Декабрь. Клим холодный

Познавательная историко-православно-архитектурно-цитрусовая статья(14+).
* * * * *

8 декабря в церковном календаре – день памяти священномученика Климента, папы Римского (Clemens Romanus I), широко почитаемого в Древней Руси ученика и помощника апостола Петра.
 
Священномученик Климент родился в Риме в богатой и знатной семье, но, в раннем детстве разлучённый с родителями, воспитывался у чужих бездетных людей. Приближенный к императорскому двору и окружённый роскошью Клемент получил прекрасное образование, которое отвратили юношу от языческих утех и заставило задуматься о смысле жизни; что и привело сначала к проповеднику Варраве, а затем, принять Крещение от святого апостола Петра и, оставив дом, стать его спутником и помощником. Климент, даром слова и убеждения обративший в христианство многих язычников, был рукоположен апостолом Петром в епископы города Рима и взошёл на папскую кафедру (по разным источникам – в период с 88 по 99 год).  Но вскоре папа Римский Климент императором Траяном был изгнал из столицы за хулу на языческих и отправлен на каторжные работы в инкерманских каменоломнях близ города Херсонеса (полуостров Крым – дальние пределы Римской империи).

В засушливой местности, между морем и безводной степью, работали христиане совершенно без пресной воды. Но святой Климент организовал молебен, и Господь в образе Агнца указал место источника, очистив и расширив которое несчастные получили целый поток живитенльной влаги. После этого чуда люди потянулись к проповеднику и сотнями стали обращаться в христианскую веру, а в каменоломнях вырубили храм, в котором святой Клемент стал священнодействовать.
Весть о непокорном Клементе дошла до императора Трояна, и по его повелению священномученика Климента 25 ноября по ст.ст. (8 декабря по н.ст., по разным источникам – в 97, или 99, или 101 году) ввергли в море с якорем на шее. По скорбной молитве христиан море отступило и вернулось к прежним берегам лишь через семь дней, принеся нетленные мощи священномученика Климента. Но и вернувшись, море в устье реки Салгир осталось топью, получив название Гнилое море или Сиваш (глубина от 1 до 3 метров). Нетленные мощи святого были укрыты в каменоломном храме и стали местом поклонения, но через 50 лет оказались чудесным образом утерены.

При римском императоре Михаиле (855-867г.г.) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий, святые православной и католической церкви, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка (но не славянской письменности!). Узнав о христианском подвиге святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к молебну об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся в полночь на поверхности моря чудеснам обрахом появился ларец со святыми мощами епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов, часть мощей отправлена в Рим, часть в Киев уже равноапостольным князем Владимиром (в 1015 году). Память священномученика свято чтится в России, и ему посвящались многие храмы.

* * * * *

8 декабря (25 ноября по ст.ст.) в народе назывался Клим, Клим холодный, Клим-морозник, Клим-матроссник, Климентьев день или День Климента и посвящался чистым помыслам и молитвам ко святому о защите для детей от грядущих холодов и об успехе в зимних делах. В народе считали, что Климент приводит с собой настоящую зиму: «На Клима зима клин клином вышибает», «На Климента мороз насыпает белых роз»; «Климент морозом у мужика слезу гонит».
Крестьяне верили, что слуги мороза – это злобные духи-морозы «матроссы», или «трескуны». Спящие летом эти духи просыпаются с первым похолоданием и спускаются на землю на первых хлопьях снега. С наступлением зимы матроссы бегают по полям и дуют в кулаки, холодный северный ветер – их ледяное дыхание. Матроссы стучат голыми пятками по промерзшей земле и стволам деревьев. Отсюда и пошло литературное выражение – «трескучие морозы» (крестьянское «трескучие матроссы»).

Топили печь и трапезничали в этот день не раньше обеда, посвящая утро рукоделию и рутинной работе при отсвете из окон от уже павшего снега.
Существовал обычай – не одалживать денег в первой половине дня, иначе их вернут не скоро. А по ранним сумеркам запрещалось выходить со двора во избежание беды.
По погоде на Клима определяли, каким будет следующий год:
Сугробы при промерзшей земле и иней – к хорошему урожаю в следующем году;
снегопад – дождливое лето в будущем году;
петухи запели с раннего утра – к оттепели;
на реке вода выше льда поднялась – к потеплению и дождливой погоде.

* * * * *

В честь священномученика Климента Римского в 1829 году в Санкт-Петербурге освящён левый (северный) предел Спасо-Преображенского собора, построенного по проекту Василия Стасова на месте более раннего сгоревшего храма.
Первоначальный храм был возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка.

Во время царствования императора Павла I полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии». В 1825 году возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни, а от собора остались лишь стены.
Во вновь выстроенном соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры для неимущих отставных офицеров. 1912 году на попечение собора было организовано Братство трезвости и целомудрия, а в праздники на соборной площади устраивались благотворительные базары.

После революции 1917 года собор оставался действующим, но в 1918 году подвергся разграблению: иконы и церковная утварь, знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и часть из них поступила в Артиллерийский музей, а затем (с 1950 года) в коллекции Эрмитажа, часть была навсегда утрачена.
Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек с лазаретом для помощи раненым.
В настоящее время в действующем (неоднократно горевшем уже в советское время) Спасо-Преображенском соборе хранятся полковые реликвии и воинские трофеи Преображенского полка – бронзовые доски с именами офицеров, павших в боях, в особых застеклённых шкафах – преображенские мундиры Александра I, Николая I, Александра II, сабля Александре II со следами его крови (сабля была при императоре во время покушения на него 1 (13) марта 1881 года).

Собор Преображения Господня всей гвардии один из немногих храмов Петербурга (Ленинграда) который никогда не закрывался для богослужений.

* * * * *

Святому великомученику Клименту посвящён гибрид мандарина и горького апельсина-королька, двух растений из рода Цитрус подсемейства Померанцевые. Выведено растение в Алжире в 1902 году французским миссионером и селекционером-любителем братом Клеманом Родье. Клементины мельче танжеринов и, в отличие от мандарин, более сжатые – сплюснутые, с тонкой и гибкой кожурой насыщенного оранжевого цвета; вкус между сладким и кислым, более близок ко вкусу апельсинов. Этот фрукт характеризуются отсутствием семян, легкостью снятия кожицы и деления на дольки.

«Корица, хвоя, мандарин» Галина Пушкина.
* * *
Корица, хвоя, мандарин…
Вот ароматы – радость сердца!
Вдохнёшь хотя б из них один,
И Детство приоткроет дверцу:

За ней – подарки, мишура,
Катанье с горок, лыжи, санки,
Розовощёка детвора и смех
Счастливой Хулиганки!..

Там – молодые мать, отец,
И ёлка в потолок стремится!..
Корица, хвоя, мандарин...
Жаль, не дано нам возвратиться!

* * * * *
На фото: климентины (иллюстрация выбрана в связи с приближением новогодних праздников). Жаль, что данная площадка не предполагает большего количества иллюстраций, но с ними (и не только) можно ознакомиться в моей группе "Книжка с картинками" – https://vk.com/calendargalina


Рецензии