Талантам нужно помогать
Лев Озеров (Лев Адольфович Гольдберг; 1914-1996 гг.)
В России всегда было много творчески одарённых людей. Что тебе в изобретательстве, что в музыке, в поэзии или в прозе. А многих ли мы знаем и помним?
Из первых, кроме учёного Михаила Ломоносова, изобретателя Ивана Кулибина, братьев Черепановых с их паровой машиной и мифического подьячего Крякутного, чуть не сшибившего колокольню, пролетая на своём воздушном шаре, на ум никто и не приходит, кажется.
А в музыке? Ну, о современных знаменитостях говорить не буду, пускай потомки о них скажут. А, вот, многие ли знают Максима Созонтовича Березовского? [Только прошу не путать с, присно помянутым, беглым Борисом Абрамовичем!] В Болонской музыкальной академии он занимался под руководством видного теоретика и педагога падре Мартини. По мнению, которого, масштаб его дарований превосходил, даже, талант самого В.А.Моцарта, другого ученика падре. Он мог остаться в Италии, но, как российский патриот, вернулся на Родину. Но здесь он оказался невостребованным, и через четыре года унижений, покончил с собой. А, почти, все его сочинения были утрачены современниками. Использованная бумага тогда хорошо шла на самокрутки и другие (естественные) нужды…
Да, что уж тут говорить? Когда, даже, самого Иоганна Себастьяна Баха при жизни не очень-то и ценили, а после смерти - и подавно: в его уникальные сочинения торговцы упаковывали рыбу. И, если бы не самоотверженный гражданский подвиг другого гения музыки – композитора Феликса Мендельсона, спасшего эти сочинения и популяризировавшего их, Баха давно бы напрочь позабыли!
Лично мне известна трагедия двух талантливых провинциальных братьев композиторов. Лукавит тот, кто из художников, композиторов или литературных сочинителей говорит, что не мечтает о славе. Ведь, хотя бы, признания его трудов желает любой творческий человек! Так вот. Первый из братьев своими классическими музыкальными сочинениями был немного известен в музыкальном мире, так как их одно время даже печатали в издательстве «Музыка». Но он, конечно, желал большего. Много труда он положил, чтобы сказать своё слово и в теории музыки. И, казалось бы, случилось! Он открыл, как ему поначалу казалось, один теоретический элемент, приём или принцип, там, тянувший на всеобщее признание. И, вдруг, осечка!.. Как ушатом холодной воды его окатило, когда он всё-таки наткнулся, на этот самый теоретический момент (или элемент) в одном, малоизвестном, сочинении И.С.Баха… Это подкосило мало признанного творца. Он спился и умер! Другой брат тоже сочинял музыку. Он был признан, как талантливый педагог, но только в своём коллективе. А, как мужчине содержать семью с мизерной зарплатой учителя музыки в период «перестройки»? В свободное время он подрабатывал скрипачом в городском симфоническом оркестре. Игра для души, деньги там невелики, но всё-таки, какое-то подспорье. Однако, через некоторое время, кому-то понадобилось пристроить молоденькую скрипачку по знакомству. И прекрасного музыканта попёрли! Больное сердце вскоре не выдержало несправедливости и…
Ну, а в поэзии или прозе? Кого из прошлых сочинителей мы знаем? Только знаменитостей и то, это Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Тургенев И.С., Некрасов Н.А., Достоевский Ф.М. и Лев Толстой Николаевич, понимаете ли… Пожалуй, и все! А, ведь на самом деле в 19 или в начале 20-го века их были сотни, а может быть, даже, и тысячи сочинителей. Это тебе не интернет, попробуй-ка в то время опубликоваться! Значит, прорывались только самые талантливые! Но, только для своего времени! Открываю журнал «Нива» №3 за март 1909 года: Вл. Тихонов (опыт quasi-исторической монографии) «Чудище»; Н.Н.Брешко-Брешковский рассказ «Семьдесят пять рублей»; Е.Чебышева-Дмитриева стихи «Узор»; Л.Авилова рассказ «Скорей»; Георгий Чулков стихи «На заре» и так далее. Десятки имён и сочинений. А кто помнит, известного в начале прошлого века, литературного критика Бориса Бразоленко? Да, никто!
Нам в детстве говорили, что при капитализме – человек человеку – волк! В данный исторический период в России, вероятно, так оно и есть. А раньше помогали? Вот беру в руки периодический сборник журналов «Вестник знания» [предвестник журнала «Наука и жизнь»] №7 за 1907 год. Там, как раз, и помещено обращение студента Санкт-Петербургской Военно-Медицинской академии Ростиславовича Бориса Фирсовича, которое я вновь опубликовал. Вряд ли можно теперь установить, как дальше сложилась судьба того талантливого мальчика, моего земляка. Но и в наши дни случается что-то похожее. Мне рассказывали, что, ещё совсем недавно, в одной из деревень Белозерского района жил необычный мальчик. Способностями в учёбе он не блистал, но… Когда он выходил на улицу, в поле или в лес, он попадал с свою стихию. Каким-то присвистом, гортанными криками он издавал такие звуки, что разнообразные птицы со всей округи стаями слетались к нему. Какая-то деревенская магия, получается! Ему бы хороших учителей, тогда из него мог бы получиться талантливый орнитолог, но… Семья мальчика была неблагополучная, водку там предпочитали воспитанию детей. В результате, ещё юношей он покончил с собой… Ушёл в небытиё, так и нераскрытый талант! А почему? Да потому что, в стране, где стяжательство поставлено в ранг политики, а принцип: «Кто смел, тот и съел!» - лозунг нынешней современности, будущее под большим вопросом! И сейчас мы постоянно слышим в СМИ обращения за помощью, но в экстренном лечении детей! Интересно? Нашей главной власти в России, за которую мы голосовали, как будто, чуть ли не единогласно, вообще, не стыдно, что государство само не выделяет средств на лечение ребятишек – будущего России?! Ну, это отдельная тема для разговора, сейчас не об этом.
Речь о том, что матушка Россия и до сих пор не оскудела талантами, только хода большинству не дают. Везде всё схвачено. На каком-нибудь, изредка независимом, литературном конкурсе ещё можно занять призовое место. А вы попробуйте сунуться со своими опусами в какое-нибудь, даже захудалое, литературное сообщество. От ворот поворот! Там свои признанные таланты и чужие – не нужны. На другом конкурсе вам скажут: «Мы вас не знаем, поэтому ваше сочинение не формат!» Просто, замкнутый круг, получается. Тебя не знают, потому что не читают, а не печатают, потому что не знают. За свой счёт – это, пожалуйста, потом будешь, как городской сумасшедший ходить по улицам и бесплатно предлагать свои книги, от которых люди благоразумно отворачиваются! А, посему, даже раздать не получится.
У нас в стране тысячи сочинителей, мне самому в интернете часто попадаются сочинения очень способных авторов. Кто им поможет? Да, никто, потому что они не входят в «свою тусовку»!
Ну, и напоследок, ещё немного о музыке. Как-то в наш провинциальный промышленный город намеревался приехать Венский симфонический оркестр (наверное, самый, что ни на есть, последний запасной состав). Цена двух билетов (если с женой собрался) в районе одной ежемесячной пенсии. Вот вам он ещё один современный парадокс: кто бы и хотел послушать, на такие материальные жертвы не готов, а, для кого это не так уж и дорого – слушать классику не пойдут. Естественно, гастроль сорвалась!
Способные дети рождаются в небогатых семьях. Ребёнку-вундеркинду родители не смогут купить приличный инструмент. Кстати, хороший баян, к примеру, стоит на уровне шикарного автомобиля! Слабо купить?! Говорят, Владимир Теодорович Спиваков занимается меценатством, и, бывало, что он за свой счёт покупал хорошие инструменты для талантливых детей! Но страна у нас большая, на всех его не хватит!
Так, где вы… меценаты позапрошлого?!
8 декабря 2020 года
Свидетельство о публикации №220120801598
С уважением.
Светлана Корнюхина 24.03.2021 16:18 Заявить о нарушении
Валерий Корныхин 24.03.2021 19:06 Заявить о нарушении