За кулисами Мастера и Маргариты часть 9

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков провёл целую серию проповедей для читателя относительно Тех «моральных» ценностей, которые в то время – тридцатые годы, властвовали над Москвичами точно так же как Чёрный Маг в Варьете. Он символически( так как на прямую было достаточно опасно) показал читателю, на сколько возможно для властей Законным Путём под страхом наказания, ввести в общество безумные идеи, превращающие человеческие существа в безумное стадо скота на выгуле. Каждым эпизодом магических явлений, он показывает, что представляет собой НЕВЕЖЕСТВО, сформированное ложной моралью.
Например, исчезновение тела из пиджака, напрямую указывает на то, что раздутое самомнение не возвышает  человека над другими и может лопнуть в любой момент, как раздутый мыльный пузырь, потому что внутри такой гордыни пусто, что и показал Булгаков.
 Каждый политический строй всегда придумывает новые законы и предписания для своих граждан, ВНУШАЯ им, что это для них очень хорошо и полезно. Самые невежественные превращаются в фанатов послушания, забывая о чести и совести. Они становятся больными призраками, но считаются нормальными, так как нормы в проявленном человеческом обществе становятся извращёнными, но перед законом обретают ярлыки верности и героизма. Сцена о хоровом пении в романе очень наглядно отразила ситуацию запудривания умов того времени. Коровьев внушил людям петь определённую песню, и все запели так, что остановиться не могут. Это говорит о том, что эмоциональный гипноз власти уже очень сильно завладел слабыми умами граждан.  И, все запели под волшебную дудку идеологии. Вы заметили, что когда доктор явился вместе с милицией в помещение с поющими, то милиция очень быстро заразилась волшебной болезнью, а  доктор – нет! Доктор в данном эпизоде олицетворяет благоразумие и увозит всех в психиатрическую лечебницу. Лечебница в романе стала местом(воротами) перехода из одной реальности в другую – тонкую, ментальную, вытрезвляющую. В этом месте встречаются различные миры и время имеет свои законы действия. В романе описывается не обычная психиатрическая больница имеющая приют в полуразвалившихся помещениях, а особенная, разместившаяся в старом особняке, подобном дворцу, где все пациенты имеют отдельные палаты и приличное обслуживание + лечение, тихая и спокойная обстановка. По описаниям – это идеальное место для отдыха и размышлений, а конкретно – для медитации, от безумной обстановки вне больницы -- более безумного общественного "порядка". Итак,  всеми сценами, происходящими в Москве, автор романа указывает на твёрдо сформировавшееся, нездоровое общество, где само осознание этой болезни стало считаться патологией и изолироваться в лечебницы для исправления. Но, тут-то и кроется тайна! Получается всё наоборот, вместо того чтобы «излечившийся» вернулся в привычное общество, по-настоящему излечившийся в это общество возвращаться уже не желает. У Мастера одна дорога из лечебницы – на Небеса, то есть в Высшие миры.
Есть и ещё одно интересное обстоятельство на которое указывает Булгаков, как бы между строк, но очень наглядно. Психическое заболевание в роли Безумия, в обществе, всегда считалось несколько позорящим носителя этого недуга. Человек, пройдя лечение в таком заведении, по- выходу старался скрыть от знакомых факт такого лечения в своей биографии. Ему было стыдно! А если кто-то открывал его секрет, то он считал себя опозоренным.  Теперь полезно обратиться к роману в романе « О Понтии Пилате», в котором происходит позорная казнь Иешуа. Позор, принятый в падшем обществе становится воротами в Царство Небесное, как для Иешуа, так и для Мастера. Телесный мир становится постыдным воспоминанием, а освобождение от него – преображением и успокоением.
 Момент прощания с Берлиозом в доме МОССОЛИТа раздут до похорон важного государственного деятеля, почти героя… и тут из гроба пропадает голова! Данная сцена символизирует ТО, что в покойном Берлиозе на самом деле не было тех заслуг, которые ему искусственно приписывались, что все регалии данного мира не более, чем пустота. На месте, где должна быть голова(символ ума).

 Интересная сцена прихода к Воланду буфетчика Варьете, для разбора ситуации с червонцами. Булгаков в этой сцене показывает, что настоящее бесстыдство кроется не в человеческой наготе, символизирующей Чистоту Природы Ума, а в наглости просить о справедливости, будучи самому бесстыдным мошенником, обманывающим своих клиентов. Не редко бывает так, что люди молят Богов о справедливости по отношению к себе, будучи далеко не справедливыми по отношению к другим, но даже не замечают этого, считая нормой поведения.

Увидев обнажённую Геллу, буфетчик был потрясён… Точно так-же становится потрясён человек, встречаясь лицом к лицу с Истиной.
 
В Романе проявляется ещё один интересный персонаж – Римский – финансовый директор Варьете. Римскому, так же как и всем, не  удаётся избежать наказания от свиты Воланда. Однако, именно Римский допускает в Варьете Воланда и его свиту, хотя в романе и опущена сама сцена их договорённости. Он как буд-то бы заранее ( ещё в прошлой жизни ), всё согласовал с Воландом. А, фамилия – Римский, разве не созвучна Римскому Прокуратору? Его  реакции на происшедшее в Варьете, такие, как буд-то он что-то вспоминал, уже виденное раньше. Его реакции несколько протрезвляющие, хоть и пугающие во время видений с вампирами. Этот страх загнал Римского в Ленинград. А, страх для «героев» театра жизни был столь огромен, что даже арест кажется им местом убежища. Они готовы спрятаться в самом Аду, не осознавая Ад Адом. Точно так-же все невежественные люди ищут утешения и счастья в болоте удовлетворения собственных желаний и страстей.
 Разве у Римского Прокуратора был не тот-же страх, толкнувший его на подписание смертного приговора Иешуа?
(Продолжение Следует…)


Рецензии
● понравилось.

Про доктора, который не поёт.

Напоминает крысолова из сказки Андерсена (только не с такой активной жизненной позицией!)

Может быть, потому Булгаков, написавший и "Записки доктора" и "Собачье сердце", всю жизнь не пропускал коммунистический морок внутрь себя, создавая "Мастера &".

Внемлющий,

Евгений Пимонович   20.03.2023 09:24     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Евгений.
Я, к сожалению, не закончила эту серию разбора романа до конца, но обязательно вернусь к нему и закончу.
С уважением.

Марина Тигра   20.03.2023 14:35   Заявить о нарушении