Семейная математика

В году с волшебным номером 2020 по воле нашего мудрого Правительства нас накрыло вирусной Короной. Под словом «нас» я имею ввиду себя и мою семью, а под словом «накрыло» я имею ввиду тот очевидный факт, что мне посчастливилось остаться на даче на долгие несколько месяцев со своими внучками один на один. Сначала этому поспособствовало удаленное обучение в школе, а потом сбитые расписания спортивных летних лагерей и отпусков, где мои внучки обычно проводили все лето.

Надо вскользь сказать, что условия жизни в нашей семье не самые плохие из возможных: есть дача со всеми удобствами, расположенная не очень далеко от города так, что можно ездить на работу и есть неработающий дедушка, который счастлив, когда ему подсовывают детей. Особенность нынешнего вирусного года в том, что мне «подсунули» детей надолго при полном непонимании что делать с таким огромным ресурсом – свободное время.

Первые «педагогические» мысли в моей голове зашевелились примерно через неделю, которая прошла под знаком «Делаю, что хочу». Мои внучки читали, все время читали, сидели на диване, лежали на кровати и читали, читали, читали… Знаете это приятно, когда вы видите, что ваши внучки любят читать и отдают этому занятию все свое время – три дня, потом это начинает раздражать и порождать «педагогические» мысли. В таком объеме книжка превращается в снотворное или в мультяшный гаджет – кому как больше нравится. На мой взгляд, конечно.

Поскольку дети отдадены мне и контроля никакого, я принялся как-то бороться с такой однобокостью. Для начала я выгнал их на улицу с умным наказом «Займитесь чем-нибудь». Они стали читать, сидя на лавочке под окном. Если моя настойчивость начинала «зашкаливать», они перебирались за валуны (есть у нас на участке такое волшебное место) и читали там. Короче, на лице приключилась первая педагогическая неудача, которую можно сформулировать так: «Мои любимые внучки Сами Себя занять ничем не могли, или не хотели, или даже не умели что-то захотеть». Поразительный по глубине вывод родился, можно бы и погордиться этим. Но ответа на вопрос «Что с этим делать?» так было не найти. Я сменил тактику.

– Девочки, наведите порядок в спальне.
– Да, дедушка.
– Девочки, давайте будем готовить ужин к приезду родителей.
– Да, дедушка, с удовольствием.
– Девочки, а да давайте…
– Да, дедушка, с удовольствием.

Я утонул в такой добровольной и счастливой податливости детей. Опять можно было бы и порадоваться, но в моем мозгу, испорченном педагогикой, такая ситуация порождала только беспокойство – дети рады, когда им говорят, что делать, а Сами Себя занять никак не могут. Я уж не говорю о более серьезных вещах, таких как зачатки самоанализа… Шестой класс, как никак. Я опять сменил тактику.
 
Методика называется «Девочки, придумайте, что-нибудь на ужин». Младшая с удовольствием принималась за дело, почувствовав себя взрослой хозяйкой, а старшенькая предпочитала продолжить чтение книжки про драконов. Мы, конечно, подзагрузили детей такими выборами без выбора, время на чтение сократилось, но по-прежнему, не появилось желание что-то придумывать самим, если не считать огромной ямы, которую они самозабвенно выкопали и преспокойно забыли.
Дима, отец внучек, организовал более-менее регулярные походы в лес с ночевкой, Аня, мама внучек, организовала на даче уроки рисования с настоящей художницей (их, оказывается, Корона вируса тоже накрыла, оставив без средств к существованию), бабушка Оля дополнила идею кулинарной занятости, вопросами наведения порядки, ну, а я занялся изучением английского языка.

Не помню, как мне пришла эта идея в голову. Чего время зря терять? – как-то так, наверное. В нашей семье мой английский самый плохой, а педагогическое самомнение самое высокое, вот я и решил поднять свой уровень английского. По принципу, на пятый раз сам понял… Дети сначала с энтузиазмом согласились с моими зажигательными призывами к познанию, потом, когда почувствовали, что надо делать задания и работу над ошибками, начали активно-пассивное сопротивление, которое с горем пополам, я все же преодолел и мы в спокойном режиме прозанимались чуть больше месяца. Ежедневно, в среднем по полтора часа, с перерывами на более важные дела – походы в лес и спортивные сборы.

Результаты удивили даже меня. Мы выучили, разобрали и вбили в мозг большим количеством упражнений все времена английских глаголов, плотненько разобрали согласование времен и порядок слов в предложении – короче, почти полностью освоили всю грамматику английского языка. Чему учат в школе одиннадцать лет – непонятно?

А потом вирус отпустил – дети пошли в живую школу и уехали с дачи…
Примерное через месяц, видимо, под влиянием «жабы», которая проснулась от сожаления, что гибнут результаты изучения английского, у меня с Аней состоялся такой разговор.

– Надо что-то делать. Жалко, если придется учить грамматику по второму разу – надо бы продолжить.
– Пап, времени нет, от слова совсем. Мы с детьми уроки в девять вечера садимся делать. Представляешь, как это выглядит и какой результат получается?
– Да, уж… Но почему так?
– Школа и гимнастика все съедают…
– Но мы в свое время тоже всем этим занимались и время оставалось…
– Ха, сравнил! То тогда, а то сейчас! – и мы взялись за нашу семейную математику.

Восемь часов – сон, пять – школа, час – гигиена, час, полтора – прием пищи (перекусоны бутербродами на бегу даже не рассматриваем), три часа – перемещения в школу и обратно, на гимнастику и оттуда домой, гимнастика - четыре. Это обязаловка, которую не сократить. Что имеем? Двадцать два – двадцать три часа, в лучшем случае! А так в школе может быть шесть часов, а не пять, на дорогах могут быть пробки… Короче, частенько вываливаемся за отведенные Господом двадцать четыре часа! Недостачи покрываем сном, гигиеной и едой…

Но это только половина семейной математики, с детской, так сказать, стороны, а есть еще и со взрослой стороны. Что тут? Восемь часов сна, восемь часов – работа, два часа – переезды, час – гигиена (хотя в случае со взрослой женщиной я бы еще часок добавил), час – приемы пищи. Имеем двадцать часов ежедневно. А еще надо детей отвезти в школу и забрать (кто-то умный придумал), на работе частенько надо задержаться, а еще детей отвезти-привезти со спортивных занятий, а дочек две и занятия у них в разных местах и в разное время… Короче, отсыпаемся на даче в выходные… если соревнований нет.

Когда-то в детстве я смотрел американский фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» Не помню, о чем там, но название очень подходит к тому образу жизни, которым живет моя дочь с двумя дочками. При этом повторюсь условия в нашей семье далеко не самые плохие: и рабочим временем родители распоряжаются сами (собственный бизнес в этом смысле помогает), можно нанять детям водителя, иногда дедушка подстрахует… Но вообще-то во всем этом что-то глубоко неправильно.

– Аня, давай гимнастику сокращать. А освободившееся время займём рисованием, английским, шахматами – развитием головы, короче. – умно выдвинул я тезис, понимая какой услышу ответ

– Только через мой труп! – закономерно ответила мне дочь. – Мы убили на это много лет, результата особого не добились и бросить все на пол пути вредно для воспитания дочки! Что из нее выйдет если мы не приучим ее дожимать выполнение своих собственных планов?

– Так планы-то не ее, а наши с тобой!

– Пап, ну ты же все понимаешь, о чем мы тогда говорим? Нет и все!

– А делать-то что? Ведь что-то делать надо!

Пока мы не делаем ничего. Получили в последнюю минуту взрослый разряд по гимнастике (для нас довольно значимый результат), продолжаем учиться рисованию на дому, английским не занимаемся, но в школе внучки чувствуют себя англоязычными королевами. Но сверхзагруженность и не способность распоряжаться собственным временем остались. Нет у детей того самого времени и опыта такого у них нет. А откуда зародится в детях самостоятельность я предпочитаю не обдумывать. Вот написал!

Может кто-то живет не так и у них все хорошо? Может быть откуда-нибудь приплывет озарение – не знаю, жду! Мои ответы находятся не в плоскости семейного воспитания. Пока мне кажется, что семья тут бессильна, а школа… Школа самоустранилась от всего этого: Ваши дети – вы и тра…тесь. Вот такие они – борцы с демографией.


Рецензии