Диалектика отношений персонажа и автора

                Послесловие к книге Е. А. Глущенко «Охота на Шекспира: Историко-фантастическая повесть»
                (Челябинск: ИзЛиТ, 2015)

         В старинные времена книгу обычно принято было начинать обширным предуведомлением. В наш век более привычно и уместно краткое послесловие.

         Автор этой книги – далеко не новичок в литературном мире. Имя Евгения Александровича Глущенко хорошо известно читателям журналов «Вокруг света», «Азия и Африка сегодня» и еще нескольких периодических изданий, активным сотрудником которых он был на протяжении многих лет, с 1960-х годов, когда молодой выпускник Института иностранных языков впервые стал публиковать свои журналистские заметки, статьи и репортажи, посвященные преимущественно востоковедческой тематике. В дальнейшем интерес к проблемам взаимоотношений Востока и Запада трансформировался в увлеченное и углубленное исследование постепенных этапов трудного и драматичного продвижения Российской империи в азиатском направлении.

         Тщательно собранные Глущенко-ученым исторические и биографические материалы получили своеобразную и яркую интерпретацию Глущенко-писателя, составив основательные научно-популярные книги «Герои империи. Портреты российских колониальных деятелей» и «Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования». Каждый, кому не безразличны геополитические проблемы контактов нашей страны с ее восточными соседями, всегда может обратиться к этим работам и открыть для себя целый мир очень непростой и неоднозначной истории формирования границ того евразийского пространства, с которым оказались так тесно связаны судьбы многих государств и народов. 

         Однако наука – отнюдь не единственная ипостась творческого портрета автора. С самого начала своего пути Евгений Глущенко уделял немало сил художественной литературе, обращаясь к различным жанровым формам повествовательной прозы и беллетристики. Его дебютные опыты встретили одобрительную поддержку со стороны замечательного писателя, одного из ближайших друзей еще по языковому институту – классика отечественной фантастики Кира Булычева, являвшегося, как и Глущенко, профессиональным ученым-востоковедом. Как могли непосредственно убедиться читатели этой книги, высокая оценка признанным литературным мэтром произведений своего коллеги была не просто данью дружеской солидарности, но еще и важным вдохновляющим фактором, послужившим лучшим стимулом для создания «Охоты на Шекспира», посвященной памяти Кира Булычева.

         Посвящение это отнюдь не случайно. Перед нами уникальный пример диалектической соотнесенности образов автора и персонажа. И дело здесь не только в том, что на страницах повести Евгения Глущенко неоднократно упоминается его знаменитый друг. Еще задолго до появления в законченном виде «Охоты на Шекспира» будущий автор этого фантастически-приключенческого детектива с историческим сюжетом сам удостоился приятной чести побывать персонажем некоторых произведений Кира Булычева – в частности, повести для детей и юношества «Меч генерала Бандулы» и детективной повести «Таких не убивают», причем во всех этих повестях Евгений Александрович Глущенко выведен под собственным своим именем, являясь не просто обобщенным прототипом, а конкретным героем повествований. И если в первом случае персонаж был сознательно наделен биографическими чертами самого Кира Булычева, работавшего корреспондентом АПН в Бирме, то в дальнейшем вымышленное действие развивалось в подлинных бытовых реалиях, включая уютный досуг семьи Глущенко на даче в Подмосковье. Так сама жизнь иной раз способна становиться ценным подспорьем для литературы.

         И вот благодарный персонаж сам, в свою очередь, выступает в роли автора-фантаста. Все-таки не зря говорится, что чужой пример и вправду заразителен. А уж пример дружеский заразителен вдвойне! И это очень хорошо, потому что служит главному делу жизни талантливых людей – творческому преображению обыденности, художественному постижению истории.

         Первоначально «Охота на Шекспира» имела пояснительный подзаголовок: «Неожиданная научная командировка не без участия Кира Булычева». В самом деле: те, кто знакомы с булычевским творчеством, сразу же с радостью опознают очень кстати появляющегося в самый решающий момент таинственного и мистического пана Теодора из цикла романов «Река Хронос», обладателя волшебного портсигара – портативной машины времени, с помощью которой можно переноситься в потоке времени из одной эпохи в другую. Созданный Булычевым колоритный литературный образ стал ключевым элементом в счастливой развязке повести Глущенко. Итак, познавательная научная командировка в историю, принявшая форму увлекательного путешествия во времени, успешно состоялась.

         Июнь 2015

                (Послесловие написано в соавторстве с М. Ю. Манаковым)


Рецензии