Дети гор. Военка

Военная кафедра в любом ВУЗе – тема, требующая отдельного обсуждения. Я не склонен эту тему обсуждать глубоко и обстоятельно, но пару поучительных историй из своего опыта готов донести до сведения уважаемых Читателей.

Военка в ЛИТМО была военно-морская. Все Читатели, надеюсь, понимают, какое значение в Петербурге-Петрограде-Ленинграде занимал и занимает на всём протяжении его славной истории наш замечательный Военно-Морской Флот. Вот и в нашей студенческой жизни начиная со второго курса и до самого окончания института военно-морская кафедра занимала весьма важное и весомое место, пожалуй, более важной для нас была только наша выпускающая кафедра, определяющая уровень нашей профессиональной подготовки на всю жизнь.

В здании института на Саблинской (возле Сенного рынка) военно-морская кафедра занимала самые высокоэтажные помещения, прямо под башней. На входе в помещение кафедры всегда находился дежурный курсант-студент, непосредственно подчиняющийся дежурному офицеру.

Военно-морская специальность у нас была – ракетчики в простонародье - «китайцы», а точнее - комплексы с крылатыми ракетами П15У на ракетных катерах проекта 205У. Чтоб Вы понимали о чём идёт речь, именно крылатыми ракетами типа П15 с радиолокационной головкой самонаведения уже в далёком 1967 году египетские ВМС потопили эсминец со славной историей ВМС Израиля «Эйлат». Ракетные катера в ту пору фактически были на вооружении ВМС Советского Союза и его союзников. США и НАТО в то время весьма критически относились к использованию комплексов с крылатыми ракетами против надводных кораблей, так как считалось, что ракеты легко обмануть, используя постановщики помех.

Но есть одно весьма важное НО: эти помехи нужно ставить, а для этого надводные корабли должны снабжаться соответствующей аппаратурой и устройствами. В данной конкретной ситуации никто помехи поставить не удосужился. Как выражались некоторые флотские острословы, что израильский эсминец перевернулся и затонул от хохота. Но шутки шутками, а в отсутствие противодействия, крылатые ракеты – грозное противокорабельное оружие.

На самом деле это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет, давший толчок развитию противокорабельных КР и средств защиты от них в США, Франции, Израиле и других странах.
Чтоб Вы понимали, именно первое успешное боевое применение крылатой ракеты П15 послужило серьёзным стимулом к появлению у американцев КР «Томагавк» и КР «Экзосет» в ВМС Франции.

 21 октября 1967 года самый славный боевой израильский эсминец находился в 14 милях от Порта-Саида.

У "Эйлата" была славная боевая история. Спущенный на воду в Великобритании в 1943 году, он под именем HMS Zealous в составе британского флота участвовал в проводке арктических конвоев, доставлявших оружие и снаряжение в советский порт Мурманск.
В 1955 году Израиль купил эсминец у Великобритании. Под именем "Эйлат" он вошел в состав израильского ВМФ. Уже 31 октября 1956 года, во время Суэцкого кризиса, эсминец отличился – он взял на абордаж египетский эсминец "Ибрагим I", с целью артиллерийского обстрела неосторожно подошедший к израильскому порту Хайфа – случай, небывалый в современной военно-морской истории.
Тогда израильские моряки высадились на борту египетского военного корабля, пленили его экипаж и увели в порт Хайфа. Вскоре захваченный эсминец под именем "Хайфа" вошел в состав израильского ВМФ.

В июле 1967 года огнем своих артиллерийских орудий "Эйлат" потопил два египетских торпедных катера.

Но в этот раз морская удача изменила израильскому эсминцу. В ходе ведения радиоэлектронной разведки эсминец ВМС Израиля «Эйлат» углубился в территориальные воды Египта в районе ВМБ Порт-Саид. Около 17.00 по местному времени двум ракетным катерам пр.183Р, стоявшим у пирса Порт-Саида была объявлена боевая тревога и поставлена задача «атаковать нарушителя государственной границы». Началась предстартовая подготовка комплекса ракетного оружия, на обоих катерах были включены РЛС «Рангоут». Через 5 минут оператор РЛС одного из катеров обнаружил израильский эсминец на дистанции около 130 каб. (23.8 км).

В 17 ч. 10 мин. РЛС «Рангоут» обоих катеров взяли цель на сопровождение, оба катера отошли от пирса. 17 ч. 19 мин.- старт первой ракеты, через 5 сек.- второй. На эсминце «Эйлат» ракеты были визуально обнаружены по дымовому шлейфу на дистанции примерно 60 каб. и по расчетам шли мимо. Но вскоре они изменили траекторию движения и взяли курс прямо на корабль. Командиром корабля была предпринята попытка уклонится от ракет резким изменением курса и увеличением скорости. Одновременно был открыт огонь из 40-мм зенитных автоматов. Спустя 60 сек. после старта первая ракета поразила машинное отделение эсминца, а через некоторое время и вторая ракета взорвалась в котельном отделение.

Эсминец лишился хода и был частично обесточен, началось поступление забортной воды внутрь корпуса. Аварийные партии корабля приступили к борьбе за живучесть. В 17 ч. 23 мин. был произведён старт еще двух ПКР П-15 со второго катера. Обе ракеты поразили уже лишенный возможности обороняться израильский эсминец. В ходе этого первого в мировой истории ракетного морского боя с израильской стороны был уничтожен эсминец. Эсминец «Эйлат» затонул (корабль английской постройки 1943 года постройки, водоизмещением 1710 тонн).

Четыре ракеты —- четыре попадания! Потопление «Эйлата» стало мировой сенсацией. Первое боевое применение ПКР подверглось тщательному анализу военных аналитиков и заставило пересмотреть в большинстве своем скептическое отношение морских флотов мира к возможностям ракетного оружия. Да и звания с погонами пострадали у высокопоставленных адмиралов в Израиле. Гибель эсминца «Эйлат» провозгласила новую эру в войне на море. С этого момента основным видом морского оружия стала ракета, а основным видом кораблей-ракетный корабль.

Переработанная под руководством нового Главнокомандующего ВМФ СССР Сергея Георгиевича Горшкова кораблестроительная программа и разработанная тактика применения морского ракетного оружия, венцом которых стал морской бой 21 октября 1967 года, заставили навсегда изменить морские доктрины государств и в короткий срок сделать Советский Союз одной из двух ведущих морских держав.
А уже в 1973 году израильский флот использовал для противодействия ракетам П15 электронную систему подавления, которая вызвала на радарах сирийских катеров и в системах наведения крылатых ракет настоящий хаос. Все запущенные ракеты П-15 разорвались за кормой израильских катеров. Правда,  тут же  у ракет появились тепловые головки самонаведения, но и тепловым ГСН можно успешно ставить помехи. Понятно, что вооружения и виды контрвооружения идут след в след, обеспечивая неуклонный научно-технический прогресс отраслей ВПК.

Мы на военной кафедре изучали  вооружение ракетных катеров проекта 205У, у которых на вооружении комплекс с крылатыми ракетами П15У, крыло которой стало автоматически открываться при вылете из контейнера. В комплекс вооружения катера также входили две спаренные 30мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы управления.

Вот как раз с пушкой АК-230 в моей студенческой биографии связана забавная, а сейчас кажущаяся просто смешной ситуация.

На втором году обучения на военно-морской кафедре курс военно-морской истории читал капитан первого ранга Мухин. Это был любимый нами преподаватель. Так как он красиво и артистично читал нам историю морских сражений привело к тому, что мы слушали его буквально с открытыми ртами. Любимая тема – Чесменское сражение.
Чесменский бой – это морское сражение между русской эскадрой и турецким флотом 24—26 июня 1770 г. в Эгейском море у западного побережья Турции в ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. После обнаружения турецкого флота под командованием капудан-паши Хасан-бея, русская эскадра во главе с Алексеем Орловым и адмиралом Г. А. Спиридовым в составе 9 линкоров, 3 фрегатов, 1 бомбардирского корабля и 17 мелких судов атаковала его и сходу уничтожила флагманский корабль. Турецкие корабли скрылись в Чесменской бухте и были там заблокированы русскими кораблями. В ночь на 26 июня отряд русских кораблей (4 линкора, 2 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 4 брандера) под командованием контр-адмирала С. К. Грейга подошел к входу в бухту и открыл огонь по турецким кораблям, отчего загорелся один из турецких кораблей. С него огонь распространился на остальные суда турок и стал всеобщим. Пожар длился с 3 ч ночи до 10 ч утра. Сгорело 15 линкоров, 6 фрегатов, большое количество мелких судов. 1 линкор и 5 гребных судов были взяты в плен. Потери турок составили около 10 тыс. чел., русских - 11 чел. Результатом этой победы стало установление русского военного господства в Архипелаге и контроля над Дарданеллами.

Грейг записал в «Собственноручном журнале»: «Пожар турецкого флота сделался общим к трем часам утра. Легче вообразить, чем описать ужас и замешательство, овладевшие неприятелем! Турки прекратили всякое сопротивление даже на тех судах, которые еще не загорелись. Большая часть гребных судов затонула или опрокинулась от множества людей, бросавшихся в них. Целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством несчастных, спасавшихся, топя один другого. Немногие достигали берега, цели отчаянных усилий. Страх турок был до того велик, что они оставляли не только суда, еще не загоревшиеся, и прибрежные батареи, но даже бежали из замка и города Чесмы, оставленных уже гарнизоном и жителям».

Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президенту Адмиралтейств-коллегий Чернышёву писал: "Благодарение Богу и честь всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте ужасное беесславие а сами принялись господствовать во всем Архипелаге нашей Всемилостивой Царицы!".
Капитан первого ранга Мухин рассказывал нам редкие вещи о приметах в парусном российском военном флоте.

При случае русские мореплаватели вспоминали для заступничества и христианских святых. Так для предотвращения от бури молились святому Николаю Чудотворцу, а для удачной рыбной ловли апостолу Петру. Первый, как известно, сам много плавал по Средиземному морю, а второй в молодости был рыбаком. Необходимо отметить, что одной из обязанностей корабельных священников в российском парусном флоте было воспитание офицеров и матросов в духе почитания христианских заповедей и полного отказа от всяческих поверий и суеверий, которые корабельные батюшки не без основания считали язычеством и идолопоклонством. Однако результаты здесь у священников были весьма посредственными, при всей глубокой религиозности русских моряков, вера в старые поверья и обычаи у них была поистине неистребима. При этом суевериям были подвержены все категории от матросов, до адмиралов включительно.
Относясь с должным уважением ко всем таинственным проявлениям морской стихии, моряки, разумеется, особое внимание всегда уделяли возможности предсказать ближайшие изменения погоды. Интерес здесь был совсем не праздный, наоборот, зачастую от этого зависела жизнь и смерть. Морские приметы составляют отдельный и особый пласт мореходного фольклора.

Одним из объектов пристального внимания моряков всегда были облака. Например, если летом облака двигались навстречу друг другу, это означало скорую ненастную погоду, если плыли против ветра — к дождю, движутся быстро в одну сторону — к жаре и штилю, медленно — опять к дождю. Редкие облака значили скорое наступление ясной, но холодной погоды, большое белое облако на зимнем небосклоне неминуемо несло снежные заряды. Сплошная низкая облачность серого цвета заставляла готовиться к затяжному ненастью, а появление волнистых, похожих на гребни волн, облаков предвещало наступление ненастья в считанные минуты. Если облака появлялись с норд-оста — это означало хорошую, ясную погоду как минимум на несколько дней вперед. Большие облака же с зюйда гарантировали проливной дождь.
Если небо покрывалось множеством скрученных «мелких барашков», это означало приближение шквальных ветров. В том случае, если перистые и кучевые облака появлялись в большом количестве, это означало скорое ненастье, а если они начинали разрастаться вверх и темнеть — к шторму:

Если тучи громоздятся в виде башен или скал.
Скоро ливнем разродится, налетит жестокий шквал.

Всегда у моряков считалось хорошей приметой исчезновение облаков к вечеру. Помимо облаков, следовало весьма внимательно следить и за переменой ветра. Так, в зимнее время зюйдовый ветер нес потепление, но тот же зюйдовый ветер летом нес холод. Усиление ветра к ночи неминуемо оборачивалось ухудшением погоды. К ненастной погоде, как правило, вели и устойчивые норд-вестовые ветра. Если в шторм зюйд-вестовые и вестовые ветра меняли свое направление на нордовое и норд-остовое, это значило скорое окончание шторма. Появление резко выраженных бризов (ветров, дующих днем от воды к суше, а ночью наоборот) означало установление хорошей погоды. Исчезновение же бризов заставляло готовиться к шторму. Если после сильного шквала начинался сильный ливень, это значило скорое окончание бури.
Раскаты грома тоже необходимо было слушать очень внимательно. Если гром гремел непрерывно три-четыре раза или его раскаты слышались весьма долго, это значило затяжной дождь, если же гром вообще гремел непрерывно, то за ним следовал уже не дождь, а град. Глухой гром означал нудный моросящий дождь и свежую волну до 3 — 4 баллов, зато раскатистый ливень и 5 — 6-балльную волну.

Что касается молнии, то за ней тоже стоило понаблюдать. Если летом молния не слишком много значила, то зимой наверняка предвещала сильный и затяжной шторм. Если же молния блистала без грома, можно было перевести дух, ибо впереди неминуемо было скорое улучшение погоды.

Утренняя радуга над морем не сулила ничего хорошего, зато вечерняя — обязательно прояснение погоды. Также следовало отличать радугу на нордовых и зюйдовых румбах, ведущую к ухудшению погоды, и радугу вестовых и остовых румбов, погоду непременно улучшающую.

Летние туманы гарантировали штиль и слабый ветер, а зимние — потепление. Если же туман вечером или ночью поднимался от волн в небо, погода должна была обязательно улучшиться.

Разумеется, не были обойдены вниманием и обитатели моря. Если на исходе зимы чайки сбились в большую стаю и скопом ходят по льду, значит, скоро этот лед сойдет. Если летом чайки летают стаями и кричат, будет ненастье, а зимой это же поведение означает скорый снегопад. Если чайки садятся на воду и плавают, будет хорошая погода, но, если, наоборот, собираются под берегом, не желая удаляться в открытое море, жди ненастья. Если же чайки вообще выбрались на берег, причем и там не летают, а лишь прогуливаются но прибрежному песку - будет шторм, и весьма сильный. Об этом есть популярная поговорка:
Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску.

Если рыба выскакивает из воды и ловит пролетающую мошкару, будет дождь. Если же рыба сильно мечется в воде и не клюет, тоже будет дождь. В преддверии шторма нервно ведут себя киты. Сбиваясь в стаи, они спешат как можно скорее покинуть штормовой район.

Многие из поверий и суеверий времен парусного флота ныне забыты, но некоторые дожили и до сегодняшних дней. Думаю, что это, скорее, хорошо, ибо память о прошлом позволяет лучше понять настоящее и уверенней смотреть в будущее.
Лекции кап-раза Мухина мы слушали, разинув рты, боясь потерять даже единственное слово любимого преподавателя. Точно также кап-раз Мухин преподавал нам и артиллерийское вооружение. Отличный специалист плюс великолепный оратор и педагог - это, безусловно, редкий дар. Внезапно идиллия резко свернулась и прогремел гром среди ясного неба… Неожиданно кап-раз Мухин заболевает и на период болезни лекции по военно-морской истории нам стал читать капитан третьего ранга Чайцын – образцовый служака с прекрасной офицерской выправкой и внешностью спартанского царя Леонида из старого доброго голливудского фильма «Триста спартанцев» (не из последней экранизации, не к ночи будет упомянута…). Но, как говорят умные люди – внешность подчас бывает весьма обманчивой.   Не смотря на свою кинематографическую внешность,  кап-три был страшно нудным рассказчиком, педантом…

Столь интересные занятия вмиг превратились в настоящую муку. Кап-три принялся нудно бубнеть материал, не отрывая глаз от своего талмуда, словно проводил политзанятие с матросами срочной службы, стоящего в порту третий год на ремонте минного тральщика, по незабвенным статьям классика «Пролетарская революция и ренегат Каутский» или «Империализм и эмпириокритицизм»…

Народ на этих занятиях честно спал, а я на свою голову с соседом Саней Краниным потихоньку себе за задним столом общались за жизнь и травили свежие анекдоты. И тут, кто бы мог подумать, Саню совсем неожиданно «пробило на ха-ха» и он заржал аки породистый жеребчик в чистом поле… Кап-три грозно окинул наш фланг своим пронзительным взглядом и провозгласил чётким командным басом, враз разбудив всех спящих: «Если в стаде заводится паршивая овца – её нужно изолировать!» и властным командным перстом решительно указал мне на дверь аудитории. Я смиренно встал и покорно покинул аудиторию. Однако, как мне уже опосля рассказали старшекурсники, более злопамятного человека, чем кап-три Чайцын военно-морская кафедра не знала за всю свою историю существования и мне настоятельно порекомендовали готовиться к худшему на предстоящих экзаменах, вплоть до полного выноса…Естественно, я опечалился. А летняя сессия надвигалась медленно, но уверенно как советский атомный ледокол «Сибирь» - к Северному полюсу планеты.

И вот настал чёрный час расплаты за нелепое бодрствование и рассказы анекдотов на занятиях по военно-морской истории у Чайцына.
Согласно заранее продуманной стратегии я зашёл в аудиторию, где наша группа сдавала экзамен, ближе к обеденному времени. Билет выпал мне так себе. И тут на моё счастье кап-три Чайцын отправился на обед. Хотя прошло лишь пять минут для подготовки, я строевым шагом подошёл к капитану-лейтенанту Евсеенко и попросил разрешения докладывать по вопросам билета. Мои коллеги, уткнувшись в доски, сделали вид что они ещё не готовы. Кап-лей удивлённо посмотрел на меня, но ввиду отсутствия желающих, разрешил мне докладывать. Я бегом начал тараторить всё что знал по билету. Первый вопрос, второй, третий… Кап-лей задал пару дополнительных уточняющих вопросов и наконец-то потянулся к моей зачётке и стал в ней писать.
Я уже был готов запрыгать от счастья, но тут вошёл кап-три. Моментально раздался вопрос: «Что ты собираешься ставить этому курсанту? «Хорошо»??? А ты знаешь, что он мне занятия срывал! Да он…, да ты… ». Смотрю, мой капитан-лейтенант сник совсем, глаза потупил и протягивает мне мою зачётку: «Вам придётся прийти на пересдачу, когда Вы получше подготовитесь.» Я беру зачётку и выхожу за дверь, открываю зачётку – в графе «оценка» стоит ХОР , а в графе подпись экзаменатора – пустота… Приехали!...
 
Сессия прошла быстро, остальные экзамены пройдены без всяких проблем и вот я снова на экзамене по военке, но уже с другой группой. Мой любимый «друг» кап-три Чайцын – в наличии…У меня есть единственный шанс – попасть на доклад к кап-разу Мухину, который принимает участие в приёме экзамена.

Дожидаюсь, когда Чайцын вышел на перекур, я тут же доложил высвободившемуся Мухину, что готов докладывать. После разрешения тут же приступил к докладу. Билет на этот раз достался тяжелейший. Каперанг Мухин кроме истории читал нам ещё и артиллерийское дело. Так вот первым вопросом был тяжелейший вопрос –«Устройство пушки артустановки АК-230. Взаимодействие составных частей и механизмов при выстреле». Вопрос докладываю с блеском – Мухин сияет, ему приятно, что курсант отлично знает его предмет. Второй вопрос по истории и третий по тактике прошли как по маслу. Мухин говорит мне: «Вы показали отличные знания» и берёт в руки зачётную книжку. И тут снова – появляется господин Чайцын и ситуация повторяется как в дурном сне: « Товарищ капитан первого ранга! Курсант имеет дисциплинарные взыскания, опоздания на занятия, крайне необязателен. Я был вынужден удалить его с занятия!» Мухин, глядя в зачётку, где уже стоит ХОР с фамилией экзаменатора, но без даты и подписи чётко произносит: «Курсант, зайдите в дежурку. Сегодня капитан-лейтенант Евсеенко дежурит по циклу, пусть он Вам дооформит заслуженную Вами отметку «хорошо» с учётом Вашего разгильдяйского отношения и сомнительного поведения на занятиях.»

Я как на крыльях вылетаю из аудитории, захожу в дежурку, приветствую присутствующих офицеров, докладываю суть вопроса, передаю зачётку Евсеенко. Входит мрачный Чайцын и выдавливает из себя: «Поставь этому четвёрку!» и удаляется. Кап-лей молча дописывает в графе «оценка»: …ОШО и ставит дату и рисует свой вензель. Всё!!!
 
Вечером я уже был в вагоне скорого поезда, мчавшего меня на каникулы в родной Донбасс.

Так же мне очень хорошо запомнилась ситуация, произошедшая с нашими коллегами на пару лет старше нас и кавторангом Бургонским. Капитан второго ранга отличался высокой требовательностью к себе и слушателям, прекрасно знал свой предмет, в то время заканчивал работу над кандидатской диссертацией. Память стёрла фамилии участников сей поучительной истории, и за любые деньги не вспомню к кому пришла мудрая мысль во время часов самоподготовки на военно-морской кафедре. Короче, студенты третьекурсники объявили пари, скинувшись по рваному с носа. Деньги сложили в кепку, лежащую на первом столе. Пари заключалось в том, что деньги получал тот, кто громче всех три раза проорёт: «Капитан второго ранга Бургонский – дурак!». Победитель после занятий шёл в пивбар «Пушкарь» праздновать свою знаменательную победу.

Орали по очереди все. Честно говоря, не вспомню сейчас по какому поводу студенты ополчились против кавторанга. Но чем-то он им крепко насолил. Орали все, чётко осознавая, что Бургонский в этот вечер дежурил на кафедре. И вот поучительный финал этой совершенно нелепой, не побоюсь даже назвать её дурацкой, истории. После очередного вопля кого-то из ребят в коридоре послышались гулкие шаги, дверь распахнулась и в аудиторию зашёл сам Бургонский. На лице его было написано полное недоумение, но, когда он подошёл к столу и увидел кепку с деньгами – он моментально сориентировался, зло усмехнулся и три раза своим командирским басом проревел: «Капитан второго ранга Бургонский – дурак!». И так три раза! Последний раз, хищно поведя глазами по лицам присутствующих, с вызывающим видом победителя забрал содержимое кепки. Усмехнулся глядя на обескураженные лица слушателей и спокойно твёрдой поступью покинул помещение…

В комнате надолго установилась звенящая тишина. Кто-то попытался позлословить, пошутить, но на него зацыкали. Все поняли глубину своего позорного падения и сделали вид, что погрузились в изучение вмиг ставшей такой интересной и актуальной темы, понимая, что спрос за её знание может оказаться завышенным…
Но всякие опасения оказались совершенно напрасными, а кавторанг одержал сокрушительную моральную победу. К чести ребят нужно отметить, что у них хватило ума попросить прощения у кавторанга перед следующим занятием. Но это по сути ничего не изменило. Пари есть пари, и парни его проиграли вчистую.
Эту историю все запомнили надолго. Видите, я даже сейчас её помню…

В целом могу отметить, что уровень знаний, полученных на военно-морской кафедре полностью соответствовал знаниям полученным по основной специальности. Единственно, в чём нам не повезло, что мы не были на практике в Лиепае или Балтийске, как наши коллеги - торпедисты и минёры. В разгар холодной войны наши ракетные катера несли боевую службу поближе к нашим «партнёрам» и, как нам дали однозначно понять,  наличие «нулевых» номеров, то есть студентов-практикантов на ракетных катерах с крылатыми ракетами во время их боевой службы не предусмотрено регламентами боевой службы Флота. А до постылых подлых времён перестройки, предшествующих развалу Великой Страны, оставалось всего пять-шесть лет…

ДЕТИ ГОР. КАМНО, КУРГАНЫ  http://proza.ru/2020/11/28/1280

ДЕТИ ГОР. УЧИТЕЛЯ http://proza.ru/2020/11/24/1152


Рецензии
Знаете, Николай я ведь, когда учился в школе, очень живо интересовался военно-морской историей, поэтому некоторые моменты Вашего рассказа мне хорошо знакомы.
Ну, а поскольку, работая в оборонке, приходилось нередко общаться и по смежным отраслям, то неплохо знаю и историю с "Эйлатом", экипаж которого действительно, прозевал все, что только можно.
Кстати, если египетских капитанов ракетных катеров наградили высшими наградами (несмотря на то, что один из них по возвращению сел на мель), то военно-морскому советнику капитану второго ранга Гончарову, ставшего фактически "отуцом" знаменитой "атаки века" даже "спасибо" не сказали.

Ну, а случай с въедливым офицером-преподавателем тоже характерен, встречался с такими. Пока высшее начальство добро не даст, упрется рогом и хоть что делай.

Замечательная история.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   24.01.2021 20:43     Заявить о нарушении