Особенные люди

Незначительное происшествие заставило меня вновь задуматься о месте детей-инвалидов и их родителей в обществе. Где же все-таки ставится запятая в предложении: "Отойти нельзя взаимодействовать"?

***

Мастера заканчивали ремонт в ванной и туалете моей квартиры. Надо было купить разного рода аксессуары: держатели, крючочки, шторку для ванной комнаты и т. п. Я поехала в большой модный магазин и накупила там всяких "красивеньких штучек", между прочим, совсем не дешевых. Среди прочего купила и карниз для шторки в ванную.

День был холодный и дождливый, я встала в павильон на автобусной остановке. Кроме меня, там стояли мужчина и женщина. Карниз я поставила на скамейку, она была сырая, на ней никто не сидел. И вдруг в остановочный павильон вошли старуха с подростком лет четырнадцати. Достали толстые картонки, положили их на скамейку и уселись на них. Парень задел мой карниз (я подумала - случайно) и уронил его. Наклонился, поднял, взял обеими руками и согнул о колено. Я возмутилась:
- Ты зачем это сделал?

Но подросток сидел молча, с неподвижным лицом и отрешенно смотрел в одну точку. Я вопросительно посмотрела на старуху.

- Мы каждый день здесь сидим, - хмуро и зло ответила старуха.
- И что? Это причина ломать чужие вещи? - спросил мужчина.

Старуха молча уткнулась взглядом в пространство. Потоптавшись и вздохнув, я отправилась в магазин за новым карнизом.

Продавщица, у которой я пять минут назад покупала все необходимое, очень удивилась:
- А что случилось?

Я кратко обрисовала ситуацию. Оказалось, эта странная парочка - старуха с подростком - хорошо известна в магазине. Время от времени они заходят в этот строительный магазин и портят товары. Точнее так: странный парень протыкает перочинным ножиком бумажные пакеты и мешки со смесями, дергает обои на стойках, раскручивая рулоны, ломает всякую мелочевку. Старуха стоит рядом и молча наблюдает.

Сотрудники магазина несколько раз вызывали полицию. Составляли протокол. Но что толку? Последний раз пришлось вызывать еще и скорую: у парня изо рта пошла пена. Перестали пускать в магазин. Тут же появилась статья в местной газете в защиту инвалидов, права которых якобы нарушает торговый центр.

Когда я вернулась на остановку, старуха и подросток так и сидели в павильоне, отрешенно глядя куда-то вдаль. Памятуя о судьбе первого карниза и о том, что у "особенного" парня есть перочинный нож, я сочла за благо открыть зонт и ждать автобус под дождем.

Кстати, ремонтники, узнав от меня эпопею с карнизом, заметили, что надо иметь немалую силу в руках, чтобы вот так, через колено, согнуть палку для шторки.

***
И вновь возникает вопрос об интеграции "особенных" людей в социум, об общении с ними. Таких людей все больше. Надо же выработать какую-то тактику поведения с ними. Иначе может пострадать не только карниз. Так  где ставится запятая в предложении: "Отойти нельзя взаимодействовать"?


Рецензии