Начало предпринимательской деятельности

Организация собственного бизнеса
               
Летом 1992 года в ВАМИ организовали конференцию по алюминию с приглашением западных компаний и получили ряд докладов по экономике производства.
Я в это время был в Ачинске и приехал в Ленинград только к концу конференции, где познакомился с одним из ее участников. Это был Хью Робертс из британской аналитической компании Brook Hunt,также на этой конференции я познакомился с предпринимателем греком Костасом Механичидисом,с которым мы сотрудничали по переработке греческого боксита на российских предприятиях-Тихвинский глиноземный завод и Ачинский глиноземный завод,путем использования толлинга,с последующей переработкой полученного глинозема на российских алюминиевых заводах и экспортом полученного алюминия,с его продажей на Лондонской бирже,при этом директор Тихвинского глиноземного завода и главный инженер Ачинска,а также -я лично,получили существенные финансовые выплаты на наши банковские счета в России,за выполнение этой весьма прибыльной для греков финансовой операции.Полученные значительные финансовые выплаты позволили мне значительно улучшить мое материальное положение.Мое знакомство с Хью Робертсом закончилось договоренностью о подготовке доклада по характеристике Российской алюминиевой промышленности.
По его словам в последний период экспорт алюминия из бывшего Советского Союза увеличился от 200-300 тыс.т. до 1,5-2 млн.т. в год, что определило существенное падение мировых цен.
В то время на Западе имеется острая потребность в информации о мощностях, производстве и положении в  алюминиевой промышленности СНГ, ее сырьевой базе, экономике, импорте сырья, переработке и экспорте алюминия,  собственниках предприятий.
В тот же день мы подписали с ним контракт на подготовку мной такого доклада в течение полугода на английском языке.  Вопрос о достаточно приличной сумме оплаты был им согласован по телефону с директором компании.

Я достаточно быстро выполнил эту довольно трудную для меня работу, отправил материалы почтой в Лондон с некоторым риском  для себя, сразу получил оплату и приглашение в Англию на две недели для обсуждения вопроса продолжения сотрудничества.

По прилете в Лондон,   меня встретил в Хитроу Хью  и  привез в гостиницу. 
На следующий день должна была состояться моя встреча с руководством компании.  Из нашего разговора я понял, что мой доклад  в  несколько отредактированном виде в части английского языка они смогли продать своим клиентам, которые включали крупные алюминиевые компании, финансовые компании и банки. 
В этом докладе я смог детально изложить вопросы размещения предприятий алюминиевой промышленности СНГ, их сырьевую базу, производственные мощности, производство глинозема, алюминия и продуктов переработки, импорт сырья и экспорт алюминия. 
Из этого доклада следовало также, что ввиду резкого сокращения использования алюминия в военно-промышленном комплексе страны, закономерен был существенный рост экспорта алюминия, который в ближайшие годы будет только увеличиваться. 
Этот доклад отвечал на имеющиеся вопросы клиентов компании, которая на его распространении могла заработать в десятки раз больше, чем мне было заплачено за эту работу.
На следующий день утром меня отвезли из гостиницы, и я был представлен владельцу  компании. 
Мне показали продукцию этой аналитической компании.  Она выпускала аналитические обзоры по нескольким цветным металлам отдельно, в которых содержались данные по производству во всех странах мира и в отдельных компаниях,  потреблению, спросу, состоянию биржевых цен в настоящее время и прогнозу мировых цен на будущее.
Применительно к алюминию, для прогнозов цен и баланса алюминия необходимы были данные по его экспорту из СНГ в западные страны. 

В этот же вечер меня пригласили на ужин в закрытый клуб, находящийся в пригороде Лондона. 
Мы прибыли туда в 19-30. 
Там мы продолжили разговор общего характера  и наше знакомство с директором и владельцем компании. 
Я впервые участвовал в обсуждении деловых проблем на таком высоком уровне. 
В принципе, мы лишь несколько раз касались деловых вопросов. 
В основном их интересовала моя личность,  мой технический уровень, интересы и возможности. 
Интересно, что в этом фешенебельном ресторане нас сначала усадили в первом зале от входа, дали меню и предложили выпить  алкоголь или прохладительные напитки.  Мои хозяева выбрали шотландское виски, а я последовал их примеру. 
Мы сделали заказ холодных и горячих блюд, алкоголя, и через четверть часа нас пригласили в другой зал с несколькими столиками. 
Стол для нас уже был сервирован, и  на нем стояли напитки и закуски. 
По английским понятиям, это был обед.
После того, как мы справились с горячими блюдами, нас попросили пересесть за другой стол, где был предложен десерт, ликеры, кофе, чай и фрукты. 
Общение было приятным. 
Полагаю, что я произвел на них достаточно благоприятное впечатление. 
Мне была интересна структура компании, ее состав и планы на будущее.
В последующие дни я знакомился с аналитическими обзорами компании, источниками информации и системой изложения материала. 
Мне было предложено подготавливать ежеквартально обзоры состояния алюминиевой промышленности в СНГ, содержание которых мы обсудили с Хью.  Мы согласовали стоимость и порядок выполнения этой работы.  Еще через неделю я вернулся в Петербург.

К этому времени у меня был готов для публикации на международной конференции в США доклад, касающийся эффективности переработки в Иране нефелинового сырья на глинозем.

Ободренный успехом в английской аналитической компании, я разослал в ряд ведущих мировых алюминиевых компаний предложения, что могу подготовить для них доклады о технологии производства глинозема и сырьевой базе на   ведущих предприятиях СНГ.
 Это могло представлять для них интерес, так как на Западе перерабатывались только высококачественные бокситы, а в СНГ использовались высококремнистые бокситы и нефелины. 
Достаточно быстро я получил заказ на эту работу по 5 заводам от компании АЛКАН при оплате две тысячи долларов по каждому предприятию с выполнением в течение одного года. 

Моя основная работа на компанию Брук Хант заключалась в сборе печатных материалов по экономике, промышленности и народному хозяйству, публикуемых в печатных изданиях, главным образом, в «Коммерсанте» и «Ведомостях». 
Эти материалы я переводил на английский и посылал Хью сначала по факсу, а позднее по электронной почте. 
Из этих материалов Хью подготавливал первый раздел квартального доклада о состоянии промышленности в России и СНГ.
Кроме того, я использовал свои связи   в министерстве цветной металлургии для получения информации по производству за последний период глинозема и алюминия на всех заводах отрасли, а также статистические данные по экспорту алюминия и импорту глинозема. 
Из всех этих данных Хью готовил ежеквартальный доклад объемом порядка 20 страниц, который направлял мне для   редактирования.
В полученном тексте я выделял места, к которым у меня были замечания, и излагал в скобках суть моих замечаний.  Хью вносил коррективы и высылал мне доработанный вариант, по которому я обычно делал дополнительные замечания.  Если к окончательному варианту у меня не было замечаний, этот доклад рассылался 25-30 заказчикам, а мне в тот же день высылалась оплата на мой текущий счет в банке.

Так мы проработали год, и я решил, что я могу в качестве сотрудника западной компании  предложить российским предприятиям аналогичные доклады в более расширенном виде. В такой доклад я включал данные о производстве и потреблении глинозема и алюминия в западных странах и ведущих компаниях, анализ рынка и биржевых цен и данные по работе отечественных предприятий и экономике производства.
 В течение полугода мной были заключены контракты на такую работу с 14 предприятиями.
Для этого я зарегистрировал ЗАО «Алюмконсалт», где был директором и учредителем,  а для переводов и печатания текста нанимал сотрудников из ВАМИ ,  платил сотруднику министерства за исходную информацию и бухгалтеру за предоставление финансовых отчетов.
К 1994 году мой заработок составил несколько тысяч долларов в месяц, и я прекратил работу в ВАМИ, где я к тому времени работал в должности главного научного сотрудника, то есть на вершине научной иерархии, и не отягощенный административными вопросами.

К удивлению, мое заявление с просьбой уволить по собственному желанию не встретило возражений у администрации института, которая была озабочена борьбой за контроль над учреждением при явной необходимости резкого сокращения затрат и массового увольнения персонала.

После ухода из ВАМИ я продолжал работать в сотрудничестве с аналитической компанией Брук Хант до 2000 года, выпуская совместно с ней квартальные обзоры по алюминиевой промышленности СНГ для Западных заказчиков.
Кроме того, я выпускал собственные квартальные доклады по мировому рынку алюминия и глинозема в Западных странах и подробному анализу работы предприятий СНГ, включая экономику и оценку прибыли, для заказчиков в России и Украине.

В 1997 году возникла борьба против использования толлинга в алюминиевой промышленности России и я опубликовал большую статью в Известиях с обоснованием целесообразности его применения в условиях дефицита на предприятиях оборотных средств, что позволило выжить и успешно развиваться алюминиевой промышленности в нашей стране.

С 1998 года я привлек специалиста по программированию, и мы несколько лет потратили на разработку компьютерных моделей среднесрочного прогноза мировых рынков алюминия и глинозема, а позднее систем торговли форвардами на алюминий и хеджирования продаж.

Первые положительные результаты разработки системы прогноза мировых цен на алюминий и глинозем была нами получена в следующем году и доклад  на эту тему был опубликован на ежегодной конференции по алюминию в США.

При анализе результатов прогноза квартальных цен алюминия, публикованных компанией Брук Хант за последние 10 лет, нами было установлено, что даже направление изменения цен на квартал вперед ими прогнозировалось неправильно в 70% случаев, то есть используемая ими система была принципиально ошибочна.

Я предложил им использовать разработанную нами систему, что позволило бы существенно повысить качество анализа и прогноз рынка.
Свое предложение с его обоснованием я послал моему коллеге Хью, который к этому времени был одним из двух управляющих директоров компании и руководил работами по алюминию.
Я довольно долго ждал ответа, а потом Хью сообщил мне, что он был вынужден обсуждать этот вопрос с другим менеджером и владельцем компании.
Они решили отказаться от моего предложения только на основании того, что будут вынуждены купить у меня программу или постоянно платить за прогнозы, а их доход от продажи выпускаемых материалов не изменится, так как на них уже заключены контракты.
Мои аргументы, что выдаваемые ими результаты прогнозов являются в большинстве случаев ошибочными, а моя система обеспечит более точное прогнозирование мировых рынков, для них было не убедительно чисто с финансовой точки зрения.

К этому времени в компании была проведена реорганизация. Хью из нее уволился, уровень заменившего его специалиста был довольно низок для моего с ним сотрудничества и я в 2000 году перешел работать в весьма крупную британскую аналитическую компанию CRU c существенным увеличением оплаты.
 
Мы продолжали совершенствовать модели прогноза цен и публиковали доклады в США и России, но перейти к ее использованию в этой компании также не удалось.
Обсуждение этого вопроса сначала затруднялось онкологическим заболеванием менеджера по алюминию, с которым он боролся два года, а потом его смертью.
Финансовое положение компании стало быстро ухудшаться ввиду спада экономики на Западе. Поэтому с 2003 года мой контракт с ней перестал действовать.

В этот же период стало быстро сокращаться количество заказчиков на мои доклады в России, так как происходило укрупнение компаний пока все производство алюминия и глинозема в стране не было сосредоточено в одной компании Русский алюминий.
Продолжать выпускать доклады только для 2-3 компаний для меня не имело смысла, и я с 2005 года прекратил эту работу.
По имевшейся информации мои аналитические доклады с оценками прибыльности отечественных алюминиевых и глиноземных заводов были использованы при решениях Абрамовича и Березовского по скупке предприятий алюминиевой промышленности России и образовании единого крупного холдинга во главе с Олегом Дерипаско.
 Б. Арлюк. Мои личные данные
Арлю два его брата погибли при обороне Ленинграда в начале войны. А мои дедушка и бабушка погибли при оккупации в Симферополе 1942 году, были повешены возле своего дома, так как отказались идти на регистрацию евреев, после чего 12000 евреев было расстреляно под Симферополем. Моя младшая сестра в возрасте 1,8 года умерла от дизентерии при нашей с мамой эвакуации из Ленинграда в Сибирь. Я житель блокадного Ленинграда, инвалид по зрению 1 группы, профессор, доктор тех. наук, член Нью-Йоркской академии наук,в 1959 окончил Горный институт по специальности металлургия цветных металлов. С 1959 работа во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте в должностях от инженера до главного научного сотрудника зав. технологической лаборатории по производству внедрению разработанных 70 изобретений, изданию информаций по работе алюминиевой промышленности СНГ применительно к западным странам и предприятиям в России, на Украине и в Казахстане. Часто выезжал для участия с докладами на международных конференциях а США, Китай, Австралию с докладами по показателям работы алюминиевой промышленности СНГ и разработкой компьютерных моделей прогнозов мировых алюминиевых цен. Ввиду большого объема выполняемых работ в 1994 был вынужден с большими трудностями большую четырехкомнатную квартиру  приобрести квартиру в Санкт-Петербурге, для использования ее для выполнения осуществляемых работ, в том числе часто и по ночам с персоналом, переводчиками, машинистками, для подготовки ежеквартальной информации, требующей весьма напряженной работы каждый квартал с направлением печатных материалов на английском языке в сотрудничестве с компанией Brook Hunt, и на русском языке с анализом мировой алюминиевой промышленности, а также подробного анализа показателей работы на 14 предприятиях алюминиевой промышленности СНГ.Все эти материалы издавались ежеквартально,на русском языке компанией Алюмконсалт,где я был учредителем и ген.директором . С 1992-2002 Эксперт в области рынков глинозема и алюминия в СНГ, был экспертом в компании Brook Hunt, с ежеквартальным выпуском информации на английском языке,с 1992-2000 работал в качестве эксперта по алюминиевой промышленности СНГ,выпускался ежеквартальный доклад на английском языке для ведущих мировых алюминиевых компаний,финансовых компаний и банков.
2000-2006 работа экспертом в области рынков глинозема и алюминия. в странах СНГ  британской аналитической кампании Cru. Разработал систему среднесрочных прогнозов мировых цен глинозема и алюминия.
2009-2017 жил в Испании в курортном городе Дения на берегу Средиземного моря и занимался литературным творчеством с публикацией в интернете на сайте проза.ру, получил номинацию писатель 2013 и 2015 за лучшее литературное произведение. Получил вид на жительство в Испании на пять лет.
Всесоюзного алюминиево-магниевый институт (ВАМИ)
С 1959-1995 Зав. лабораторией главный научный сотрудник
Учредитель и ген. директор ЗАО «Алюмконсалт» с 1990 по 2009 г с выпуском ежеквартальной информации на русском языке по состоянию рынков глинозема и алюминия в странах СНГ на русском языке и анализом экономики в том числе себестоимости и прибыльности.
Член совета директоров британской аналитической компании «Brook Hun» с 1992 года по 2004 г.
Имею 250 научных публикаций, в том числе 70 авторских свидетельств на изобретения, издательством Кембриджа в 2004 году включен в список 2000 выдающихся интеллектуалов 21 столетия, имею мировую известность в области среднесрочного прогнозирования мировых цен на металлы промышленной группы и биржевые операции. Сначала 2000х годов я стал заниматься в основном ресторанной деятельностью,так как найти инвесторов на выполненные разработки прогнозов цен не представлялось возможным.К этому времени мой сын разошелся со своим партнером по продаже мебели и получил в управление большой ресторан,а также,строящийся мебельный салон,который мне пришлось финансировать,так как свободных средств у сына для этого было недостаточно.К 2003 –му году этот салон был продан компании,торгующей импортными автомобилями,за полтора миллиона долларов.При этом он должен был со мной рассчитаться,и он в качестве рассчета передал мне принадлежащий ему большой ресторан,а также,половину принадлежащего нам с ним поровну ресторана,находящегося наГалерной улице,дом 18.Упомянутый ресторан приносил мне недостаточно прибыли.и я смог продать его банку НОМОС для организации филиала банка за сумму  почти два миллиона долларов.После этого я решил .что,имеющиеся большие средства,наиболее безопасно вкладывать в приобретение земли,а не в банковские вклады,ввиду неустойчивости положения многих банков,которые часто теряют лицензии и имеющиеся капиталы.и я преложил сыну выделить полтора миллиона долларов(я-один миллион,а он пятьсот тысяч) .этого было достаточно семи гектаров земли.Мы могли рассчитывать,что цены на  землю в дальнейшем будут только расти.Оставшиеся средства-более одного миллиона долларов,я мог использовать для приобретения вполне приличного дома в Испании,в курортной зоне,вблизи Средиземного моря.Этот план я осуществил в 2009 году,когда в октябре месяце приобрел коттедж с тремя спальнями.общей площадью 150кв.метров,с садом и гаражом,в курортном городе Дения,находящемся между Валенсией и Бенидормом.В этом городе я прожил 7 лет,но вынужден был вернуться в Петербург в 2017 году,так как в 2015 году ослеп от прогрессирующей глаукомы.Мой сын совершенно неудачно продал принадлежащий нам участок земли ввиду начавшегося экономического кризиса в России в период с 2014-2016 г.Этот кризис был вызван введением значительных западных санкции после присоединения Крыма к России,а также поддержки сепаратистов в Восточной Украине.В настоящее время мы с сыном имеем активы в виде жилья,на общую сумму порядка полтора миллиона долл



8 сентября 2013 года


Рецензии