в Советской Армении и Грузии). Излившиеся по трещинам базальтовые и другие лавы и громадные массы рыхлых продуктов извержений погребли под собой складчатую основу гор с прежним ее рельефом и превратили ее на обширных пространствах в вулканические нагорные плато».
 Необходимо отметить, что Ахманган с древнетюркского переводится как «выливающаяся кровь». Видимо, древние тюрки, вулканическую лаву образно сравнивали с «выливающейся кровью гор».
 То, что армяне и их предки, никакого отношения не имеют к наскальным рисункам, каменным изваяниям, каменным стелам - загонам, оленным камням и курганам Южного
Кавказа, то есть ко всему тому, что относится к памятникам древнетюркской культуры, общеизвестно. Не для кого не секрет, что древние армяне появились в данном регионе на
4-5 тысячелетий позже того как древние тюрки создали здесь свою уникальную культуру, и в частности, древнетюркские художники нанесли на скалы Южного Кавказа, в том числе и на скалы Ахманганских гор свои многотысячные рисунки. С целью дезавуировать
мировую общественность, армянские власти после переселения на древнетюркские земли,
стали поспешно менять все тюркские топонимы на армянские и уничтожать тюркские памятники. На Южном Кавказе до настоящего времени систематически уничтожаются чуждые армянам древнетюркские памятники культуры (наскальные рисунки, оленные камни, каменные изваяния, курганы и др.).
В.Д. Кубарев в статье «Конь и всадник: в эпосе, погребальной традиции и в наскальном искусстве Алтая» пишет: «Особенно яркий и выдающийся комплекс
древнетюркских петроглифов открыт недавно в Монгольском Алтае. Древнетюркских всадников можно узнать по сценам загонной охоты…Китайские и арабские источники характеризуют тюрок как опытных и ловких охотников Исследователь наскальных рисунков Евразийской степи российский археолог А.Д.Грач пишет, что «совершенное совпадение наскального искусства на удалённых друг от друга территориях является документальным свидетельством перемещений этнических
групп, оставивших наскальные изображения. Исходя из этого, мы вправе сделать вывод:
древнетюркские тамгоообразные петроглифы, изображавшие горного козла,- это как бы сигнальные вехи, отразившие ареал и зону передвижения тюркских племён. Ареал изображений горных козлов охватывал территорию Монголии, Тувы, Алтая, Казахстана, Восточного Туркестана и Ферганы (сюда необходимо добавить также территорию
Южного Кавказа –Г.Г.), т.е. практически все земли где расселялись древнетюркские племена».
 Российский исследователь Петров М.А. пишет о сходстве в материалах искусства Закавказья, Средней Азии и Южной Сибири: «Материалы искусства памятников скифского типа фиксируют данную традицию в вариантах типологически сходных с синхронными материалами Кавказа и Закавказья (тагарская пазырыкская культуры, скифская, Калбак-Таш, Талас). Подводя итоги можно констатировать, что материалы искусства евразийских степей, Кавказа и Закавказья I тыс. до н. э. содержат большое число
памятников, которые по художественным свойствам могут быть сопоставлены с материалами искусства эпохи энеолита».
Кобыстанские и Зангезурские  наскальные рисунки наиболее яркие памятники древнетюркской культуры.


Рецензии