Стен Селандер. Заметка в издании Dagens nyheter 6

   Вероятно поэзия в [сборнике] Гуннара Экелёфа несколько избыточно тонка. Книга издана издательством "Спектрум"; в этом издании работают личности, чей талант и суждения я весьма уважаю. Но лично для себя я вынужден признать: я абсолютно не понимаю красоты вороньего карканья. Для начала мне непонятно, что побуждает отказаться от использования таких практичных и прекрасных изобретений, как знаки препинания и заглавные буквы.  Не может ли быть вероятной причиной , по которой они исключены из книги Гуннара Экелёфа,  бережливость, характерная для худых времён? Нет, тогда бы в книге не было столько пустых страниц*; следовательно мне не совсем понятна эта ненависть к бедным невинным знакам препинания. Столь же мало я понимаю причину писать настолько непонятно, насколько можно.  Я думаю, что есть и кроме меня люди, которым трудно понять, что на самом деле имеет в виду Гуннар Экелёф, например в стихотворении "Сонатная форма. Денатурированная проза", которое начинается:

Разбив буквы между зубами, зевая гласных огонь в преисподней харкает и изрыгает сейчас или никогда я и обман ли ты никогда, и обман ли сейчас никогда.

- и скорее дальнейшая страница усыпана буквами:  щебеночными согласными-зубами, зевками-гласными и т.д.; или стихотворение "С утра до вечера", начинающееся с:

 Только родившая мать взад и вперёд ходила меж деревом и снежинкой.
На кухне отец на коленях стоял и пел:
- Сложно без ушей молиться, коли
  Счастье как приходит, так уходит.

   Однако "Опоздавший на землю"  также, как и действительно утонченная поэзия в Париже, напечатан пронумерованным изданием всего в триста экземпляров. Наверное, Гуннару Экелёфу стоит надеяться, что найдётся очень много людей здесь, в стране, что действительно поймут его книгу. И в таком случае эти триста достойны моего искреннего восхищения - или моего искреннего сострадания,  - чего из них именно, я и сам, ей-богу, не знаю.
 
 *в книге действительно много пустых страниц, разграничивающих произведения.


Рецензии
С огромным удовольствием прочитала!
Можно было бы Вам составить очень интересный сборник о нём, критические заметки такие и сами тексты. Беда только в том, что круг читателей и в наше время крайне узок. Ну мне так представляется.
Удачи!

Варвара Солдатенкова   08.12.2020 16:22     Заявить о нарушении
Собственно, такой сборник и готовлю)))

Ганс Сакс   08.12.2020 17:31   Заявить о нарушении
Это замечательно!

Варвара Солдатенкова   08.12.2020 18:20   Заявить о нарушении