Жан Антуан Гудон. Озябшая

 Жан Антуан Гудон.(Houdon Jean-Antoine) Озябшая. (Зима)1783г.Музей Фабре, Монпелье.
 Гудон. Озябшая девушка, бронза, 1787 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

          Одной из самых известных скульптур XVIII века стала гудоновская «Диана-охотница» (1780), хотя вначале её достаточно резко критиковали
как «нарушающую стыдливость». Скульптор изобразил обнажённую богиню бегущей.

    Следует отметить, что чувственность образа не противоречит
классическому изяществу статуи.

 Больший скандал разразился вокруг работы «Озябшая», выполненной автором в 1783 году и являющейся аллегорией зимы. Классическая школа изображала зиму в виде укутанного в плед и дрожащего от холода старика или старухи.
 
   Гудон решил полностью отойти от канонов и изобразил зиму в виде прекрасной юной девушки, которая прикрывает накидкой лишь верхнюю часть туловища. Нижняя часть остается обнаженной.

    Поскольку Гудон был просто виртуозом в плане пластической анатомии, ему удалось передать образ девушки невероятно реалистично, чувственно и женственно. Такой ход был столь смелым для того времени, что даже сам автор сомневался, стоит ли делать скульптуру такой откровенной. Доказательством этого сомнения является один из эскизов, по которому велась работа. На эскизе у скульптуры обнажены только живот и грудь.

     Одна из причин, по которой Гудон решился создать такое фривольное произведение, была связана с заказчиком. Статуя создавалась для богатого коллекционера, который планировал выставлять ее в частных помещениях, то есть там, где было значительно меньше запретов и ограничений. Другая причина заключалась в вечном соперничестве с талантливым французским скульптором Огюстеном Пажу и желанием ответить на его обнаженную «Психею».

        Интересно, что у «Озябшей» была парная скульптура, являющаяся аллегорией лета. Но первая так затмила вторую, что о существовании последней многие даже не догадываются. Когда в 1785 году Гудон попытался выставить свое творение на популярном салоне в Лувре, руководители выставки долго сомневались, можно ли ее представить публике, и даже планировали поставить скульптуру в угол, чтобы прикрыть ее обнаженную заднюю часть. В итоге в приеме скульптуры было отказано.

       Наконец, после революции во Франции, а также революции в сфере искусства «Озябшая» была не только представлена на выставке, но и стала одной из самых продаваемых работ автора наряду с «Дианой-охотницей».


Рецензии
Спасибо, Алина!

Иветта Дубович Ветка Кофе   08.12.2020 21:34     Заявить о нарушении