Чтоб душа была в полёте

Под  черным  пологом  небес струится  времечко.
Листая  дни,  как  календарь,идут  года.
Мне  только  б  заскочить скорее  в  стремечко,
Чтоб  не  стареть  душой  и  сердцем  НИКОГДА.

Ольга  Кондранина,  она  училась  в  нашей  школе  в  далеком  сибирском  городке  Искитиме  в 70-х. Училась  с  удовольствием.  Больше  всех  предметов  любила  литературу,  наверное,  поэтому,  закончив школу , пошла  работать  в  библиотеку.    Книги  и  литература  - эту  страсть  можно  было  удовлетворить  только  в  библиотеке.  И  ещё  стихи.  Оля  начала  писать  ещё  в  школе.

Мне  порой  не  пишется,  как  прежде,
Стало  жёстче  время,  тоньше  грусть,
Я  сменила  белые  одежды  на  другие,
Что  же  -   ну  и  пусть.
Время  поменяло  интересы,
Унесло  наивные  мечты.
И  порой,  читая  «перлы»  прессы.
Ясно  вижу:  истины    просты.
Главное  -  не  в  славе  и  почёте,
Главное  -  не  резвость  и  расчёт,
Надо,  чтоб  душа  была  в  полёте,
Чтоб  не  предъявило   время  счёт.
Чтобы  сердцу  жить  отрадно  было,
Чтоб  оно  звучало  в  унисон
Всей  вселенной,  чтобы  не  остыло,
Чтобы  жизнь  была,  как  песня,  а не  сон.

Работая  в  библиотеке,  Ольга    проводила  литературные  вечера  с  участием  студентов  техникумов.  Всем  было  очень  интересно  и  она,  конечно,  была  счастлива,  что занимается  любимым  делом  и  дарит радость  тем,  кто принял  с  ней  вместе  участие  в  этих  увлекательных встречах.

Счастье  -  миг,  мгновенье,  искра,
Счастье  -  выигрышный  билет.
Счастье  -  в  каждой  доле  риска.
Но,  заканчивая  год,
Вновь  о  счастье  я  мечтаю,
И  под  звуки  звёздных  нот
Ввысь  за  счастьем  улетаю.

Но,  удивительное  рядом. . .  вскоре  родилась  доченька.  Сколько  было  радости  и  восторгов!  Сейчас  она  уже  взрослая,  работает  на  скорой  помощи.  «Всё, что  нужно  в  этой  жизни  получилось,   ну,  а  солнышко,  не  раз  ещё  взойдёт!» Потом  Бог  дал  прелестных  внучек   Танечку  и  Дашу.  Однажды  спросили  всевышнего:  «Кто   матери  всех  дороже?  И  ОН  ответил:  «ДЕТИ  МОИХ  ДЕТЕЙ»

Нет  ничего  дороже  детских  глаз.
Восторженных,  лучистых,  словно  солнце.
Не  надо  ни  речей,  ни  ярких  фраз,
Они  души  доверчивой  оконца.
Дай   Бог,  чтобы  никто  и  никогда
Не  замутил  их  бесконечным  страхом.
Чтоб  стороной  их  обошла  беда,
И  светлые  мечты  не  стали  прахом.
Вы  загляните  в  детские  глаза,
И  целый  мир  откроется,  как  в  сказке,
Не  пролилась  чтоб  детская  слеза,
Давайте,  люди,  жить  в  любви  и  ласке! 

Стихотворение  называется  «ДЕТСКИЕ  ГЛАЗА».
20  лет  Ольга  руководит  кружком  искитимских  поэтов,  кружок  называется    «АВТОГРАФ».  Новосибирск  наградил  её   медалью  к  75-летию  города  и  области,  она  -  член  Российского  Союза  журналистов.  К  сожалению,  я  не  знаю  названия  других  сборников  стихов  Оли  Кондраниной  -  Пономарёвой,  но  те,  которые  попали  ко  мне,  говоря т  о  богатой  душевной    предрасположенности  «Благодарю  судьбу»,   «Мелодии  души»:

Благодарю  Судьбу  за  то,  что  не  нашла  ещё  ответа
На  те  вопросы,  что  с  начала  света
Волнуют  и  тревожат  нашу  душу.
За  то,  что  я  живу  и  жить  не  трушу.

Ольга  выпустила  уже  7  сборников  стихотворений,  и в каждом из них есть стихи   о  своём  любимом  времени  года  -  осени.  Это  время  года  вызывает  у  неё какое -то   радостное  ощущение,  может  быть,  своей  пёстрой  красотой,  может  быть,  совершенно  неповторимыми  красками,  которые  можно  увидеть  только  осенью:

Опять  ночей  осенняя  прохлада,
Дождём  омыты  листья  добела,
И  торопиться  мне  уже  не  надо
В  тот  мир,  где  я  счастливою  была.
По  небу  ходят  тучи  грозовые,
Дрожит  и  сохнет  летняя  трава,
Мне  стало  грустно  осенью  впервые,
Ах,  осень,  осень,  как  ты  не  права!
Пойду  меж  клёнов  тропкой  незаметной
По  жёлтым  листьям,  словно  по  ковру,
И  отмечая  осени  приметы,
На  память  с  клёна  веточку  сорву.
Закружит  ветер  листья  надо  мною,
И  бросит  щедро  золотом  к  ногам,
Ах,  осень,  осень,  снова  мы  с  тобою,
Но  всё  ж  любви  тебе  я  не  отдам. . .

И,  конечно,  самый  большой  труд , Ольга  вложила  в  сборник, который  является  своеобразным  памятником  нашему  дорогому  городу.  Я вспоминаю,  каким  был  наш  городок  до  войны,  и  как  он  вырос  сейчас:  зелёные  улицы,  большие  красивые   дома,  много  промышленных  предприятий,  магазинов,  кафе,  прекрасный  парк  Культуры  и  отдыха -  он  занимает  почти  11  гектаров  и  стал  любимым  местом  отдыха  моих  земляков.    Сколько  труда  стоило  Ольге,  чтобы  встретиться  с  искитимскими  поэтами,  с  каждым  побеседовать,  взять  по  2-3  стихотворения  и  собрать  книгу  под  названием  «300  ступеней  вверх».  А  ведь  в  этом  сборнике  не  только  стихи,  но  и  проникновенные  песни  с  нотами.  Три  века.  Три  эпохи.  Три  столетья.

300  ступеней  вверх  -  тяжёл  подъем
А  если  вглубь  истории  вглядеться,
О,  сколько  можно  рассказать  о  нём!

Историю  вершат,  конечно,  люди.
Сколько  их  было  здесь  за  триста  лет!
Пусть  памятником  им  навеки  будет
Наш  город  -  это  их  живой  портрет.
И  назиданье  новым  поколеньям
Стоит  над  Бердью  город  ИСКИТИМ .
И  вдохновенны,  высоки  его  стремленья,
И  мы  гордимся  городом  своим.
 
38  поэтов  старшего  поколения  приняли  в  нём  участие,  19  молодых  авторов ,  19   песен  об  Искитиме    с  нотами.  Это,  конечно,  стоит  огромного  труда!  Спасибо  вам,  Ольга,  за  это! 
В  этой  небольшой  статье  я  познакомлю  вас  только  с  несколькими  авторами,  стихами  и  песнями  дорогих  моих  земляков.
Владимир  Стародубцев  -  представитель  старшего  поколения искитимских  поэтов ,  он  работал  в  газете,  надеюсь,  что  работает  до  сих  пор,  но  главное  его  увлечение  -  стихи.

На  многотысячной  любви,
Как  на  цементе  высшей  марки,
Замешан  разными  людьми
Мой  город  маленький,  но  яркий.

Спой  же  песню,  чтоб  тронула  грусть
Нас,  живущих  над  самою  бездною,
Чтобы  радостно  вскрикнула  Русь
«Вот  ещё  соловьёнок  безвестный!»

А  сегодня  ты  праздник  свой  правь,
Спой  же  песню,  чтоб  голос  твой  вольный
Заливался,  вращая  бурав,
В  самом  сердце,  где  сладко  и  больно.

Виктор  Попов
Городов  на  свете  разных  много,
Но  горжусь  я  только  лишь  одним:
Для  меня  роднее  нет  порога,
Лучше  всех  --  мой  город    Искитим!!

Я  навечно  связан  с  Искитимом,
Здесь  родился,  здесь  я  и  живу,
Молод  он,  а  я  недопустимо
Постарел,  уж  дедушкой  зовут.

Пролетают  годы,  словно  птицы,
Не  оставив  за  собой  следа,
Но  горжусь  я  званьем  искитимца,
И  гордиться  буду  им  всегда.

До  войны,  в  сущности,  города  не  было.   Было  только  три  деревеньки :  Койново,  Вылково  и  Черноречка.  Во  время  войны  сюда  были  эвакуированы  с  Запада  нашей  страны     крупные  предприятия,  которые  работали  для  фронта,  для  Победы.  На  этой  базе  выросли  и  в  Искитиме   большие  заводы,  развивалась    автоматизация  и   технологии  производства.  Но тоска по земле, по патриархальному  прошлому  не  дает  покоя  искитимским  поэтам.
Виктор  Попов  назвал  своё  стихотворение  «НЕ  МЫСЛЮ  РУСЬ  Я  БЕЗ  ДЕРЕВНИ»

Не  мыслю  Русь  я  без  деревни,
Мне  вечно  помнятся  слова:
«Не  позабудь  обычай  древний
Всему  есть  хлеб  наш  -  голова!»

Детей  учили  с  малолетства:
«У  нас  кормилица  --  земля!»
И  выходила,  помню,  с  детства,
Весною  в  поле  вся  семья.

И  пусть  в  деревне  не  богато,
Но  ведь  кормили  всю  страну,
И  не  бросали  люди  хаты
Ни  на  Оби,  ни  на  Дону.

Так  почему  сейчас  деревни
Заброшены,  и  не  поймёшь,
Ужель  забыт  обычай  древний:
Что  ты  посеешь,  то  пожнёшь.

Забыто  милое,  родное:
Коровы,  сено,  молоко,
И  поколенье  молодое
Теперь  от  пашен  далеко.

Прошу  тебя,  моя  РОССИЯ,
Не  растеряй  крестьянства  мощь,
Верни  селу  былую  силу,
И  славу  прежнюю  вернёшь!

Приятно  читать  стихи,  которые  с  восторгом  говорят  о  жизни,  о  её  прелестях,  а  самое  главное,  что  она  даётся  человеку  однажды , и  эту  жизнь  нужно  прожить  с  глубоким  смыслом,  с  восторгом  оттого,  что  живёшь  и  счастлив. 
Стихотворение  Нины  Борисовой
«Радуйся  жизни»

Что  бы  с  тобой,  человек,  ни  случилось,
Бедам  нельзя  отдаваться  на  милость.
Каждое  утро  с  восходом  зари,
Ты,  как  молитву,  себе  сотвори:
Радуйся  солнцу,  и  радуйся  свету,
Звонкой  зиме  и  янтарному  лету,
Зло  и  обиду  в  себе  не  держи,
Радуйся  чуду  по  имени  ЖИЗНЬ.
Радуйся  дому  и  дальним  дорогам,
Не  поддавайся  волненьям,  тревогам.
Утром  проснись,  улыбнись   и  скажи:
«Здравствуй,  прекрасность,  по  имени  ЖИЗНЬ!»
Всё,  что  отпущено  сверху  судьбою,
Честно  пройди  -  и  останься  собою,
Бог  нам  даёт  только  раз  эту  Жизнь,
Каждым  мгновеньем   её  дорожи!

Интересны  стихи  маленьких  поэтов,  с  самого  раннего  детства  влюблённых  в  этот  город.  Самое  ценное  в  этих  стихах  то, что  они  видят  красоту  везде.  Недаром  говорят,  что  взрослые  всю  жизнь  ищут  счастья,  а  малыши  находят  его во  всём.    Хотя,  если  честно,  то  в  Искитиме    многие  взрослые  тоже  счастливы. 
Стихотворение  Любочки  Королёвой 
«ЗИМНИЙ  ГОРОД».

Снежинки  падают  на  землю,
А  люди  все  спешат  домой.
Не  замечают,  как  красиво
На  наших  улицах  зимой.
Как  снег  дорогу  освещает,
Как  он  блестит  от  фонаря.
Никто,  никто  не  замечает
Всю  эту  прелесть  января.

Костенко   Женя  пишет  сказки  для  детей ,  я  познакомлю  вас  с  одной  из  них:

Плещется  ёжик  в  пруду,
Скоро  пойдёт  он  ко  дну.
Плавать  совсем  не  умеет,
Скоро  в  глазах  потемнеет
К  ночке  рыбачил  медведь,
Удочку  бросил  на  мель,               
Ёжика  он  зацепил,
Дёрнул  и  вытащил:  всхлип. . .
Ёжик  на  травке  фырчит,
Мишка  от  злости  ворчит:
Как  на  рыбалке  ежи
Ловятся  вместо  ухи? !    

Это  маленькое  стихотворение  он  дарит  своему  маленькому  брату.
В  сборнике,  посвящённом  городу  Искитиму  «300  ступеней  вверх»    есть  несколько  песен    с  нотами,  но,  к  сожалению ,  дать  вам  возможность  услышать  мелодию  я  не  смогу.  А  вот  текст    песен  напечатаю.

«ДОРОГОЙ  ИСКИТИМ»  (СЛОВА  И  МУЗЫКА  ВАЛЕРИЯ  ЩЕРБАКОВА)

Я  приехал  к  тебе  из  далёкого  края,
Город  синих  дымов  и  небыстрой  реки.
Дорогой  Искитим,  всем  скажу  не  скрывая,
Что  влюблён  я  в  тебя,  всем  словам  вопреки.

Здесь  родные  мои  жили  где- то ,когда -то. . .
Вечной  памятью  им  будешь  ты,  Искитим.
Вспоминаем  мы  их  в  тех  вечерних  закатах.
Поминаем  мы  их, и  свечою  горим.

Уходили   на  фронт  искитимцы - солдаты,
Перед  вечным  огнём  мы, поникши,  стоим.
В  сердце  свято  храним  эти  скорбные  даты:
Ты   РОССИИ   большой  верный  сын  -  ИСКИТИМ.
               
Много    есть  городов   и  больших,  и  великих,
И  о  них,  как  и  я ,  люди  песни  поют,
Я  ж  пою  о  тебе,  мой  не  громкий,  а  тихий,
Но  не  меньше  других  тебя  любят  и  чтут.

Дорогие  друзья,  в  конце  моей  небольшой  рецензии  на  стихи  и  песни   о  родном  городе  мне  хочется    предложить  вашему  вниманию  отрывок  из  стихотворения  «ГОРОД  ПЕРВОЙ  ЛЮБВИ»  Ольги  Кондраниной - Пономарёвой,  составителя сборника  и  автора  предисловия  к  нему.

Город  первой  любви,  город  встреч  и  разлук.
Я  в  твоей  доброте, как  в  кольце  сильных  рук.
Над  тобою  летят,  словно    птицы  года.
И  поют  и  гудят  на  ветру  провода.
Мы  с  тобою  на  ты,  мы  с  тобою  друзья.
Ты  мне  даришь  мечты,  о  тебе  пишу  я.
В  день  рождения  твой  я  хочу  пожелать,
Чтобы  ты  не  терял  гордость,  выправку,  стать.
. . . . . . . .
Город  первой  любви,  город  встреч  и  разлук.
Перекрёсток  Земли,  замыкающий  круг.. .

Дорогие   друзья,  читайте  стихи  и  песни  о  моём  родном  городе:  вы  получите  массу  удовольствия.  А  Ольге  Кондраниной  -  Пономарёвой  большое  СПАСИБО  за    память  о  городе  и  доставленное  удовольствие.


Рецензии