Вперед в будущее

                Предисловие к книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед»
                (М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016)

         18 октября 1934 года в Москве родился мальчик, которого назвали Игорем. В детские годы он любил читать фантастику и приключения, но такого чтения ему всегда не хватало. Поэтому Игорь решил: как только вырастет, сам напишет много книг для себя и друзей.

         В школьные годы Игорь Можейко вместе со своими друзьями издавал рукописный журнал «Ковчег», в котором публиковались стихи и рассказы его самого, его друзей и одноклассников. Это были первые шаги в литературе.

         После окончания Института иностранных языков Игорь Можейко уехал на несколько лет работать в Бирму переводчиком. В совершенстве зная английский язык, он читал запоем американскую фантастику, которую находил в маленьком книжном магазинчике англоязычной литературы. Но сам фантастику не писал и не думал, что станет фантастом.

         А писал тогда Игорь Можейко стихи, поэмы, статьи и заметки о Бирме. Рисовал картины.

         Когда вернулся на Родину – стал журналистом. Написал несколько дюжин статей и очерков для журналов «Вокруг света», «Азия и Африка сегодня» и других. В 1961 году в журнале «Вокруг света» напечатал свой первый рассказ «Маунг Джо будет жить». Рассказ был совсем не фантастическим, и речь в нем шла о дружбе советского и бирманского народов.

         Примерно в то же время в семье Игоря Можейко родилась дочь. Ее назвали Алисой.

         Если тридцать лет назад фантастических и приключенческих книг не хватало самому Игорю Можейко, то теперь таких книжек явно недоставало его растущей дочке. Ей было пять лет, а читать оказалось почти нечего. И тогда Игорь Можейко решил: напишу для Алисы книжку сам! И написал.

         Первая фантастическая повесть называлась «Девочка, с которой ничего не случится». Это даже не повесть, а несколько рассказов, которые имели подзаголовок: «Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом».

         К тому времени Игорь Можейко работал в серьезном академическом Институте востоковедения, защитил кандидатскую диссертацию по истории, писал научные монографии и статьи. А тут – на тебе: засветился в несерьезной литературе! Как посмотрят на ученого его коллеги? А что скажет начальство? Было понятно: подписать фантастические сказки своим настоящим именем – невозможно.

         Что делать? Нужен псевдоним!

         И тогда Игорь Можейко взял имя жены – Кира, добавил к нему фамилию матери – Булычева. И получился «Кир Булычев». Под этим именем писатель скрывался вплоть до 1982 года, когда тайна псевдонима всё же была раскрыта. Газета «Правда» честно указала в списке лауреатов Государственной премии СССР: «Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко)».

         Когда первое фантастическое произведение Кира Булычева было напечатано, в редакцию хлынул поток писем – все читатели требовали продолжения. И через несколько лет в том же издательстве «Детская литература» вышла целая книга Кира Булычева – «Девочка с Земли». В нее вошли также две новые повести – «Путешествие Алисы» и «День рождения Алисы».

         После выхода «Девочки с Земли» в 1974 году Киру Булычеву было уже трудно остановиться: он не мог бросить Алису, к тому же ему самому было очень интересно узнать, что же еще случится с девочкой из будущего. Кир Булычев писал повесть за повестью. В них Алиса летала на другие планеты, попадала в плен к пиратам и космическим разбойникам, путешествовала во времени, спускалась под землю и на дно океана... Во всех приключениях ее сопровождали такие же, как и она сама, смелые, находчивые, отзывчивые друзья. Название самой первой повести несло магическое действие – в результате Алиса легко выпутывалась из любых неприятных, а порой и опасных, ситуаций, ведь она была «девочкой, с которой ничего не случится».

         На долю Алисы Селезневой выпал такой читательский успех, что о книгах Кира Булычева узнали не только дети, но и взрослые. Не смог пройти мимо них и кинематограф.

         В 1981 году на экраны кинотеатров вышел мультфильм «Тайна третьей планеты» о космическом путешествии Алисы Селезневой. Мультфильм завоевал сердца юных зрителей настолько, что шел в столичных кинотеатрах ежедневно больше года.

         Вскоре киноприключения Алисы продолжились. Режиссер Павел Арсенов снял пятисерийный телевизионный фильм по повести «Сто лет тому вперед», которую вы начнете читать уже через несколько страниц. Фильм назывался «Гостья из будущего» и вышел на телеэкраны в 1985 году. Роль Алисы Селезневой в этом фильме исполнила Наташа Гусева. После просмотра фильма в Наташу влюбились все мальчишки Советского Союза. Наташа не смогла обидеть своих поклонников и снялась в продолжении приключений Алисы Селезневой – в фильме «Лиловый шар», а еще через двадцать лет озвучила одну из героинь (но уже не Алису) в полнометражном мультипликационном фильме «День рождения Алисы».

         Образ Алисы Селезневой на экранах был воплощен великолепными юными актрисами. А в книжных иллюстрациях, изображающих Алису, преуспел замечательный художник Евгений Мигунов. За время сотрудничества с Киром Булычевым он успел проиллюстрировать почти сто его повестей и рассказов. Так что совершенно не случайно издание этой книги, которую вы держите в руках, сопровождается его выразительными рисунками.

         Оптимистические и жизнеутверждающие произведения Кира Булычева об Алисе во многом были порождены той эпохой, когда они создавались, – 1970-ми годами. Это время стало вершиной развития Советского Союза, официально провозглашенного государством, построившим развитой социализм и неуклонно стремящимся к еще более совершенному и прогрессивному будущему. В эти годы началась прокладка БАМа и был отправлен в космос первый советский луноход. К 60-летию Октябрьской революции была принята новая советская Конституция.

         Но в этот же период стали всё заметнее проявляться признаки политического и экономического застоя. В декабре 1979 года руководство СССР допустило роковую ошибку, приняв решение о введении на территорию Афганистана так называемого ограниченного контингента советских войск. Однако в 1970-е годы открыто выступать с критикой действий советской власти было невозможно, и лишь объявленный в 1985 году курс на перестройку явился отчаянной попыткой приостановить сползание страны к краху и распаду. Под контролем официальной идеологической цензуры только сфера художественной фантастики пользовалась относительной степенью свободы благодаря иносказательной зашифрованности своих сюжетов.

         В связи с этим нельзя не напомнить о том, что Кир Булычев известен не только как детский писатель, но и как всемирно признанный автор фантастики для взрослых. Наибольшей популярностью пользуются юмористически-сатирический эпос о среднерусском городке Великом Гусляре, повести и романы о космических приключениях доктора Павлыша, а также цикл произведений об агенте ИнтерГалактической полиции Коре Орват. Но главным в своем творчестве Кир Булычев считал цикл «Река Хронос» – романы «альтернативной истории» Советского Союза в ХХ веке. Всего же за почти сорок лет творческой деятельности Булычевым было создано более трехсот фантастических произведений, полюбившихся многочисленным читателям во всем мире.

        Сентябрь 2016

                (Предисловие написано совместно с М. Ю. Манаковым)


Рецензии