Огнеслава и Змей Златорог

   Жили- были князь с княгиней. Супруги любили друг друга и старались всё время проводить вместе. Им никуда не хотелось выходить из своего узорчатого каменного терема на берегу реки. В скором времени княгиня родила дочь.  Девочка родилась с огненно-рыжими кудряшками, поэтому мать и отец назвали её Огнеслава.
   Девочка быстро подрастала и превратилась в красивую молодую девушку. Больше всего она любила наблюдать за птицами. Ей нравилось ходить в лес и разглядывать птиц на ветках; находить знакомых птах, вернувшихся весной из далёких чужих земель. Ей нравилось, что птицы, как и она, просыпались очень рано и всегда весело щебетали. Ещё она любила стрелять из лука. Ей казалось, что летящие свистящие стрелы похожи на птиц. Иногда она поджигала стрелы и выпускала огненные вспышки в сторону реки, чтобы не занялся пожар. Горящие стрелы долетали до воды и сразу же гасли. «Огнеслава метает огненные стрелы!»  – так говорили люди, которые в темноте видели яркие огни у реки. Как-то раз опасная стрела не долетела до воды, она вонзилась в мелкий кустарник. Через мгновение живые ветки и старые пни у берега загорелись. Огнеслава быстро протрубила в рог, висящий у неё на шее. Хозяева близлежащих домов проснулись и с вёдрами выбежали из своих изб. Звук рога также услышали стражники, стерегущие терем. Они поспешили к Огнеславе на помощь. Дружными усилиями пламень быстро потушили. Однако земля успела нагреться, и наружу выползли вереницы подземных муравьёв. Они были в три раза больше своих младших лесных братьев. Каждый земляной муравей носил красный пояс на брюшке как отличительный знак своего племени. Муравьи по обуви и платью добрались до щиколоток, шеи и рук Огнеславы. Очень больно кусали княжну сердитые муравьи. Крохи испугались того жара, который выгнал их из дома. Когда пламя было погашено, все разошлись отдыхать. Огнеслава быстро и крепко уснула. Молодая княжна не подозревала, что в эту ночь она потревожила ещё одно подземное существо.
   На следующее утро с первыми лучами солнца все горожане собрались на берегу провожать купцов в торговый поход. Князь, княгиня и их дочь напутствовали торговых людей в надежде, что все корабли в скором времени вернутся груженые атласными и парчовыми тканями, заморскими диковинными товарами и невиданными пряностями. Ладьи, которые уже готовились отходить, напоминали деревянных гусей, выструганных умельцем-великаном. Жители гордились, что нарядные корабли – это работа местных плотников-корабелов. Внезапно все услышали какое-то тихое шипение как будто из-под земли. Потом земля под ногами затряслась, люди с трудом устояли на ногах. Старики и дети, - те и вовсе упали на колени, повалились, как поленница, друг на друга. Между княжной и её родителями в земле образовалась трещина, оттуда полетели камни, и просочилась сильная струя воздуха. Подземное шипение становилось громче и ужаснее. Трещина расползалась до размеров оврага. Люди от неожиданности остолбенели.  Княжна попятилась, чтобы не упасть в эту земляную воронку, как вдруг из трещины медленно начала появляться огромная голова золотого змея. На голове в разные стороны торчали три огромных рога. Они напоминали корону. Свист вылетал из пасти змея. Глаза у него были еле заметны из-за сияния золотой чешуи, они были похожи на зелёную лягушачью икру только размером с капустные кочаны. Чешуя на его теле сверкала, но всем было видно, что она состояла из крепко прижатых друг к другу золотых пластин. Змей выпустил струю воздуха в сторону князя и княгини, и они, как сухие листья или пучки соломы, отлетели далеко от трещины. Потом он ткнул своим рогом в днище корабля, и корабль начал набирать воду и тонуть. В это время змей обвился вокруг княжны и унёс её в земляную трещину. Быстрота, с которой он уползал, превосходила способности обычной змеи. Он двигался как многоножка, так как у него на теле, снизу, оказалось множество волосатых сильных подвижных лап. Как только он скрылся, трещина в земле сомкнулась.
   Как бы ни был ужасен и удивителен змей, только люди быстро оправились от испуга. Кто-то побежал спасать грузы с тонущего корабля. Кто-то заботился об ушибленной княгине, кто-то помогал подняться на ноги поверженному князю. Пострадавших отнесли в княжеский терем. Едва оправившись, князь издал указ: «Тому, кто найдёт Змея Златорога и вызволит из плена княжну Огнеславу, князь отдаст свою дочь в жёны!»
   На следующее утро у ворот княжеского терема стоял только один бедный рыбак Прошка по прозвищу Крот. Он всё время рылся в земле в поисках червей для рыбной ловли, поэтому все его называли Крот. Рыбак поклонился князю. Князь с недоверием смотрел на рыбака: «Неужели ты знаешь, как найти Змея? Ты же у реки целый день. Весь рыбой пропах!»
«Так-то оно так, - ответил Прошка, - но я червей с детства копаю, они всегда выползают наружу или в дождь, или если чем-то долго по крыше их дома барабанить. Надо нам всем городом выйти на то место, где Змей являлся. Взять с собой брёвна да дубины и стучать по земле, пока Змей не выползет и не отдаст нам Огнеславу».
   Князь отправил гонцов собирать горожан. На следующее утро все собрались у реки с дубинами, с кувалдами, с брёвнами, с палицами и булавами. Прошка дал команду: «Начинайте, люди добрые! Бейте, что есть мочи!» Началось долбление, сотрясение, толчение подземного дома Змея Златорога. Некоторые с такой силой били по земле, что ломали дубины. День прошёл – всё тихо. Второй прошёл – снова тихо. Вернее, от долбёжки оглохнуть можно, да под землёй тишина: нет ни шипения, ни шевеления. Люди уже валятся от усталости и голода. Прошка разжёг костры, наварил всем ухи и умолял продолжать стучать по крыше подземного дворца Змея Златорога. На третий день вся рыба из реки уплыла подальше от шума и грохота. Не стало ухи для горожан. Работники не могут продолжать долбить землю, есть хочется. Тогда матушка-княгиня побежала к лесу и крикнула: «Птицы крылатые, птахи пернатые! Вы подружки моей дочери Огнеславы! Помогите, спасителей накормите, принесите из леса ягод, орехов, съедобных корений». Защебетали птицы, заволновались. Как большая живая туча, подлетели к людям, и посыпался на людей град из ягод, лесных орехов и ароматных корешков. Наелись люди, подкрепили свои силы. Дятлы уселись на землю и стали клювами по земле стучать помогать людям. Люди: и мужчины, и женщины, и дети возобновили свою работу. Гул стоял как от тысячи колоколов. Вдруг снизу под ногами у людей зашипело, земля мелко задрожала и на месте отправки купцов - там, где в первый раз образовалась трещина, разверзлась земная твердь. Змей Златорог выполз и заговорил свистящим страшным шепотом: «Зачем вы стучите по крыше моего подземного дворца? Зачем не даете мне жить спокойно? Я не сплю уже четыре дня. Земля и камни сыпятся мне на голову!» Рыбак Прошка вышел вперёд: «Верни Огнеславу, и мы прекратим долбить по крыше». Златорог гневно забил по земле хвостом и захрипел в ответ: «Не верю! Вы уморить меня задумали! Докажите, что только княжна вам нужна, и больше ничего вам от меня не надо». Прошка повернулся к народу, собравшемуся вокруг и крикнул: «Ребята, несите все дубины к реке и пускайте по течению. Пусть Златорог видит, что нам это занятие самим надоело! Пусть отдаст Огнеславу с миром!»
   Люди послушно побрели к реке. Ноги еле держали. С облегчением бросили дубины и брёвна в воду. Дубины, как спички, заскользили по полноводной реке. Когда деревянные орудия отплыли подальше, Змей Златорог скрылся в трещине. Все замерли, страшно было, а вдруг обманет, не вернётся. Зря ему поверили, зря четыре дня потом обливались да в землю стучали. Через полчаса раздалось змеиное шипение, закачалась земля под ногами. Появилась золотая корона из рогов, а за ней голова и тело, свёрнутое кольцами. Кольца развернулись, и на земле все увидели бездыханную бледную княжну. Златорог зло свистнул и выпустил струю воздуха в сторону реки. От его свиста поднялась большая волна и шумно накатилась на противоположный берег. А Змей ушёл под землю, как будто никогда и не появлялся.  Князь, мать-княгиня, Прошка подбежали к княжне, наклонились над ней. Прошка из фляжки побрызгал на княжну родниковой водой.  Огнеслава открыла глаза. Не в силах поверить своему спасению, то плакала, то смеялась. На следующее утро сыграли свадьбу Прошки и Огнеславы. Оба были молоды, сметливы и только рады, что Змей Златорог помог им соединиться под свадебным венцом.

И я на той свадьбе была. Квас с мёдом пила.
Вот и сказки конец,
А кто слушал - молодец!


Рецензии